от Manar Aljunaidi
Вопрос: Ассаляму алейкум.
Мой вопрос касается явления, которое стало распространённым среди нас. Речь идёт о церемонии помолвки, во время которой читают суру «Аль-Фатиха» или мольбу, при этом помолвленная надевает костюм, украшается как невеста, надевает кольца, танцует… и это происходит до того, как будет заключён брак. Отсюда вопрос: дозволено ли такое по Шариату, учитывая, что это происходит публично? При этом раньше не было таких вещей, как снятие хиджаба, не было табарруджа перед женихом, пока не заключался брак.
Пусть Аллах воздаст Вам благом!
Ответ:
Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху.
Женщине не разрешается открывать свой аурат перед мужчиной, который хочет на ней жениться, поскольку он остаётся ей чужим. Так продолжается до тех пор, пока между ними не будет заключён шариатский брак, ведь Аллах сказал:
وَلَا يُبۡدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا لِبُعُولَتِهِنَّ
«и не показывают свои украшения никому, кроме своих мужей» (24:31).
До брака мужчина не является мужем, а значит, женщина не может показывать свой аурат перед ним. Если брак заключён по Шариату, то мужчина становится мужем женщины, и тогда она может показывать ему свой аурат, поскольку на основе брачного договора она стала его женой. Повторюсь, до заключения брака мужчина не считается мужем, а значит, женщина не может показывать свой аурат перед ним. Допустимость открытия аурата вытекает из законов о браке. Поэтому чтение «Аль-Фатихи» и объявление о помолвке не заменяют процедуру брачного договора, а значит, законы, вытекающие из брака, неприменимы к помолвке. В вопросе упоминается, что помолвленная открывает свой аурат перед женихом, украшается, танцует (с ним, или перед ним) после прочтения «Аль-Фатихи» или мольбы, и это происходит до заключения брака. Открывать аурат, украшаться, танцевать — всё это запрещено.
В книге «Социальная система» говорится: «Когда между мужчиной и женщиной уже завершилось соглашение о том, чтобы пожениться, то им остаётся заключить брак, который может быть полноценным лишь после шариатского брачного договора. Супружество между ними может иметь место лишь путём брачного договора согласно законам Шариата, чтобы им было дозволено наслаждаться друг другом и чтобы вступили в силу соответствующие законы после заключения брака. До тех пор, пока нет этого договора, не может быть никакого супружества <…> Брак заключается путём шариатского предложения и принятия (согласия) <…> Для заключения брака имеется четыре условия:
1) Единство места предложения и принятия <…>
2) Вторым условием заключения брака является то, чтобы каждый из двух договаривающихся сторон слышал и понимал речь другого <…>
3) Не должно быть возражений по поводу принятия предложения о браке, и здесь не важно, не принимается ли предложение целиком или частично.
4) Шариат дозволил вступление в брак одной договаривающейся стороны с другой, если только женщина является мусульманкой или из людей Писания. Что касается мужчины, то он должен быть однозначно мусульманином.
Если договор соответствует этим четырём условиям, то брак считается заключённым. Но если договор не соответствует хотя бы одному из этих условий, то брак не считается заключённым, а значит, будет недействительным в своей основе (батыль). Во время заключения брака также необходимо наличие условий правильности брака. Этих условий три:
1. Женщина должна подходить для заключения брака.1
2. Брак будет правильным только с опекуном, поэтому женщина не может сама выдать себя замуж или выдать замуж другую женщину. Как и не может поручить не своему опекуну выдать её замуж. Если она поступает таким образом, то её брак считается неправильным.
3. Присутствие двух свидетелей-мусульман, которые должны быть совершеннолетними и находящимися в здравом уме. Они должны слышать речь двух договаривающихся сторон и понимать, что целью предложения и принятия является заключение брака.
Если договор соответствует этим трём условиям, то считается правильным, а если теряет хотя бы одно из этих условий, то считается испорченным (фасид). В брачном договоре нет условия, чтобы он был написанным или зафиксированным в документе. Само лишь предложение и принятие со стороны мужчины и женщины в устной или письменной форме наряду с полным наличием всех остальных условий делает брачный договор правильным, и не важно, записан он или нет» (конец цитаты).
Брак, как разъяснено в книге «Социальная система», может иметь место только после заключения шариатского брачного договора, как было разъяснено выше. Поэтому оповещение о помолвке не заменяет брак, а значит, законы, вытекающие из брака, не могут касаться её (помолвки), в частности — когда речь идёт о демонстрации женщиной своего аурата перед мужем.
Я надеюсь, что смог внести ясность, но Аллаху более известно!
14 Сафара 1443 г.х.
21.09.2021 г.
Серия ответов учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные на его странице в «Фейсбуке» на тему «Фикх»
1. Например, запрещено одновременно жениться на двух сёстрах.