Если вы обнаружили видео не активным, зайдите позже. Мы работаем над восстановлением. В последнее время участились удаления наших видео администрацией YouTube.

Аналогия с Худайбийским перемирием. Шейх Саид Ридван. Лекция 14

Ссылка на видео https://hizb.org.ua/video/redirects/5957 

Цикл лекций об актуальных вопросах

Лекция четырнадцатая

Шейх Саид Ридван (Абу Имад)

Понедельник 25 Сафара, 1437 г.х., соответствует 7 декабря 2015 г.

БисмилЛяхи р-Рахмани р-Рахим. Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение господину посланцев Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам!

Мы приветствуем исламским приветствием следящих за медиаресурсами Хизб ут-Тахрир! Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

Мы вновь встречаемся с вами, чтобы обсудить очень важный вопрос. Многие люди часто обсуждают его. Этот вопрос касается Худайбийского перемирия, аналогии (кыяса) этого перемирия с происходящими сегодня событиями и затем вынесения шариатского решения на эти события, опираясь на сделанную аналогию. К примеру, сегодня некоторые учёные, опираясь на Худайбийское перемирие, сделав аналогию, посчитали дозволенным заключать Кэмп-Дэвидское соглашение. Так же, опираясь на Худайбийское перемирие, они посчитали дозволительным заключать такой договор, как соглашение Вади-эль-Араба. Эти учёные, опираясь на Худайбийское перемирие, дозволили много договоров. Последним из таких договоров стал договор Эз-Забадани, о котором мы узнали из новостей Шама.

Так как на самом деле нужно понимать этот вопрос? Чтобы узнать ответ на этот вопрос, нужно понять, что из себя представляет шариатская аналогия (кыяс) в Исламе. Также необходимо понять столпы (арканы) этой аналогии (кыяс). Шариатская аналогия имеет огромную значимость в исламском фикхе. Рассматривая фикх, мы видим, что девяносто процентов законов или более выведены при помощи аналогии (кыяса) с другими ранее известными законами Шариата.

Учёные дали такое определение аналогии (кыясу): «Аналогия (кыяс) — это привязка ответвления к его основе, т.к. мотив основы и ответвления — один. Аналогия (кыяс) — это значит выносить на ответвление такой же шариатский закон, который имеется в основе этого ответвления». Опираясь на данное определение, мы видим, что столпов (арканов) у аналогии — четыре. Этими столпами являются основа (опираясь на которую, проводят аналогию), новое произошедшее событие (ответвление), мотив, имеющийся в шариатском тексте, который содержится как в основе, так и в ответвлении. Также к столпам относится и сам закон Шариата, который мы выносим в отношении ответвления, опираясь на закон, имеющийся в основном тексте.

Возвращаясь к рассмотрению Худайбийского перемирия, мы видим, что мотив, из-за которого издаётся закон, в нём отсутствует. Событие, которое произошло в Худайбии, не имеет иллята (не мотивировано). Когда Пророк ﷺ заключал Худайбийское перемирие, ни один из его сподвижников не понял мотив этого договора. Большинство сподвижников стало протестовать против этого договора. Умар (да будет доволен им Аллах!) сказал: «Почему мы должны унижаться в том, что касается нашей религии?». Он посчитал этот договор ущербным и не увидел мотива, который объясняет причину заключения данного договора.

Если в этом перемирии нет мотива, то проводить с ним аналогию будет недопустимо. Ни одному факиху не дозволяется делать аналогию (кыяс) какого-либо договора с худайбийским перемирием. Данная аналогия невозможна из-за отсутствия мотива перемирия, в то время как мотив является одним из столпов аналогии (кыяса). Но как в таком случае факиху взаимодействовать с Худайбийским перемирием? Только в одном положении факих применяет закон на новые события, имеющийся в немотивированных шариатских текстах. Он применяет этот закон на новые события при их идентичности с событием, упомянутым в тексте. Т.е. он должен изучить реальность Худайбийского перемирия и произошедшего нового события. Если новое событие повторяет Худайбийское перемирие, то закон в отношении этого события будет таким же, каким был при данном перемирии. Но если их реальности отличаются, то не будет допустимым применять закон Худайбийского перемирия в отношении этого нового события.

Если происходит совпадение нового события Худайбийскому перемирию, будет неправильным называть его аналогией (кыяс). Данное соответствие будет называться применением закона Шариата по отдельным вопросам, относящимся к роду самого закона. Я приведу пример. Когда в шариатском тексте приводится, что со скота надо платить закят, если этот скот достиг нисаба (минимального размера при котором выплачивается закят), то мы приходим к человеку, чьё имущество и скот достигли нисаба, и обязываем его выплатить этот закят. Допустим, его зовут Зейд. Затем мы приходим к Амру и так же берём с его скота закят. Неправильно будет говорить, что мы взяли закят с Амра, сделав аналогию с закятом, который мы взяли у Зейда. Данное действие будет называться применением закона Шариата в отношении отдельных обстоятельств из рода этого же закона из-за их идентичности.

Смотря сегодня на различные договоры, мы видим, что они не схожи с Худайбийским перемирием. Нет сходства этого перемирия ни с Кэмп-Дэвидским соглашением, ни с соглашением Вади-эль-Араба, ни с договором в Эз-Забадани. Любое новое событие мы должны рассматривать с точки зрения того, о чём я упомянул выше.

Если взять, к примеру, соглашение Вади-эль-Араба, то мы видим, что оно противоречит Худайбийскому перемирию. Заключив перемирие в Худайбии, Посланник Аллаха ﷺ заставил курайшитов соблюдать перемирие и сделал так, чтобы они отреклись от своих союзников на Аравийском полуострове. До арабов дошла весть о том, что курайшиты отреклись от своих союзников, и они стали торопливо заключать новые союзы. Худайбийское перемирие аннулировало все джахилийские союзы. Племя Хузаа, торопясь, заключило союз с Посланником Аллаха ﷺ, а племя Бану Бакр заключили союз с курайшитами.

Если же рассмотреть Кэмп-Дэвидское соглашение и договор Вади-эль-Араба, то мы видим, что они полностью противоречат Худайбийскому перемирию. Кэмп-Дэвидское соглашение стало причиной того, что Египет перестал быть стороной сопротивления «Израилю», имея право применения своей военной мощи, и стал вместо этого сторожем иудеев.

Мы обращаемся с насихатом к некоторым сторонникам Шариата и учёным, в особенности к тем, которые находятся на территории Шама, т.к. у нас хорошее мнение о них. Это обращение не направлено к тем, кто наживается на знаниях фикха, своих фетвах и положении, которое они занимают. Оно не направлено к тем людям, чьи фетвы используют нечестивые режимы для убийства мусульман и совершения предательств. Обращаясь же к той группе людей, о которой мы думаем, что они искренни к своей религии, мы говорим: «Бойтесь Аллаха, и пусть высокомерие не подтолкнёт вас к греху!

Изучайте новые появившиеся ситуации и ситуации, которые используются в качестве основы для того, чтобы проводить аналогию (кыяс). Обращайте внимание на то, соответствуют эти ситуации друг другу или нет. Поступая таким образом, чувствуйте, что Аллах наблюдает за вами, дабы не споткнуться после проявления стойкости». Мы просим Всевышнего Аллаха дать нам всем стойкость, сделать наши деяния искренними ради Лика Его и устроить наше дело наилучшим образом! Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

На арабском http://www.hizb-ut-tahrir.info/ar/index.php/multimedia/video-series/31608.html

Лекции

Поиск силы. Цикл лекций «Жизнеописание пророка Мухаммада ﷺ»

Национализм. «Воззрения, определяющие жизненный вектор» с Сердаром Йылмазом. Выпуск 15

«Халифат или Таухид?». «Остерегайся их, дабы они не отвратили тебя!» (Ч.2)

Стороннее вмешательство в политическую жизнь исламского мира. Шейх Саид Ридван. Лекция 76 (последняя)

Как нужно относиться к текстам Шариата. Шейх Саид Ридван. Лекция 75

Реформа или перемены. Часть 2. Шейх Саид Ридван. Лекция 74