Если вы обнаружили видео не активным, зайдите позже. Мы работаем над восстановлением. В последнее время участились удаления наших видео администрацией YouTube.

Кто имеет право на законотворчество?! 1 ч. Шейх Саид Ридван. Лекция 26

На YouTube https://hizb.org.ua/video/redirects/6551

Цикл лекций об актуальных вопросах

Лекция двадцать шестая

Шейх Саид Ридван (Абу Имад)

Понедельник, 20 Джумада аль-уля 1457 г.х./29 февраля 2016 г.

БисмиЛляхи р-Рахмани р-Рахим. Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение господину посланников Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам!

Мы приветствуем Вас, дорогие зрители и следящие за медиаресурсами Хизб ут-Тахрир, исламским приветствием. Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

Мы рады снова оставаться вместе с вами для обсуждения очередной проблемы. Эта проблема касается законодательства, а именно — кто имеет право издавать закон, быть Законодателем!? Данный вопрос является однозначным для мусульман. Это — бесспорный вопрос, как с точки зрения исламского убеждения (акыды), так и с точки зрения исламского Шариата, исламского права (фикха). Всевышний Аллах в Благородном Коране говорит о праве издания закона на арабском языке в такой форме, из которой понимается, что оно ограничено только Тем, о Ком упоминается в самом аяте. Аллах говорит:

إِنِ الْحُكْمُ إِلَّا لِلَّهِ ۚ

«Решение принадлежит Аллаху» (12:40).

Также Всевышний сказал:

وَمَنْ لَمْ يَحْكُمْ بِمَا أَنْزَلَ اللَّهُ فَأُولَٰئِكَ هُمُ الْكَافِرُونَ

«Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются неверующими» (5:44).

В Благородном Коране упоминается множество категоричных доказательств, которые говорят о том, что законодательство принадлежит лишь одному Всевышнему Аллаху.

Вообще, этот вопрос является бесспорным для мусульман. Так зачем мы поднимаем его сегодня для рассмотрения? Мы говорим о нём, т.к. существуют обстоятельства, толкающие нас к этому. Мы видели во время революций в среде мусульман и видим по сегодняшний день, как некоторые люди призывают к образованию светского государства, в котором издание закона закреплено за людьми, т.е. сами люди занимаются законотворчеством.

В среде мусульман — как в Шаме, так и в других странах — есть те, кто призывает к конституциям, принятым путём взаимного согласия сторон, куда входят последователи всех религий, коммунисты и капиталисты. Хотя весь мир знает, что не может быть законодательства, исходящего из разных идеологий и убеждений. Не может быть в капиталистическом государстве законодательства, принятого одновременно из капитализма, коммунизма и социализма.

Так же и в коммунистическом или социалистическом государстве не может быть законодательства, принятого из капитализма и социализма. Почему так не бывает? Потому что основы, на которые опирается законодательство в каждой идеологии, отличаются друг от друга. Коммунистическая и социалистическая идеи отличаются от капиталистической идеи. Так будет ли существовать в государстве финансовая система, где есть свобода собственности и приватизация, или же согласно этой системе богатства будут распределяться среди людей?! Все эти законы вместе невозможно сочетать друг с другом, и не бывает так, чтобы они одновременно действовали в народе. Если всё же эти законы будут все вместе иметь место в обществе, то, значит, оно катится вниз.

Итак, мусульмане не спорят с тем, что законодательство принадлежит Аллаху.

Но давайте рассмотрим истинную суть призыва к исламскому проекту, который ведётся в землях мусульман, и этот призыв принимают все люди, несмотря на их убеждения.

В первую очередь, я хотел бы сказать, что мысль о том, кому принадлежит право издания закона, не является новой мыслью, о ней говорили ещё в прошлые века. Вокруг этой мысли ведут спор две группы людей. Первая группа людей говорит, что законодательство принадлежит Аллаху, а вторая группа говорит, что законодательство может принадлежать человеку. Как мы и сказали, вопрос о том, что законодательство принадлежит Аллаху, является однозначным.

Давайте всё же рассмотрим мысль, с которой мы сталкиваемся в наше время. Согласно этой мысли, законодательство принадлежит людям. Если считать, что законодательство принадлежит человеку, то следует изучить реальность человека, в отношении которого будут выноситься законы. Ведь законодательство и законы занимают центральное положение в народах и обществах, т.к. ими регулируются взаимоотношения как внутри государства, так и за его пределами, и благодаря им защищаются интересы людей. Следует изучить реальность человека, чтобы сделать вывод о том, является ли человек способным предоставить правильное законодательство.

Человек, на которого мы хотим возложить ответственность за то, чтобы создать правильное законодательство, является слабым, несовершенным и ограниченным по своей природе существом. Умственные способности у людей в понимании всех вопросов отличаются друг от друга. Такова реальность, сущность человека. Также человек имеет определённое строение. Это физическое строение человека для продолжения жизни и функционирования его организма нуждается в удовлетворении определённых потребностей. Например, он нуждается в воде, пище, соли, витаминах, сахаре и других питательных веществах. Органы человеческого организма способны функционировать благодаря этим веществам.

Итак, согласно своему строению, человек имеет органические потребности. Органы его тела функционируют сообразно этим потребностям. Если же нарушается порядок функционирования органов, то в человеке происходит сбой, который несёт угрозу его жизни. Например, для человека представляет опасность повышенное или пониженное количество сахара в крови или соли в организме. Человеческий организм нуждается в определённом балансе.

Смотря же на строение организма человека, нам становится очевидным, что когда в нём происходит какой-то сбой, то от этого зависит, будет ли он дальше жить или нет. Т.е. угрозу для жизни человека будет представлять нарушение баланса питательных веществ, витаминов или гормонов в его организме. Поэтому эти органические потребности человека являются основными потребностями. Законодатель должен их учитывать, чтобы в этом отношении не сделать человека предметом, по которому ведутся прения при создании законодательства. Будет неправильным говорить обществу, что бюджет государства не позволяет ввозить в страну предметы питания с целью удовлетворения потребностей людей, поэтому следует поднять цены на эти товары. Этот вопрос даже не рассматривается, потому что данная проблема касается вопроса жизни и смерти людей. В этом вопросе не ведётся торг и следует полностью удовлетворять эту нужду людей.

Итак, органические потребности являются основными потребностями, и для каждого индивида нужно обеспечить удовлетворение этих потребностей.

Нельзя говорить, что тот, кто имеет возможность удовлетворить эти потребности, заслуживает жить, а тот, кто не имеет возможности их удовлетворить — лишний. Законодательство должно быть таким, которое будет учитывать эту сторону.

Другим моментом в органических потребностях является то, что возбудитель этой потребности исходит из самого организма. Например, мы видим, как голод нас толкает удовлетворить эту потребность, и невозможно избавить человека от чувства голода. Мы не можем пренебрегать этой потребностью или игнорировать её из-за того, что возбудитель этой потребности исходит из организма и неразрывно связан с человеком. Кто испытывает голод, не может уснуть и не в состоянии терпеть его. Али (да будет доволен им Аллах) говорил: «Я удивляюсь бедному человеку, который не может найти еду, что он не выходит к людям, размахивая своим мечом».

Итак, возбудитель органических потребностей исходит из организма и от их удовлетворения зависит жизнь человека.

Но, в этих потребностях есть ещё один момент, на который нужно обратить внимание! Эти органические потребности обладают пределом при их удовлетворении. Т.е. если голодному человеку сказать: «Вот твоя еда, поешь!», — то он сможет съесть только определённое количество еды. После того, как он насытится, если даже ему принести все виды блюд, он не сможет вместить большего. А если он всё же постарается добиться этого, то такой его поступок будет считаться странным и плохо скажется на его организме. Всевышний Аллах создал человека с этими качествами и сделал так, что удовлетворение органических потребностей имеет определённый предел. Поэтому эти потребности и не создают проблемы в обществе, потому что когда в обществах удовлетворяются основные потребности людей с учётом того, что они являются ограниченными, то таким образом проблема полностью разрешается. Так решаются проблема человека, связанная с его органическими потребностями.

Но из-за слабости, несовершенности и ограниченности человека он продолжает ощущать страх и беспокойство, испытывать чувство переживания и ищет для себя то, что обезопасит его в кризисных ситуациях и при тяжёлых потрясениях. Когда происходит землетрясение, самолёт откланяется от заданного курса или корабль в море застиг шторм, человек чувствует, что он нуждается в чём-то, что обеспечит ему безопасность. Данная потребность у людей имеет разные проявления, и учёные называют такую потребность инстинктами.

В человеке присутствует инстинкт религиозности. Когда он чувствует опасность, то начинает прибегать к Всевышнему Аллаху. Также в нём есть инстинкт самосохранения, который толкает его на то, чтобы сохранять себя. Мы видим, как человек стремится приобрести собственность, т.к. благодаря этой собственности он может приобрести то, чем он сможет сохранить самого себя. Ещё в человеке есть инстинкт родопродолжения, благодаря которому происходит рождение детей. Он знает, что на нём жизнь не останавливается, и она должна перейти к его детям и внукам.

Таковыми являются инстинкты, которые есть у человека, и кто издаёт законы, тот не может игнорировать и эту стороны природы человека в том числе. Когда группа людей пришла к Пророку ﷺ и спросила его о том, сколько времени он поклоняется, то им будто показалось, что для них этого мало. Тогда один из них сказал, что будет непрерывно поститься. Другой сказал: «А я буду держаться подальше от женщин и не буду жениться». Третий сказал: «А я буду выстаивать ночные молитвы и не буду спать». Тогда Посланник Аллаха ﷺ увидел, что их слова противоречат человеческой природе (фитре), которую сотворил Всевышний Аллах. Он, обратившись с проповедью к людям, сказал: «Клянусь Аллахом, я больше вас боюсь Аллаха! Но я пощусь и разговляюсь, я выстаиваю молитвы и сплю и я женюсь на женщинах, а кто не желает моей Сунны, тот не имеет ко мне отношения».

Итак, при издании законов следует принимать во внимание инстинкты и качества, которыми обладает человек.

Инстинкты отличаются от органических потребностей. К примеру, инстинкт родопродолжения и половое влечение не содержат в себе нужду неизбежного удовлетворения. Поэтому, когда издающий закон относится к половому влечению в равной степени как и к удовлетворению органической потребности, например, к той же еде, он совершает огромную ошибку, которая губит человека. А ведь такое сегодня происходит на Западе, где законы выдумывает сам человек. Придумывая законы, они отнеслись к половому влечению как к потребности в воде и пище.

Возбудителем инстинктов является внешний фактор, в отличие от возбудителя органических потребностей. Возбудителем органических потребностей является сам организм человека, они исходят изнутри его. К примеру, когда человек испытывает голод, он толкает его к тому, чтобы он удовлетворил эту свою потребность. Но с инстинктами дело обстоит иначе, их возбудителем является внешний фактор. К примеру, когда человек видит деньги, красивую женщину или же видит то, что ему угрожает, только тогда в нём пробуждаются инстинкты.

Как решаются проблемы, исходящие из инстинктов, при издании законов с учётом того, что их возбудителем является внешний фактор? Если имеется то, благодаря чему удовлетворяются инстинкты, то их необходимо удовлетворять. Если же нет возможности их удовлетворить, то следует устранить факторы, которые возбуждают эти инстинкты, а иначе это обернётся катастрофой для человека, потому что проблемы возникают именно тогда, когда инстинкты приходят в возбуждение, но нет возможности их удовлетворить. Поэтому Законодатель в Исламе запретил пути к возбуждению инстинктов. Он запретил табаррудж (выставлять женщинам свою красоту напоказ), ихтилят (смешение мужчин и женщин) и т.д. Такой запрет присутствует в Исламе, чтобы не возбуждать инстинкты людей в то время, как они не могут их удовлетворить, а когда они не могут их удовлетворить, то в обществе происходит бедствие.

Вывод, если мы хотим издавать законы, то мы должны учитывать природу человека, его инстинкты и органические потребности. Также мы должны учитывать существующую разницу, что инстинкты отличаются от органических потребностей.

Человек нуждается в идеальном законодательстве, которое обеспечит удовлетворение его потребностей, т.к. они являются основными, а инстинкты следует удовлетворять в той мере, насколько имеется возможность, и не приводить их в возбуждение. Их возбуждение должно происходить в рамках правильного законодательства, чтобы обрести максимальное удовлетворение.

Видя то, насколько люди осознают человеческую природу, его инстинкты и органические потребности, мы смело можем утверждать о том, что люди не в состоянии предоставить идеальное и правильное законодательство, которое возвысит человека. Законодательство не может быть идеальным, если оно будет игнорировать инстинкты и органические потребности в человеке.

Очевидно, что Тот, Кто Сотворил человека, лучше Знает то, что создано Им самим! Он лучше остальных Знает о человеке, его инстинктах и органических потребностях. И Он лучше других может установить для человека подходящий для него закон, который сделает его счастливым, как в этом мире, так и в момент, когда человек вернётся к своему Господу.

Исходя из этого, мы говорим: «Предоставление человеку возможности быть законодателем несёт в себе огромную опасность. Степень этой опасности проявляется лишь тогда, когда мы узнаём, что из себя представляет человек и что из себя представляют те люди, которые издают законы в отношении человека. Т.е. в данном случае законы издаёт человеческий разум. Он утверждает законодательство, принимает решение и устанавливает законы. Поэтому следует изучить суть и реальность разума человека. Также следует изучить то, как он оценивает реальность, чтобы прийти к выводу о том, кому именно принадлежит право на издание закона, законотворчество, и каким оно бывает». До следующей встречи, если на то будет воля Аллаха! Мы будем изучать вопрос разума и разнообразие законодательств среди различных общин и народов. Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

На арабском http://www.hizb-ut-tahrir.info/ar/index.php/multimedia/video-series/31608.html

Лекции

«Халифат или Таухид?». «Остерегайся их, дабы они не отвратили тебя!» (Ч.2)

Стороннее вмешательство в политическую жизнь исламского мира. Шейх Саид Ридван. Лекция 76 (последняя)

Как нужно относиться к текстам Шариата. Шейх Саид Ридван. Лекция 75

Реформа или перемены. Часть 2. Шейх Саид Ридван. Лекция 74

Они хитрят и Аллах хитрит, но Аллах — лучший из ухищряющихся. Сира 8 часть

Поклонение в неспокойное время. Сира 7 часть