Если вы обнаружили видео не активным, зайдите позже. Мы работаем над восстановлением. В последнее время участились удаления наших видео администрацией YouTube.

Подчинение обладателю власти (вали аль-амр). Шейх Саид Ридван. Лекция 34

На YouTube https://hizb.org.ua/video/redirects/7037

Цикл лекций об актуальных вопросах

Лекция тридцать четвертая

Шейх Саид Ридван (Абу Имад)

Понедельник 18 Раджаба 1437 г.х./25 апреля 2016 г.

БисмиЛляхи р-Рахмани р-Рахим. Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение господину посланников Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам!

Мы приветствуем следящих за медиаресурсами Хизб ут-Тахрир! Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

Мы вновь встречаемся с вами, чтобы обсудить одну из проблем мусульман. На этой встрече мы поговорим об очень важном вопросе. Этот вопрос касается подчинения обладателю власти (валию аль-амр). Мы много слышим от тех, кого сегодня называют учёными, что нужно подчиняться обладателям власти (валию аль-амр). В качестве довода они приводят Слова Всевышнего Аллаха:

«Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладателям власти среди вас» (4:59).

Опираясь на этот аят, они говорят, что нельзя выходить против тех, кто сегодня обладает властью, и ослушаться их в том, что они повелевают и запрещают.

Более того, говоря, что им нужно подчиняться, они приводят слова Посланника Аллаха ﷺ, где он сказал:

«Слушайся и повинуйся, даже если он будет хлестать тебя по спине и отнимет твоё имущество».

Дело дошло до того, что люди стали смотреть на правителя как на человека, которого ни в какой форме нельзя ослушаться.

Так в чём же кроется суть вопроса подчинения обладателю власти (валию аль-амр) в Исламе? Это очень важный вопрос!

Изучая вопрос подчинения обладателю власти, о котором сказали Всевышний Аллах и Его Посланник ﷺ, для нас проясняются следующие моменты: силу и жизнь исламской общины — да и других общин — олицетворяет идеология, в которую они верят. Также эту общину хранит и ведёт к развитию организованная деятельность джамаата.

Итак, любая община опирается на две основные опоры: идеологию и организованную деятельность группы.

Организованная же деятельность группы требует, чтобы у неё было руководство (амирство). Амирство же бывает частным и общим. К частному амирству относится амир в пути (сафаре) или же амир для ведения любой деятельности в группе. Такой амир необходим, чтобы регулировать дела этой группы. К общему амирству относится Великий Имам. Среди факихов принято его называть великим султаном. Он же является халифом мусульман и повелителем правоверных (амир аль-муъминин). Всевышний Аллах обязал мусульман подчиняться этому человеку.

Итак, амиры бывают двух видов: частный амир и общий амир. Люди, которые поставили над собой частного амира, после его избрания должны согласно шариатским текстам ему подчиняться. Но это подчинение происходит в рамках того дела, которым он руководит. Если человек назначен амиром в пути (сафаре), то подчинение ему должно находиться в рамках этого дела, т.е. пути (сафара). Если же человек стал амиром партии, то подчинение этому амиру происходит в рамках партийных дел. У него нет права приказывать, переходя границы партийных дел. Частное амирство бывает в рамках того дела, которым руководит тот или иной амир.

Общее амирство относится к общей заботе над делами людей. Изучая законы Шариата об общем амире, мы находим, что согласно этим законам общий амир может быть двух видов. Один из них — легитимный, а другой — нет.

Что касается легитимного амира, то это тот амир, кому дали присягу (в виде заключения с ним договора на подчинения ему) на том основании, что он будет править Книгой Аллаха и Сунной Его Посланника ﷺ. На него возложено проявлять заботу о делах Уммы посредством Ислама как внутри государства, так и за его пределами. Т.е. внутри государства он должен править Исламом, регулируя им дела Исламской Уммы. Что касается заботы о делах Уммы за пределами государства, то он должен выстраивать внешнюю политику на основе исламской акыды, и эта политика должна регулироваться нормами Шариата.

В самом человеке должно укорениться то, что он должен подчиняться Имаму. Т.е. Ислам строго обязал подчиняться халифу мусульман. Человек же, который отдалился от Имама, считается будто умершим смертью времён джахилии.

Итак, подчинение амиру, который обладает упомянутыми нами качествами, является обязательным, и необходимость этого подчинения в людях должна глубоко укорениться. Если это подчинение не будет настолько сильным, то дело этой Уммы рухнет.

Но это не означает, что подчинение правителю происходит в абсолютной форме. Шариатские тексты ограничивают подчинение правителю двумя условиями. Первое условие подчинения — это то, чтобы в приказе не было греха. Халиф мусульман ограничен этим условием. Если же он прикажет ослушаться Аллаха, то нет ему послушания и подчинения. Сподвижники, табиины и те, кто следовал пути великого Ислама, олицетворяли это понятие в своей жизни. Один из людей встал и сказал Умару: «Умар, нет тебе послушания и повиновения!». И это из-за того, что одежда Умара в своём размере на пядь была длиннее одежды остальных людей. Также и женщина сказала Умару аль-Фаруку: «А что ты скажешь в отношении Слов Всевышнего Аллаха…». Видя эти позиции, ты понимаешь, что нет подчинения халифу, когда в его приказе есть ослушание Аллаху. Итак, первым условием подчинения является то, что в приказе правителя не должно быть ослушание Аллаху.

Вторым условием подчинения является то, чтобы халиф не проявил явное неверие (куфр). Сподвижники (р.а.) спросили Пророка ﷺ об отклонении правителя: «Не сопротивляться ли нам ему с мечом в руках?». Пророк ﷺ ответил: «Нет, до тех пор, пока вы не увидите явное неверие (куфр), на которое у вас будет доказательство (бурхан)». Т.е. этот вопрос должен быть категоричным, в котором не расходятся ни подданные государства, ни глава государства. Когда же проявится такое неверие, то мусульмане могут не просто оставить подчинение этому правителю, а даже будет обязательным поднять меч против него, пока тот не вернётся к религии Аллаха.

Теперь касательно текстов, где говорится: «Слушай и повинуйся, даже если он будет хлестать тебя по спине и отнимет твоё имущество». Предполагается, что халиф мусульман может поступить несправедливо только в некоторых конкретных случаях. Один из случаев — это когда он разрешает конфликты между людьми. Если суд в чём-то обязал одну из сторон конфликта, или же ей не досталось какое-то право, то эта сторона будет полагать, что халиф поступил с ней несправедливо и попрал её права. Такое положение дел является естественным, т.к. каждая сторона конфликта считает, что именно ей принадлежит спорное право. Когда же халиф выносит решение, что такая-то сторона не имеет права на что-либо, то эта сторона думает, что с ней поступили несправедливо. В этом положении человек, который думает, что с ним поступили несправедливо, даже если он и убедился в этой несправедливости, должен продолжать слушаться и повиноваться правителю.

Но мы не говорим, что Ислам не учёл эту ситуацию. Дело в том, что есть суд по делам несправедливости. Человек, с которым халиф поступил несправедливо, обращается в этот суд, и судья по делам несправедливости разрешает возникший конфликт. После этого мы должны подчиниться, даже если кого-то из нас будут бить по спине. Итак, подчинение обладателю власти является обязательным, и это подчинение ограничено двумя условиями. Первое условие — он не должен приказывать совершить грех. Второе условие — в нём не должно проявиться явное неверие (куфр). Если согласно нашему мнению правитель причиняет вред мусульманам, издал закон, противоречащий Исламскому Шариату, а также поступает несправедливо при разрешении конфликтов между людьми, то эти вопросы подымаются судье по делам несправедливости. Данный же судья вызывает правителя на заседание суда и выносит по нему соответствующее ему решение.

Что касается нелегитимного амира, то это такой амир, которому не дали присягу в том, что он будет править людьми на основе Книги Аллаха и Его Посланника. Я не хочу приводить гипотетические примеры, достаточно взглянуть на нашу реальность. Правителям в наше время люди не давали присягу в том, что они будут править ими по Книге Аллаха и Сунне Его Посланника. Они не претворили среди людей Ислам. К тому же они претворяют над людьми системы неверия и западные конституции. Они правят законами выдуманными людьми. Разве решение в отношении таких правителей и амира, которому дали присягу в том, чтобы он правил Книгой Аллаха и Сунной Его Посланника будет одинаковым!? Разве эти правители подпадают под аят, который велит подчиняться обладателям власти!? Давайте вернёмся к аяту, чтобы вкратце обратить внимание на определённые моменты. Всевышний Аллах сказал:

«Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладателям власти среди вас» (4:59).

В аяте слово «подчинение» привязано к слову «Аллах и Посланник», что означает об обязательности подчинения им. Когда же говорится о подчинении обладателям власти, то слово «подчинение» к ним не привязано. В аяте слова «обладателям власти среди вас» упоминаются после союза «и» без использования слова «подчинение». При такой расстановке слов подчинение обладателям власти означает, что им нужно подчиняться, если они подчиняются Аллаху и Его Посланнику ﷺ. Если же они не будут повиноваться Аллаху и Его Посланнику ﷺ, то и подчинение им будет необязательным.

К тому же, когда Всевышний Аллах сказал о необходимости подчинения обладателям власти, Он сказал, что эти обладатели власти должны быть среди вас, т.е. из числа мусульман. Нельзя, чтобы обладатели власти были не из числа мусульман. Если всё же они будут не из их числа, то и подчинение им ни в каких вопросах не будет обязательным.

Но следует сделать небольшое замечание. Если правитель Иордании, Ирака, Сирии, Египта и Саудовской Аравии прикажет сражаться с неверными, желая разбить их в землях мусульман, то в таком случае подчинение этому приказу будет обязательным. Но это не считается подчинением правителю, а есть подчинение Всевышнему Аллаху. Если, к примеру, правитель прикажет молиться, то в таком случае мы не говорим: «Подчинение правителю необязательно, поэтому мы не будем молиться». Мы совершаем молитву не из-за подчинения ему, а подчиняясь Аллаху. Если люди видят, что в каких-то вопросах мы подчиняемся правителю, то это не значит, что мы подчиняемся самой личности правителя. В данном случае мы подчиняемся Всевышнему Аллаху, и обязанность свергнуть правителя, не правящего тем, что ниспослал Аллах, с нас не спадает. И мы должны принудить этого правителя к тому, чтобы он правил Шариатом Всевышнего Аллаха.

Итак, доказательства подчинения обладателю власти должны проясниться людям. В шариатских текстах под обладателем власти имеется в виду халиф и Имам мусульман, который претворяет над людьми Исламский Шариат.

Правитель, который претворяет над людьми неверие, не является законным обладателем власти среди мусульман. Такого правителя нужно свергнуть и на его место привести того, кто будет править Книгой Аллаха и Сунной Его Посланника ﷺ.

Мы просим Всевышнего Аллаха, чтобы Он обрадовал нас днём, когда мы увидим Имама мусульман, претворяющего над мусульманами Шариат Аллаха и руководящего ими Книгой Аллаха!

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

http://www.hizb-ut-tahrir.info/ar/index.php/multimedia/video-series/31608.html

Лекции

«Халифат или Таухид?». «Остерегайся их, дабы они не отвратили тебя!» (Ч.2)

Стороннее вмешательство в политическую жизнь исламского мира. Шейх Саид Ридван. Лекция 76 (последняя)

Как нужно относиться к текстам Шариата. Шейх Саид Ридван. Лекция 75

Реформа или перемены. Часть 2. Шейх Саид Ридван. Лекция 74

Они хитрят и Аллах хитрит, но Аллах — лучший из ухищряющихся. Сира 8 часть

Поклонение в неспокойное время. Сира 7 часть