Если вы обнаружили видео не активным, зайдите позже. Мы работаем над восстановлением. В последнее время участились удаления наших видео администрацией YouTube.

Ответственность мусульман и ответственность правителя по отношению к подданным государства. Шейх Саид Ридван. Лекция 35

На YouTube https://hizb.org.ua/video/redirects/7087

Цикл лекций об актуальных вопросах

Лекция тридцать пятая

Шейх Саид Ридван (Абу Имад)

Понедельник 25 Раджаба 1437 г.х./2 мая 2016 г.

БисмиЛляхи р-Рахмани р-Рахим. Хвала Аллаху, Господу Миров! Мир и благословение господину посланников Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам!

Мы приветствуем исламским приветствием следящих за медиаресурсами Хизб ут-Тахрир. Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

Мы вновь встречаемся с вами, чтобы обсудить одну из проблем мусульман. Эта проблема касается вопроса ответственности всех мусульман и ответственности правителя за заботу о людях. Наш любимец Посланник Аллаха ﷺ сказал:

«Каждый из вас пастырь и каждый несёт ответственность за свою паству. Имам является пастырем и несёт ответственность за свою паству».

Затем Посланник Аллаха ﷺ перечислил и классифицировал возложенные ответственности на людей, перечислив мужчину, женщину, слугу… Он, упоминая о тех, на ком возложена ответственность, начал с Имама, сказав: «Имам является пастырем и несёт ответственность за свою паству».

Но нас поражают некоторые люди, которые говорят нам, когда мы отчитываем правителей и порицаем их действия: «Какие вы сами — такие у вас и правители». Итак, темой нашего рассмотрения являются слова: «Какие вы сами — такие у вас и правители». Но прежде разъяснения этих слов нам следует напомнить очень важные моменты. Первый момент — призыв к одобряемому и удерживание от порицаемого является великой обязанностью. Всевышний Аллах в Своём Ясном Писании говорит:

«Неверующие сыны Исраила были прокляты языком Давуда и Исы, сына Марьям. Это произошло потому, что они ослушались и преступали границы дозволенного» (5:78),

«Они не удерживали друг друга от предосудительных поступков, которые они совершали. Как же скверно было то, что они делали!» (5:79).

В этих аятах приводится красноречивое описание! В них говорится, что неверующие были прокляты языком Давуда и Исы, сына Марьям, за то, что они ослушались и преступали границы. В чём причина их проклятия? В том, что они не удерживали друг друга от предосудительных поступков, которые они совершали. Итак, порицание запретного является одной из самых великих обязанностей, возложенных на мусульман.

Посланник Аллаха ﷺ говорил:

«Нет! Клянусь Аллахом, вы непременно будете приказывать одобряемое, непременно будете запрещать порицаемое, непременно будете хватать притеснителя за руку, непременно будете ставить его в рамки истины и непременно ограничите его этой истиной! В противном случае Аллах непременно столкнёт сердца одних из вас против других, а затем проклянёт вас, как проклял их».

В другом хадисе Посланник Аллаха ﷺ, говоря о том, какую великую степень имеет тот, кто исправляет правителя, сказал:

«Господином шахидов является Хамза и человек, который повелевал правителю одобряемое и запрещал ему порицаемое, за что тот убил его».

Итак, призыв к одобряемому и запрет порицаемого является великой обязанностью.

Другим моментом, на который мы хотим обратить внимание, является то, что призыв к одобряемому и запрет порицаемого согласно шариатским доказательствам не требует того, чтобы у человека были для этого возможности. Почему? Потому что призыв к одобряемому и запрет порицаемого являются словами, где человек говорит: «Это является истиной, а то — ложью». Эта деятельность по изменению со стороны индивидов не ставится в зависимость от устранения порицаемых явлений, т.к. они не обладают рычагами их устранения. Поэтому нельзя оправдывать оставление призыва к одобряемому и удерживания от порицаемого отсутствием силы. Даже парализованный человек может призывать к одобряемому и запрещать порицаемое.

Эти два момента поясняют то, о чём мы будем говорить далее.

Теперь перейдём к такому заключению, как «Какие вы сами — такие у вас и правители». Этот хадис многие хадисоведы (мухаддисы) посчитали слабым хадисом. Некоторые же хадисоведы посчитали это высказывание вовсе не хадисом. Это высказывание противоречит реальности, шариатским доказательствам, а также акыде. Начнём с противоречия этого высказывания акыде. Однозначно, что Посланник Аллаха ﷺ сохранён от ошибок, и он — лучший из людей. Мы знаем, что в Мекке правили неверные курайшиты, в то время как там находились Посланник Аллаха ﷺ и его благородные сподвижники, которые были лучшими творениями Аллаха. Как могут быть те неверные у власти подобны Посланнику Аллаха ﷺ и его сподвижникам?! Такое высказывание является обвинением в адрес Посланника Аллаха ﷺ и его сподвижников в их убеждении! Так же будет, если мы возьмём другую картину. Когда Посланник Аллаха ﷺ переселился в Медину и построил там Исламское Государство, став правителем, там так же жили неверные, лицемеры и иудеи. Как в таком случае одно может быть схоже с другим?! Такое высказывание противоречит исламской акыде. Кто так говорит — он словно обвиняет сподвижников и мусульман в их убеждении.

Таким же образом это высказывание противоречит законам Шариата. Шариатские законы гласят о том, что Имам и правитель несут ответственность за своих подданных. Он должен проявлять заботу о них, управляя ими законами Шариата. Используя же такую фразу, как «Какие вы сами — такие у вас и правители», мы тем самым освобождаем правителя от той ответственности, которая на него возложена и возлагаем их на людей. Но люди не владеют ни финансами, ни армией и ни теми причинами, которыми можно обязать людей, чтобы они исправились. Какими инструментами владеют люди, чтобы исправить положение людей?! Что могут сделать индивиды для того, чтобы отрегулировать отношения между людьми в экономике, образовании, здравоохранении и т.д.?! Как они смогут отрегулировать отношения между людьми внутри государства и их отношения с другими народами?! Эти дела не возлагаются на подданных государства. Так как тогда можно говорить, что именно люди являются причиной существующей испорченности?!

Итак, утверждение «Какие вы сами — такие у вас и правители» освобождает правителей от ответственности, возложенной на них, и возлагает эту ответственность на самих людей, что, в свою очередь, противоречит Шариату.

Также высказывание «Какие вы сами — такие у вас и правители» уводит людей в сторону от деятельности по изменению положения мусульман. К чему побуждают людей такие слова, как «Какие вы сами — такие у вас и правители»? В этих словах кроется такая мысль, что человек должен заняться собой и исправлять себя, а потом уже отчитывать правителей. Призыв же к тому, чтобы люди занимались самими собой, при этом оставив исправление правителя, противоречит вышеупомянутому мной аяту, который обязывает мусульман приказывать одобряемое и запрещать порицаемое.

Для прояснения этого вопроса стоит обратить внимание на арабский язык. Также стоит обратить внимание на шариатские тексты, олицетворяемые Книгой Аллаха и Сунной Его Посланника ﷺ, который сказал о себе: «Я самый красноречивый из арабов потому, что я из племени курайш». Сегодня враги используют в свою пользу незнание людьми арабского языка.

Арабская речь делится на два вида. Одним из видов этой речи является повествовательная речь. Повествовательная речь (хабар) — это такая речь, которую люди считают либо правдивой, либо лживой. Например, мы говорим, что у Вселенной есть Творец и что Мухаммад ﷺ является Пророком. Кто-то из людей считает это утверждение правдой, кто-то — ложью. Некоторые люди верят этим словам, а некоторые не верят. Также если мы скажем: «Произошло такое-то событие», — то это сообщение (хабар) либо является правдой, либо ложью.

Другим видом речи является неповествовательная речь (инша). Такая речь в арабском языке не подразумевает под собой ни ложь, ни правду. Из рода неповествовательной речи являются приказы, запреты и вопросы. Одну из форм речи, которую использовали чистокровные арабы для того, чтобы выразить приказы и запреты, были такие слова, как: «Соверши» и «Не совершай». Приказ выражался словом «соверши», а запрет — «не совершай». Но иногда требование может приходить в арабском языке, не используя слова в виде приказа и запрета. Когда Посланник Аллаха ﷺ проходил возле Сумайи и Ясира, которых подвергали пыткам, то сказал им: «Терпите (сабран), о семья Ясира». Пророк ﷺ, желая сказать им, чтобы они проявляли терпение, выразил это таким словом, как «сабран», которое не является глаголом повелительного наклонения, а является отглагольным именем (масдаром). Также иногда требование выражается описанием какого-либо обстоятельства. К примеру, когда тебе говорит некий человек: «Я бедный, нуждающийся и т.д.», — то этими словами он просит тебя о помощи.

Итак, иногда требование выражается словами в виде приказа и запрета, а иногда используя отглагольное имя (масдар). Также иногда требование выражается повествованием (сообщением). Примером такого повествования являются такие слова, как «Я беден», где человек говорит об обстоятельствах, в которых он находится. Таким же образом, к требованию в виде повествования относятся такие слова, как «Ты щедр», используя для этого требования похвалу.

Но если убрать в сторону рассмотрение вопроса достоверности или слабости хадиса «Какие вы сами — такие у вас и правители», то тогда следует понять значение этого хадиса. Этот текст является повествованием, подразумевающим в себе определённое требование. Т.е. этот текст понимается так: «О мусульмане, устанавливайте правителя, похожего на вас. Вам запрещено приводить к власти правителя, который вам не подобен».

Неправильно понимает этот хадис тот, кто освобождает правителя от возложенной на него ответственности и говорит: «Если бы люди исправились, то и правитель исправился бы тоже». Мы видим, что происходит в землях мусульман. К примеру, президент Ливана не является мусульманином. Есть и другие государства, правители которых днём и ночью твердят, что они — сторонники секуляризма, но, тем не менее, они правят мусульманами. Разве те правители, которые говорят: «Я — сторонник секуляризма, я — защитник секуляризма, секуляризм — это путь моей жизни», — подобны праведным богобоязненным мусульманам, посещающим мечети?! Конечно же, нет.

Слова «Какие вы сами — такие у вас и правители» в арабском языке относятся к такому же способу изложения речи для передачи мысли, как и Слова Всевышнего Аллаха:

«Аллах никогда не устроит неверующим пути против верующих» (4:141).

Эти Слова Всевышнего Аллаха являются повествованием, которые говорят о том, что у неверных не будет пути над верующими, но, тем не менее, сегодня неверующие имеют пути против нас. Они определяют для нас то, каким должно быть наше будущее. Именно неверные формируют конституции в странах мусульман! Именно они собирают людей в наших странах для ведения предательских переговоров, диктуя этим людям что и как им делать! Поэтому они имеют путь над нами. Но дело в том, что в этом аяте не отрицается возможность того, что неверующие будут иметь пути против верующих. Этим аятом Всевышний Аллах нам повелевает, чтобы мы не устраивали неверным пути против нас и не давали им власти над нами. Также слова «Какие вы сами — такие у вас и правители» означают, что мусульманам запрещено давать власть над ними, кроме мусульман из их числа.

Мы просим Всевышнего Аллаха, чтобы Он дал нам возможность присягнуть халифу и укрыться под его тенью! Мы просим Его дать нам возможность защищаться и сражаться позади него! Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

На арабском http://www.hizb-ut-tahrir.info/ar/index.php/multimedia/video-series/31608.html

Лекции

«Халифат или Таухид?». «Остерегайся их, дабы они не отвратили тебя!» (Ч.2)

Стороннее вмешательство в политическую жизнь исламского мира. Шейх Саид Ридван. Лекция 76 (последняя)

Как нужно относиться к текстам Шариата. Шейх Саид Ридван. Лекция 75

Реформа или перемены. Часть 2. Шейх Саид Ридван. Лекция 74

Они хитрят и Аллах хитрит, но Аллах — лучший из ухищряющихся. Сира 8 часть

Поклонение в неспокойное время. Сира 7 часть