Если вы обнаружили видео не активным, зайдите позже. Мы работаем над восстановлением. В последнее время участились удаления наших видео администрацией YouTube.

Приказ одобряемого и запрет порицаемого. Шейх Саид Ридван. Лекция 36

На YouTube https://hizb.org.ua/video/redirects/7217

Цикл лекций об актуальных вопросах

Лекция тридцать шестая

Шейх Саид Ридван (Абу Имад)

Понедельник 2 Шаъбана 1437 г.х./9 мая 2016 г.

БисмиЛляхи р-Рхмани р-Рахим. Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение господину посланников Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам!

Мы приветствуем исламским приветствием следящих за медиаресурсами Хизб ут-Тахрир. Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

Мы вновь встречаемся с вами, чтобы обсудить одну из проблем мусульман. Сама реальность, в которой живут мусульмане, обязывает нас взяться за великие дела. Совершение этих дел представляет опасность, и они требуют жертв и полной готовности. Препятствия и трудности на этом пути требуют возвышения в степенях веры, которые будут подталкивать человека жертвовать всем, что ему даровал Всевышний Аллах. Одной из обязанностей, возложенных Всевышним Аллахом, представляющих опасность для верующего, является приказ одобряемого и запрет порицаемого.

Касательно этой великой обязанности имеются категоричные доказательства, приведённые в Благородном Коране. Также доказательства этой обязанности приводятся и в пророческой Сунне, поясняющие нам значимость этого дела. Сунна же является единственным гарантом правильного понимания, правильного применения Ислама и его правильного соблюдения как правителем, так и теми, кем он правит. Если люди не будут повелевать одобряемое и запрещать порицаемое, проявляя в этом упущения, то Ислам уйдёт из жизни общества, и его влияние на людей будет сведено к минимуму. Всевышний Аллах, поясняя значимость этой обязанности, сказал:

«Неверующие сыны Исраила были прокляты языком Давуда и Исы сына Марьям. Это произошло потому, что они ослушались и преступали границы дозволенного. Они не удерживали друг друга от предосудительных поступков, которые они совершали. Как же скверно было то, что они делали» (5:78,79).

Этого аята достаточно как довода, чтобы все мусульмане стали выполнять этот великий приказ, не проявляя в нём упущений.

Этот приказ чуть ли не является аксиомой среди мусульман. Но когда ты напоминаешь людям о том, что Аллах обязал нас повелевать одобряемое и запрещать порицаемое, многие люди тебе отвечают, что у них есть оправдание в оставлении этого дела, т.к. у них нет сил и возможностей.

Как тогда сочетать хадис Посланника Аллаха ﷺ: «Совершайте то, что я вам повелел, по мере своих сил», — и Слова Всевышнего Аллаха: «Аллах не возлагает на душу то, что ей не по силам» (2:286), — с текстами, повелевающими приказывать одобряемое и удерживать от порицаемого? Этот вопрос нужно обязательно рассмотреть. Нужно быть внимательным в очень тонком вопросе, в котором объединены два положения, из-за чего у людей и происходит непонимание. К первому положению относится изменение запретного. Наш любимец Посланник Аллаха ﷺ в достоверном хадисе сказал: «Пусть тот из вас, кто увидит порицаемое, изменит это собственноручно, если же он не сможет (сделать) этого, (пусть изменит это) своим языком, а если не сможет (и этого), то — своим сердцем, и это будет наиболее слабым (проявлением) веры». В этом тексте Посланник Аллаха ﷺ повелевает нам изменить порицаемое рукой, затем языком и затем сердцем, назвав последнее наиболее слабым проявлением веры. Изучая этот текст, мы видим, что приказ изменения, порицаемого зависит от возможности.

Кто способен менять порицаемое рукой? В первую очередь, человек, который способен менять порицаемое своей рукой, это правитель, имеющий власть и материальные средства, позволяющие ему изменять порицаемое и останавливать тех, кто его совершает. Имам, правящий людьми, обязан менять порицаемое. Он способен менять порицаемые дела. Он не может отговариваться и говорить: «Давайте перейдём от изменения рукой ко второму уровню изменения, т.е. языком». Изменение порицаемого рукой относится к его прерогативе, и у него есть на это возможность.

Есть также определённая группа людей, имеющая огромное влияние при определённых обстоятельствах, и в определённое время они так же могут менять порицаемое через власть. Такими людьми являются учёные, которые имеют влияние на правителей. Когда эти учёные порицают правителей, те, опасаясь их влияния, претворяют то, что они им повелевали.

Сказанное мною касалось первой группы людей. Ко второй же группе людей относятся те, кто не может менять порицаемое рукой, но способен менять его языком. Так каким образом они могут менять порицаемое языком? Ведь порицаемое не меняется языком. Когда эта группа людей начинает говорить и разъяснять повеления Аллаха и законы порицаемого, люди отвечают на их призыв. Таким образом, слово становится причиной изменения порицаемого, и эта группа не может оставить изменение порицаемого словом и перейти к изменению порицаемого сердцем.

Что касается простых людей, у которых нет власти и речь которых не влияет на народ, то такие должны менять запретное сердцем, отвергая его и укрепляя свои силы посредством других мусульман, чтобы стать способными менять порицаемое. Такими вот являются уровни изменения порицаемого. Все эти три уровня изменения зависят от сил и возможностей людей.

Второе положение, на которое мы должны обратить внимание, это то, что приказ одобряемого и запрет порицаемого, приводимые в хадисах и аяте, не поставлены в зависимость от имеющейся силы. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Вы непременно будете приказывать одобряемое и запрещать порицаемое! В противном случае вы рискуете тем, что Аллах нашлёт на вас наказание».

В этом хадисе приказ одобряемого и запрет порицаемого не поставлены в зависимость от силы.

Итак, повеление одобряемого и запрет порицаемого отличается от изменения порицаемого. Изменение порицаемого зависит от имеющейся силы. Но запрет порицаемого не зависит от силы, потому что запрет порицаемого является всего лишь разъяснением, где человек говорит, видя порицаемое: «Это порицаемо и это гневит Аллаха». Нет оправдания тому, кто молчит, когда происходят порицаемые поступки.

Теперь обратимся к Словам Всевышнего Аллаха:

«Неверующие сыны Исраила были прокляты языком Давуда и Исы сына Марьям. Это произошло потому, что они ослушались и преступали границы дозволенного. Они не удерживали друг друга от предосудительных поступков, которые они совершали. Как же скверно было то, что они делали» (5:78,79).

Из этих Слов мы понимаем, что неверующие сыны Исраила заслужили на наказание за то, что не запрещали друг другу порицаемое, и в этом тексте запрет порицаемого так же не поставлен в зависимость от имеющейся силы. Мусульмане должны понять, что отсутствие у них силы нельзя приводить в качестве довода на оставление дела запрета порицаемого, т.к. даже парализованный человек может, указывая на какое-то порицаемое дело своим языком, сказать: «Это порицаемо! Это запрещено! Этого делать нельзя! Такое оставление является халатностью по отношению к Шариату Аллаха!». Также он может сказать: «Пролитие крови в странах мусульман является одним из самых великих порицаемых поступков, и нужно остановить тиранов, которые сделали кровь и честь мусульман предметом торга!».

Теперь перейдём к другому вопросу, который напрямую связан с приказом одобряемого и запретом порицаемого. Слова Всевышнего Аллаха: «Аллах не возлагает на душу то, что ей не по силам» (2:286), — и слова Пророка ﷺ «Совершайте то, что я вам повелел по мере своих сил», — требуют от мусульман максимально прилагать усилия в исполнении поручений Шариата. Т.е. мусульманин должен прилагать усилия в деле приказа одобряемого и запрета порицаемого, а также в исполнении других шариатских обязанностей. Если же человек полноценно не прилагал усилий в исполнении этих обязанностей, то он будет из тех, кто проявлял в этом упущение. Он будет за это спрошен Аллахом! Кого же Всевышний Аллах будет спрашивать в Судный день за его упущения, с его лица будет спадать мясо из-за стеснения перед Ним!

Итак, аят в котором говорится: «Аллах не возлагает на душу то, что ей не по силам» (2:286), — является великим аятом. Недопустимо оправдываться этим аятом, говоря, что мы не можем повелевать одобряемое и удерживать от порицаемого! Ведь Всевышний Аллах не возлагает на людей то, что им не по силам. Если мы увидели, что Всевышний Аллах повелевает нам что-либо, то мы должны говорить: «Всевышний Аллах повелел нам то, что нам по силам, и мы должны приложить усилия, чтобы исполнить этот приказ».

Если же выполнение приказа влечёт за собой погибель, но не предполагаемую, а реальную погибель, то в таком случае можно воспользоваться облегчением (рухса), не выполнив этот приказ. Т.е. если человек встал перед лицом правителя, запрещая ему порицаемое, за что тот велел лишить жизни первого, тогда он может воспользоваться облегчением (рухсой), как воспользовались им Аммар ибн Ясир и другие люди.

Обращаясь к тем, кто хочет воспользоваться облегчением (рухсой), мы говорим: «Обратите внимание на хадис Посланника Аллаха ﷺ: «Господином шахидов является Хамза и тот человек, который приказывал правителю одобряемое и запрещал ему порицаемое, за что тот убил его». Итак, Посланник Аллаха ﷺ побуждает приказывать одобряемое, удерживать от порицаемого и говорить это в лицо правителю, даже если он будет убит из-за этого. Ведь в подобных случаях общее изначальное обязательство (азима) приоритетнее, чем воспользоваться облегчением (рухсой), оставляя выполнение этого приказа. Все мусульмане должны помнить, что за великие дела не берутся сторонники облегчений, а берутся те, кто стремится соблюдать Шариат в его полном виде (азима)!

Мы Просим Всевышнего Аллаха сделать нас сторонниками изначальных, основных законов Шариата (азима), выполняющими приказы Аллаха, из-за чего приобретём великий успех у Господа небес и земли! Мы просим Его, чтобы Он даровал нам благоразумие! Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

На арабском http://www.hizb-ut-tahrir.info/ar/index.php/multimedia/video-series/31608.html

Лекции

«Халифат или Таухид?». «Остерегайся их, дабы они не отвратили тебя!» (Ч.2)

Стороннее вмешательство в политическую жизнь исламского мира. Шейх Саид Ридван. Лекция 76 (последняя)

Как нужно относиться к текстам Шариата. Шейх Саид Ридван. Лекция 75

Реформа или перемены. Часть 2. Шейх Саид Ридван. Лекция 74

Они хитрят и Аллах хитрит, но Аллах — лучший из ухищряющихся. Сира 8 часть

Поклонение в неспокойное время. Сира 7 часть