Если вы обнаружили видео не активным, зайдите позже. Мы работаем над восстановлением. В последнее время участились удаления наших видео администрацией YouTube.

Постепенное претворение законов шариата. Шейх Саид Ридван

На YouTube https://hizb.org.ua/video/redirects/7943

Цикл лекций об актуальных вопросах

Постепенное претворение законов Шариата

Лекция пятьдесят пятая

Саид Ридван (Абу Имад)

Понедельник, 17 Зуль-хиджа 1437 г.х./19 июля 2016 г.

БисмиЛляхи р-Рахмани р-Рахим. Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение господину посланников Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам!

О Аллах! Обучи нас тому, что принесёт нам пользу, сделай нас извлекающими пользу из того, что мы услышали, и прибавь нам знаний! О Аллах, сделай нас теми, кто идёт по прямому пути и ведёт других людей! О наш Господь, сделай нас праведными рабами!

Мы приветствуем следящих за медиаресурсами Хизб ут-Тахрир исламским приветствием. Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

Мы встречаемся с вами, чтобы обсудить одну из проблем мусульман и просим Всевышнего Аллаха облегчить нам понимание этой проблемы! Эта проблема касается вопроса постепенного претворения законов Шариата. Вопрос постепенного претворения Ислама негативно отразился на мусульманах и на их революциях, произошедших в странах мусульман. Пролитая мусульманами кровь дёшево оценивалась некоторыми людьми, честь мусульман для них не имела значимости в сравнении со многими правилами фикха и терминами, которые не имеют доказательств от Всевышнего Аллаха.

Тема постепенного претворения Ислама стала проявляться в то время, когда на правителей и режимы стало оказываться давление, а сами они потеряли свою легитимность в странах мусульман. Между режимами и народами образовалась пропасть. Эти режимы поняли, что они движутся в сторону своей гибели. Поэтому они стали искать такое средство, которое сделает мусульман соучастниками так называемой «политической игры».

Итак, правители и режимы в странах мусульман по некоторым причинам сильно нуждаются в том, чтобы сделать мусульман соучастниками политических процессов в стране. При помощи этого они хотят, чтобы их воспринимали легитимными правителями, потому что исламисты и исламские движения пользуются поддержкой со стороны большинства населения в странах мусульман. Когда же исламисты соглашаются с наличием этих режимов, то это означает, что они придают им легитимность. С другой стороны, взаимодействие режимов с исламистами обязывает последних самим соблюдать и защищать конституцию. Таким образом, эти режимы используют исламистов как средство продвижения своих проектов в виде конституции и законов, распространения этих проектов и принуждения людей подчиняться конституции. Также, используя исламистов, они отрывают Ислам от самой сути, которую он в себе содержит. Если мусульманин и шейх клянётся хранить конституцию наряду с левыми и сторонниками светскости, то в чём тогда разница между сторонниками светскости и мусульманами, дающими клятву? Таким образом, Ислам лишается своей сути, и люди видят, что действия, которые совершают мусульмане и сторонники светскости, не отличаются друг от друга ничем. Так в среде мусульман происходит регресс, их доверие к религии и к исламской направленности начинает колебаться.

Появилась такая идея, как идея постепенного претворения Ислама. Мы слышали о договорах людей с исламскими движениями, в которых говорилось, что они не будут править Исламом, даже если победят на выборах. Они заявляли, что хотят гражданское государство на патриотической основе, на основе принятия мнения других людей, плюрализме и обмене властными полномочиями. Они сказали, что не хотят борьбы за власть, а хотят быть соучастниками в правлении. Это и есть тупик!

Это постепенное претворение Ислама и соучастие во власти означает, что они принимают и соблюдают некоторые законы Ислама, а претворение остальных законов оставляют на неизвестное для них время. В итоге они однозначно будут претворять неверие, т.к., исходя из закономерности, установленной Аллахом, в обществах не может быть законодательного вакуума. Регулируя одну сторону жизнедеятельности на основе Ислама, другие стороны жизнедеятельности не могут оставаться без того, чтобы они не были отрегулированы. Эти стороны жизнедеятельности будут нуждаться в законах. Таким образом, они кроме Ислама ещё будут руководствоваться и неверием, т.е. неисламской системой и законодательством.

Те мусульмане, которые призывают к соучастию в правительстве, полагают, что такое действие является шагом в сторону полного претворения Ислама. Смотря же на те доводы, на которые они опираются, мы находим, что они имеют много неправильных выводов. Из тех доводов, на которые они ссылались, были и шариатские тексты. К примеру, они говорят, что Ислам постепенно претворил закон о запрете хамра. Рассматривая закон о запрете хамра, мы обнаруживаем, что этот закон не претворялся постепенно. Прежде чем хамр будет запрещён, закон о нём не проходил через этапы, где его соблюдение становилось всё тяжелее и тяжелее. Закон о хамре — один, и это запрет. До запрета хамра люди пили хамр, а затем был ниспослан закон, отменяющий дозволенность употребления хамра, и на этом — всё.

Шариатские доводы — не в их пользу. Напротив, они неверно приводят эти доводы. В аяте, где говорится о хамре, Всевышний Аллах сказал: «Они спрашивают тебя об опьяняющих напитках и азартных играх. Скажи: «В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы…» (2:219). В этом аяте приводится описание хамра и азартных игр. В этом аяте нет требования употреблять хамр и нет требования оставить его употребление. В этом аяте сказано, что в них есть большой грех, и не сказано, что они являются грехом. Люди поняли этот аят так, что употребление хамра не является запретным. Некоторые мусульмане продолжали пить хамр. Затем был ниспослан аят, в котором было сказано: «О те, которые уверовали! Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными» (4:43). Этот аят не запрещает употреблять хамр. Всевышний Аллах в данном аяте запрещает приближаться к молитве в нетрезвом состоянии так же, как Шариат видит неправильным употребление чеснока перед молитвой. Из этих приказов не понимается, что употребление чеснока и хамра является харамом. Закон в отношении хамра данным аятом не изменился. Этот аят запрещает молиться в нетрезвом состоянии, чтобы молящийся понимал то, что он говорит в молитве. Затем был ниспослан аят, в котором было сказано: «Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний дьявола. Сторонитесь же её…» (5:90). Мусульмане после ниспослания этого аята тут же перестали употреблять хамр. Его употребление стало запретным.

Обращаясь к этим привередливым людям, ссылающимся на тексты о хамре в вопросе постепенного претворения Ислама, мы говорим: «Предположим, в Исламе имеется постепенность. Но эта постепенность присутствует в законодательстве, или же она существует в претворении Ислама?». Однозначно, в моменте законодательства. Если же дело обстоит таким образом, то этот вопрос касается Законодателя. Законодатель имеет право постепенно устанавливать законы, принимать эти законы на какое-то время и отменять их. Разве мы — законодатели?! Разве люди в наше время являются законодателями?! Этим людям мы отвечаем: «Время издания законов закончилось. Все законы уже были ниспосланы. Вы не имеете права отказываться и отменять законы Аллаха, ссылаясь на постепенность и делать себя соучастниками Аллаха в издании законов». Упомянутые нами слова имеют очень важное значение.

Другой момент, о котором мы хотели упомянуть, обращаясь к сторонникам постепенности: «Вы хотите сказать, что претворяете законы постепенно из-за мягкости и сострадания к людям? Если вы так считаете, то тем самым вы обвиняете религию в том, что её тяжело соблюдать и невозможно претворить в жизнь. Также этим утверждением вы полагаете, что законы неверия в нынешний период для общества легче соблюдать, чем законы Ислама, поэтому, жалея людей, вы хотите постепенно претворить над ними законы Ислама, пока они не окрепнут, после чего вы уже полностью претворите над ними Шариат. Такое утверждение противоречит тому, что упоминается в шариатских текстах. К примеру, Всевышний Аллах обязал мусульман проявлять стойкость, воюя с врагом, и один мусульманин должен был проявлять стойкость против десяти человек. Посмотрите в суре «Ат-Тауба», где говорится об этом. Аллах обязал мусульманина сражаться в том случае, когда на него одного будет приходиться десять неверных. Затем Всевышний Аллах сказал: «Теперь Аллах облегчил ваше бремя, ибо Ему известно, что вы слабы» (8:66).

Облегчив мусульманам, Аллах сделал так, что мусульманину было обязательно сражаться с неверным в том случае, когда на него будет приходиться два врага. В Исламе нет такого условия, что необходимо начинать с претворения законов, которые будут лёгкими для соблюдения, а затем уже претворять более трудные. Напротив, были законы, которые тяжелы для соблюдения, но затем приходило облегчение в отношении этих законов.

Людям, которые ссылаются на это в вопросе постепенности претворения законов, а также на то, что Умар (р.а.) оставил применение закона наказания за воровство в год голода, мы говорим: «Откуда вы узнали, что Умар оставил применение закона наказания за воровство? Что он сделал с тем человеком, который своровал? Тому, кто своровал, не говорят: «Иди, воруй и делай, что хочешь». Оставление Умаром применения закона означает, что он применил другой закон, не тот, который был ниспослан в отношении воровства. Умар не изменял закон о воровстве и не применял вместо него другой. К нему привели бедного и нуждающегося человека, который своровал лишь из-за того, что был голоден. Умар узнал, что этот человек своровал по причине несправедливого отношения к нему его господина. Умар оправдал его самого и наказал его господина. Если бы к Умару привели человека, который своровал, будучи богатым, то он непременно отрубил бы ему руку. Итак, в год голода отрубают руку вору, если тот состоятельный, а если человек своровал из-за нужды голода, то государство обязано покрыть его нужду. Государство не применяет наказание за воровство в отношении человека, который своровал, чтобы поесть, дабы не умереть с голоду. Умар так и поступил. Так не обвиняйте Умара в том, что он оставил применение законов Всевышнего Аллаха!

Вопрос законотворчества и постепенности в принятии законов касается Законодателя, а не людей. Мы же не имеем права издавать законы и отменять их. Также мы не можем руководствоваться отменёнными законами при наличии тех законов, которые их отменяют.

Что касается применения законов в отношении людей, то ни Посланник Аллаха ﷺ, ни халифы, которые были после него, не претворяли эти законы постепенно, и мусульмане не сомневаются в этом. К примеру, если бы человек принял Ислам в десятый год по хиджре, т.е. в последний год жизни Посланника Аллаха ﷺ, то Пророк ﷺ не сказал бы ему: «В отношении тебя мы будем претворять часть Ислама, а остальную его часть применим на другой стадии». Нет такого известия, которое говорило бы о том, что Посланник Аллаха ﷺ принял от людей оставление даже одного закона. Среди мусульман известен хадис о том, как один из мусульман сказал Посланнику Аллаха ﷺ по поводу джихада и закята, что он трусливый и скупой. Посланник Аллаха же ﷺ осуждая, ответил ему: «Религия, где нет закята и нет джихада! Что эта за религия такая!».

В период вероотступничества Абу Бакр (р.а.) сказал: «Неужели Ислам потеряет свою полноценность в то время, как я ещё жив?!». Он воевал с вероотступниками из-за того, что они оставили соблюдение лишь одного закона. Из-за вероотступничества в одном законе, а не за отступления от всего Ислама, он сражался и убивал с теми, кто так поступал. Так же и остальные мусульмане умирали ради этого закона. Ислам не претворялся постепенно ни в эпоху Посланника Аллаха ﷺ, ни в эпоху сподвижников. Сподвижники завоевали страны Шама и Ирака. Они завоевали страны с огромной площадью и населением. До нас не дошли известия, что сподвижники претворяли на огромных, завоёванных ими территориях, с огромным количеством населения неверующих, часть законов, оставляя при этом претворение других законов.

Затем, обращаясь к мусульманам, мы говорим: «Кого не наставляет Коран, того никто не наставит! Всевышний Аллах сказал: «Неужели вы станете веровать в одну часть Писания и отвергать другую часть? Воздаянием тому, кто совершает подобное, будет позор в мирской жизни, а в День воскресения они будут подвергнуты ещё более ужасным мучениям» (2:85). Этого аята будет достаточно — хотя есть ещё десятки других аятов, — чтобы удержать всякого, кому пришла мысль пойти по дороге оставления религии Аллаха! Этого аята будет достаточно, чтобы удержать того, кто хочет придать легитимность нынешним режимам и вырывает из Ислама саму его суть! Этого аята будет достаточно, чтобы удержать тех, кто показывает Ислам неспособным решать проблемы людей, из-за чего они начинают отчаиваться в Исламе и думать, что он не может решить их проблемы!».

Дорогие братья! Постепенность в претворении законов Шариата представляет собой опасность и не имеет шариатских оснований. В эти дни о постепенности в претворении законов говорит либо невежда, которому мы находим оправдание, если он не относится к числу обладателей знания, а он относится к обладателям знания, то мы ему скажем: «Побойся Аллаха!».

Мы просим Всевышнего Аллаха как для нас, так и для вас здравости и благоразумия! Ассаляму алейкум ва рахматуллах!

http://www.hizb-ut-tahrir.info/ar/index.php/multimedia/video-series/31608.html

Лекции

Величие Исламского законодательства. Шейх Саид Ридван. Лекция 66

Новшество (бидаат). Шейх Саид Ридван. Лекция 65

"Встань и увещевай". Цикл лекций "Жизнеописание пророка Мухаммада ﷺ". Лекция 5

Кому принадлежит главенство. Шейх Саид Ридван. 64 лекция

Худайбийское соглашение. Шейх Саид Ридван

Вторая клятва при Акабе (присяга войны). Шейх Саид Ридван