Если вы обнаружили видео не активным, зайдите позже. Мы работаем над восстановлением. В последнее время участились удаления наших видео администрацией YouTube.

Худайбийское соглашение. Шейх Саид Ридван. Лекция 63

На YouTube https://hizb.org.ua/video/redirects/9776

Цикл лекций об актуальных вопросах

Худайбийское соглашение

Лекция шестьдесят третья

Шейх Саид Ридван (Абу Имад)

Понедельник, 14 Сафара 1438 г.х./14 ноября 2016 г.

Бисмилляхи р-Рахмани р-Рахим. Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение господину Посланников Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам!

Мы приветствуем следящих за медиаресурсами Хизб ут-Тахрир исламским приветствием! Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

Мы очередной раз встречаемся с вами, чтобы обсудить одну из проблем мусульман. Эта проблема касается Худайбийского соглашения. Мы хотим на этой встрече пролить свет на то, что происходило в Худайбии, и пояснить ту неясность в этом вопросе, которая возникает в умах мусульман. Нам необходимо поразмышлять над очень важными вопросами, которые играют большую роль в раскрытии пунктов Худайбийского соглашения, а также в понимании тех неясностей, что окутали этот вопрос.

Во-первых, необходимо помнить, что племя курайшитов на то время было лидирующим государством на Аравийском полуострове. Ему там принадлежало политическое и религиозное лидерство. Нам необходимо об этом помнить при изучении происходящих в то время событий, особенно события, произошедшего в Худайбии.

Во-вторых, в Пресветлой Медине, в городе Посланника Аллаха ﷺ, образовалось Исламское Государство. Это новое государство взяло на себя обязательство соперничать за лидерство и главенство с лидирующим государством на Аравийском полуострове. Так оно поступало из-за того, что как Исламское Государство оно является распространителем идеологии. Лидерство на Аравийском полуострове этому государству было необходимо, чтобы подготовить почву для распространения Ислама во всём остальном мире.

В-третьих, необходимо помнить, что между Меккой и Мединой с момента переселения туда Посланника Аллаха ﷺ произошло много войн. Последней из этих войн была битва с союзными племенами. Непосредственно после этой битвы Посланник Аллаха ﷺ сказал:

نَغْزُوهُمْ وَ لَا يَغْزُونَنَا

«Теперь мы будем атаковать их, а не они нас».

Мекка и Медина всё ещё находились в состоянии войны друг с другом. Мы говорим об этом, чтобы помнить, как мусульмане смогут войти в Мекку, когда с населением этой страны они находятся в состоянии войны. Так, например, в состоянии войны находились арабские государства с сионистским образованием. Как арабы могли посещать «государство» евреев, когда они находятся в состоянии войны с ними? Если такие визиты имеют место, значит, прежде, чем попасть на территорию врага, между сторонами должно существовать соглашение. Кто глубоко рассматривает этот вопрос, тот понимает, что при таком ходе дел естественным является наличие соглашения между двумя сторонами, потому что не может быть такого, чтобы две враждующие стороны могли входить на территорию друг друга без договорённости или какого-либо соглашения.

Также следует помнить, что Посланник Аллаха ﷺ пожелал воспользоваться существовавшей на тот период среди арабов нормой. Какая же норма присутствовала на тот период среди арабов? Курайшиты пользовались религиозным лидерством, которое обязывало их не препятствовать тем, кто хочет посетить Каабу с целью её возвеличивания и освящения. Это очень важная деталь. Мы находим, что Посланник Аллаха ﷺ прибегнул к очень грамотному политическому действию, которое состояло в том, что он предварительно образовал общественное мнение в свою пользу. Как он смог повлиять на общественное мнение, которое служило его интересу? Он смог повлиять на это мнение, оповестив племена арабов, находившиеся вокруг Мекки и Медины, о том, что он намерен совершить Умру с целью возвеличить Запретную мечеть. При этом в путь они вышли, лишь опоясавшись мечами, которые берут с собой путники. Пророк оповестил арабские племена о том, что он не желает войны и ведёт с собой лишь жертвенных животных. Когда он приблизился к Мекке, то впереди своих людей он выдвинул жертвенных животных. Образование этого общественного мнения имело очень важное значение для реализации той цели, которую преследовал Посланник Аллаха ﷺ, ведь вопрос вхождения мусульманами в Мекку поставит курайшитов в затруднительное положение. Если они позволят войти мусульманам в Мекку, то тем самым лишатся политического предводительства, а если воспрепятствуют, то лишатся религиозного предводительства. Поэтому курайшитам было сложно делать выбор.

Конечно же, курайшиты воспрепятствуют Посланнику Аллаха ﷺ войти в Мекку в попытке сохранить своё политическое и религиозное лидерство. Как они это сделают? Они станут утверждать, что Посланник Аллаха ﷺ прибыл не для возвеличивания Каабы, а пришёл, чтобы воевать с ними.

Однако общественное мнение, которое образовал Посланник Аллаха ﷺ, ранее отвергло это утверждение мекканцев. Курайшиты, будучи вынужденными дозволить Посланнику Аллаха ﷺ войти в Мекку, остались лишь перед одним выбором. Этот выбор состоял в необходимости заключить соглашение. Так был достигнут договор между Меккой и Посланником Аллаха ﷺ.

Мы не хотим углубляться в подробности этого соглашения, т.к. это займёт много времени. Но мы рассмотрим пункты и положения этого договора, чтобы устранить неясность и опровергнуть лживые доводы тех, кто руководствуется ими, стремясь заключать договоры и соглашения с врагами мусульман.

Для прояснения этого вопроса нам необходимо напомнить некоторые моменты.

Во-первых, договор, заключённый в Худайбии, состоялся между двумя государствами. В Худайбии не было заключено соглашение между государством и различными джамаатами. Всевышний Аллах в Своём Писании описал Худайбийское соглашение как явную победу. Он сказал:

إِنَّا فَتَحْنَا لَكَ فَتْحًا مُّبِينًا

«Воистину, Мы даровали тебе явную победу» (48:1).

Эту явную победу нельзя смешивать с жалкими современными переговорами, возможно, ещё и предательскими. Переговоры должны происходить в формате государства с государством, а не между джамаатами и государством.

Во-вторых, Худайбийские переговоры проходили на территории мекканцев. Эти переговоры не проходили в странах мусульман и на их территории. Также эти переговоры не были предметом торга религией и принципами Ислама. Нужно помнить этот момент. Недопустимо, чтобы предметом переговоров был торг религией и той целью, ради которой мусульмане выходят против врагов. Говоря другими словами: никто с нами сегодня не может вести переговоры, торгуясь нашими принципами и желанием претворять Шариат Всевышнего Аллаха. Недопустимо вести с кем-либо переговоры, торгуя целью, ради которой мы сражаемся, что в итоге приводит нас к договору, который бросает нас тем самым в объятия врага, против которого мы и вышли. Затем благодаря этому жалкому договору мы остаёмся под властью и мощью своего врага.

В-третьих, закон о Худайбийском соглашении не имеет шариатского мотива (иллята), чтобы на основе этого мотива можно было бы проводить аналогию (кияс). Говоря другими словами: когда Посланник Аллаха ﷺ заключил в Худайбии договор с Сухайлем ибн Амром, ни один из мусульман, который там находился, не видел в этом договоре пользу для мусульман. Все те мусульмане отвергли этот договор, и из их числа был Умар (р.а.), который сказал Посланнику Аллаха ﷺ: «Почему же мы должны унижаться в том, что касается нашей религии?». Мусульмане посчитали этот договор унижением, а не пользой. Поэтому мы говорим мусульманам: «Худайбийское соглашение не является мотивированным шариатским законом, на основе которого проводится аналогия. Никакую аналогию (кияс) на основе Худайбийского соглашения проводить нельзя».

Кто-то может спросить: «Но если недопустимо проводить аналогию (кияс) с Худайбийским соглашением, то какой тогда должен быть подход к этому соглашению?». На это мы ответим так: «Применение закона о Худайбийском соглашении происходит тогда, когда реальность перемирия полностью схожа с перемирием, заключённым в Худайбии. Т.е. такое соглашение должно заключаться между государствами. Оно должно заключаться на территории неверных, а не в странах мусульман и на их территории». Значит, мы относимся к Худайбийскому соглашению как к закону Шариата, который применяется к той реальности, которая полностью соответствует этому соглашению. Договор Вади Араба и Кэмп-дэвидский договор не соответствуют соглашению, которое было заключено в Худайбии. Так же те переговоры, которые проводятся сегодня, опираясь на Худайбийское соглашение, являются недействительными. Нужно понимать это положение.

Да, затем было естественным то, что две стороны договора (в данном случае — Посланник Аллаха ﷺ, с одной стороны, и Мекка — с другой), заключив это соглашение, обязывались соблюдать его. Государство способно обязать как себя, так и свой народ соблюдать этот обоюдный договор. Если же джамааты станут заключать договоры с врагами, то как они обеспечат соблюдение этих договоров другими джамаатами, находящимися в странах мусульман? Такие договоры представляют опасность, т.к. после этих договоров вместо борьбы с врагом мусульмане начинают вести борьбу друг против друга.

Итак, в этом Худайбийском соглашении просматривается грамотное политическое действие, из-за которого курайшиты были вынуждены заключить договор с Посланником Аллаха ﷺ. Также благодаря этому политическому действию курайшиты позволили мусульманам войти в сердце самой Мекки, выполнить умру (умра аль-када) и затем выйти оттуда. В результате Исламское Государство обрело лидерство на Аравийском полуострове.

Так же одной из задач Худайбийского соглашения была нейтрализация курайшитов, чтобы они прекратили борьбу против мусульман. Курайшитам осталась лишь судьба наблюдателей за тем, как Посланник Аллаха ﷺ воюет с их союзниками. Они отреклись от своих союзников, т.к. заключили договор о прекращении войны с Посланником Аллаха ﷺ, в то время как Посланник Аллаха ﷺ, освободившись от борьбы против курайшитов, занялся иудеями и другими племенами, которые состояли ранее в союзе с курайшитами.

Также Худайбийское соглашение показало, что политика в Исламском Государстве направлена на проявление заботы о делах людей в рамках законов Шариата. Об этом и сказал Посланник Аллаха ﷺ, желая оправдать соглашение в Худайбии перед мусульманами в тот момент, когда они отвергали подобное. Он им сказал:

إِنَّمَا أَنَا عَبْدُ اللَّه وَ رَسُولُهُ، وَ لَنْ أُخَالِفَ أَمْرَهُ وَ لَنْ يُضَيِّعَنِي

«Я — раб Аллаха и Его Посланник, и я не буду перечить Его велению, и Он никогда не погубит меня».

Вот так необходимо смотреть на Худайбийское соглашение. Я привёл лишь малые уроки из соглашения, произошедшего в Худайбии.

Мы просим Всевышнего Аллаха даровать нам понимание в нашей религии! Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

http://www.hizb-ut-tahrir.info/ar/index.php/multimedia/video-series/31608.html

Лекции

«Када ва Кадар». Сердар Йылмаз

Коллективное правление на весах Ислама. Шейх Саид Ридван. 69 лекция

Борьба Курайшитов с призывом Мухаммада ﷺ. Цикл лекций "Жизнеописание пророка Мухаммада ﷺ". Лекция 6

«Кадар». Сердар Йылмаз

Политика Шариата. Шейх Саид Ридван. 68 лекция

«Хидаят ва далялят» (истинный путь и заблуждение). Сердар Йылмаз