Подчинение халифу. Разъяснение Халифата, 9 серия

9 серия. Разъяснение Халифата: «Подчинение халифу», шейх Саид Радуан.

https://hizb.org.ua/video/redirects/843

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного! Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение господину посланников Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам!

Мы приветствуем вас дорогие наши зрители, следящие за информационными выпусками Хизб ут-Тахрир, в новой серии программы «Разъяснение Халифата», в которой мы разъясним тему, связанную с подчинением халифу.

Это – деликатная тема, вокруг которой распространилось очень много неясностей и лжи, по отношению к которой применяются доказательства, не имеющие отношения к ней. Мы просим Аллаха ﷻ помочь нам в процессе этого разъяснения.

В Сунне Посланника Аллаха ﷺ приводится множество доказательств на тему «подчинения», которые не уместятся в формате этой программы. Посланник Аллаха ﷺ привил мусульманам свойство «подчинения амиру», стремление подчиняться его приказам и запретам, словно это свойство – уже врождённое.

Например, Пророк ﷺ говорил: «Слушайся и подчиняйся, даже если над тобой поставлен правителем раб с отсечёнными частями тела», «Слушайся и подчиняйся, даже если он забрал твоё имущество и побил твою спину плетью», «Слушайся и подчиняйся, даже если над тобой поставлен правителем эфиоп, голова которого похожа на изюм»… Есть множество схожих хадисов, в понимании которых есть ошибки у многих людей.

Уповая на Аллаха, мы говорим, что подчинение занимает великое место в государстве. Если нет подчинения амиру, то государства не останется, т.к. люди по своей природе могут считать, что с ними поступили несправедливо. Люди могут различаться в пониманиях реальности, и это действительно так. И если один из мусульман, или целая группа, или губернатор посчитали, что по отношению к такому-то событию относится такой-то закон, а халиф объявил касательно этого иной закон, то без подчинения Умму ждёт раскол, и государство рухнет.

А поэтому подчинение должно быть обязательным делом. Но каким бывает подчинение, и является ли оно абсолютным? Этот вопрос необходимо рассмотреть. Аллах и Его Посланник ﷺ приказывают нам это. Например, в Коране говорится: «Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас» (4:59).

Аллах приказывает нам подчиняться обладателям власти, и Он обязал нас этому. Он завершает этот аят словами «…если вы веруете в Аллаха и Последний день…». Это является указанием на то, что подчинение является обязательным.

Но есть и другие тексты Шариата, которые показывают, что подчинение не является абсолютным. Подчинение ограничено с двух сторон. Первым ограничением является то, чтобы халиф мусульман не проявлял явного неверия. Если же было проявлено однозначное неверие, то подчинение ему не является обязательным. Более того, становится обязательным восстать против него и свергнуть его с правления.

Это – первое условие. Вторым условием является то, чтобы он не приказывал совершать грех. Что это означает? Это значит, чтобы он не приказывал своей пастве совершать харам или оставить фард. Значит, если он не приказывает грех, т.е. он не приказывает ничего, что находится вне рамок Шариата, то Шариат в таком случае разрешает ему отдавать приказ.

Когда мы говорим, что он не проявляет явного неверия, то это значит, что государство и правление находятся на основе исламской акъыды. Если он не приказывает грех, то, значит, его законы являются исламскими законами.

И поэтому возникают вопросы: «Как в этом положении может от него исходить несправедливость?», «Как он может забрать имущество без права?». От халифа подобные явления могут исходить только в очень узких ситуациях. В каких? Например, когда ведётся тяжба между ним и некоторыми представителями его паствы, или среди народа между собой.

Потом приходит судья и выносит вердикт в его пользу или против него, и тот, против кого вынесли вердикт чувствует, что по отношению к нему поступили несправедливо, т.к. у него забрали имущество без права. Так что же ему делать? Он должен подчиняться.

Он должен подчиняться в подобной ситуации. Теперь поговорим о том, что касается халифа. Например, он размышлял над делами своей паствы и посчитал, что для ведения войны ему нужно собрать налоги с богатых мусульман, обминая в этом бедных. После этого те, с кого собрали налоги, могут полагать, что с ними поступили несправедливо.

Или, например, в стране мусульман произошли несчастные случаи, которые требуют немедленных растрат. Халиф собирает деньги с людей для того, чтобы решить эту проблему, такую как катастрофа, землетрясение и так далее. После этого все или многие могут почувствовать, что по отношению к ним была совершена несправедливость.

Необходимо подчиняться, даже если была несправедливость на самом деле, т.е. он несправедливо отнял имущество, или землю, или притеснил одного из своих подданных, потому как правитель – это человек, и Исламское Государство – это государство людей, а не «небесное государство». Халиф не получает в виде откровений приказы и запреты от Аллаха непосредственно, нет.

Халиф принимает иджтихад, он может поступить правильно, а может и ошибиться. Вот поэтому от него может исходить несправедливость, и это правда. Что же должны делать люди? Должна быть сторона, которая будет устранять эти тяжбы и пресекать несправедливость. И поэтому Аллах ﷻ говорит в Коране: «Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас. Если же вы станете препираться о чём-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику» (4:59).

Аллах не сказал «Ослушайтесь!». Он говорит «то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику». Обращение к Аллаху – это обращение к Корану, а обращение к Посланнику ﷺ – это обращение к Сунне, т.е. необходимо вернуться к Корану и Сунне. Значит, должна быть сторона, которая будет стоять между халифом и людьми, которая рассудит их по Корану и Сунне. И эта сторона называется «махкамату мазалим» (суд по делам несправедливости).

Подобие этого суда существует и сегодня под названием «верховный суд» в других странах. У нас в Халифате «махкамату мазалим» ведёт судебное дело, касающееся халифа и его указов. Этот суд не ждёт, пока от людей начнут исходить жалобы. Напротив, когда судья по делам несправедливости видит несправедливость, неважно, жалуются люди, или они боятся халифа и не жалуются, он обязан собрать заседание судей и вызвать халифа, судить его и взыскать с него.

Итак, подчинение халифу в Исламе не является абсолютным. Оно связано с двух сторон. Первое – не проявлять явного неверия, второе – не приказывать грех. Если же от него начала исходить несправедливость по отношению к его подданным, то должен существовать «махкамату мазалим», который будет рассматривать тяжбы и возвращать людям их отнятые права.

Так учит нас наша религия, и это мы хотим видеть в нашем Халифате. Были в истории прекрасные, возвышенные примеры, касающиеся судейства и правления, касающиеся губернаторов и халифов. Например, когда один мужчина встал напротив Муавии и сказал ему: «О Муавия! Почему ты перекрыл людям проход? Не ты работал над ним и не твой отец!», – Муавия подтвердил это и вернул имущество его семье.

Было так, что один мужчина встал перед Умаром (р.а.) и сказал ему, когда тот стоял на минбаре: «Бойся Аллаха!», – после чего предъявил ему претензии. И сказал ему Умар (р.а.): «Не будет в вас блага, если вы не будете так говорить, не будет блага в нас, если мы не будем прощать! Хвала Аллаху, Который дал подданным Умара таких, кто с мечом защищается перед Умаром!».

Это – Исламское Государство! Это – справедливость Аллаха на земле! Халифат мусульман, Халифат людей, государство людей, в котором правят люди. Они могут поступать правильно и могут ошибаться. Это государство ведёт джихад, имеет СМИ, махкамату мазалим, который устраняет несправедливость. В этом государстве есть партии с возвышенными целями, которые не оставляют халифа просто так и не закрывают на всё глаза. В государстве будут ахлю халь ва ль-акд, партии, которые будут следить за положением дел в стране, которые будут искренне поддерживать халифа и будут отчитывать его и удерживать его за руку при необходимости.

Именно к этому мы призываем вас. И мы просим Аллаха, чтобы Он исцелил мусульман Праведным Халифатом, основанным на методе пророчества, как это обещал Аллах ﷻ и как об этом нас оповестил Его Посланник ﷺ. До следующих встреч, наши дорогие братья, в новой серии программы «Разъяснение Халифата». Мир вам, милость Аллаха и Его благословение!