Если вы обнаружили видео не активным, зайдите позже. Мы работаем над восстановлением. В последнее время участились удаления наших видео администрацией YouTube.

Неизменные и переменчивые положения в Исламе. Шейх Саид Ридван. Лекция 33

На YouTube https://hizb.org.ua/video/redirects/7005

Цикл лекций об актуальных вопросах

Лекция тридцать третья

Шейх Саид Ридван (Абу Имад)

Понедельник 11 Раджаба 1437 г.х./18 апреля 2016 г.

БисмиЛляхи р-Рахмани р-Рахим. Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение господину посланников Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам!

Мы приветствуем исламским приветствием следящих за медиаресурсами Хизб ут-Тахрир. Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху! Мы рады встретиться с вами, чтобы обсудить одну из проблем мусульман!

Сегодняшней проблеме мы дали такое название: «Неизменные и переменчивые положения в Исламе».

Мы часто слышим от тех, кто говорит от имени Уммы, что они собираются проводить с кем-то переговоры. В качестве довода для проведения переговоров они говорят, что проводят их в интересах людей и не будут проявлять уступок в неизменных позициях Исламской Уммы.

Так есть ли в Исламе неизменные и переменчивые положения? Чтобы понять этот очень важный вопрос, нам следует разъяснить следующие моменты. Ислам — это акыда, из которой исходит законодательство. Когда же говорится о законодательстве, то имеется в виду, что его необходимо соблюдать. Итак, Ислам — это акыда и законодательство (Шариат), которое указывает на обязательства и права, а также регулирует отношения между людьми. Соблюдение этого законодательства является обязательным. Оно является Божественным. Кто будет соблюдать его, тот будет вознаграждён и получит у Аллаха за подчинение Ему свой удел. Кто не будет соблюдать его, тот будет грешником, заслуживающим за своё ослушание наказания. За соблюдение или несоблюдение Шариата есть награда и наказание. Значит, люди должны соблюдать Божественные законы.

Что касается вопросов акыды, то они являются категоричными, и вера в них обязательна. В этих вопросах не совершается иджтихад (усердие в вынесении шариатского мнения). Т.е. вопросы акыды не принимаются в Исламе путём преобладающего предположения (галабат аз-занн). Утверждения в этих вопросах не противоречат друг другу. В этих вопросах не может быть разных мнений. Таковой является акыда. Кто же что-то отверг из неё или отступился от чего-либо из этой акыды, тот вышел из Ислама и стал неверным.

Также вопросы акыды не могут быть отменены. Вера в Аллаха, в Его Книгу и пророков не может отменяться. Вопросы акыды не могут быть предметом торга во время ведения переговоров, невзирая на то, ведутся ли эти переговоры между исламским мазхабами или же с другими народами. Итак, акыда остаётся неизменной, и в отношении её вопросов иджтихад недопустим.

Теперь перейдём ко второй части Ислама, т.е. законодательству. Законы Шариата, регулирующие поведение людей в исламском законодательстве, делятся на два типа. Первый вид этих шариатских законов так же является категоричным. Доказательства этих законов категоричны как в своём происхождении (субут), так и в указании (диляля). В отношении текстов, где приводятся эти законы, нет места для иджтихада, и в их отношении не могут существовать разные мнения. Прелюбодеяние, процентный рост и воровство однозначно являются запретными. Также категоричен закон по поводу отсечения руки вору и воровке. Итак, есть категоричные законы, и подход к этим законам должен быть таким же, как и к акыде. Т.е. эти законы не должны быть предметом торга при ведении переговоров. Людям и переговорщикам не предоставляется выбор принимать или отвергать эти законы. Эти категоричные законы неизменны. Учёные и правоведы мусульман относят эти законы к известным среди людей исламским законам.

Что касается второго вида шариатских законов, то они связаны с иджтихадом. В вопросах, которые относятся ко второму виду шариатских законов, существует разномнение. Такова реальность этих вопросов. Правоведы (факихи) расходились во мнениях в отношении таких вопросов. В отношении этих вопросов совершается иджтихад, т.к. доказательства этих вопросов носят либо предположительный характер по поводу своего происхождения (субут), либо предположение может касаться указания уже самого текста (диляля), т.е. они могут содержать в себе разные значения.

Некоторые могут подумать, что такие законы являются предметом торга при ведении с кем-либо переговоров, либо могут полагать, что эти законы переменчивы. Но, рассматривая шариатские доказательства и то, каким должен быть подход к иджтихаду и различным мнениям, мы обнаруживаем следующее. Если вопрос является предположительным и содержит в себе несколько значений, то муджтахид (обладающий способностями выносить правовые предписания) должен рассмотреть эти разные значения, выведенные из Шариата, и, изучив доказательства, сделать вывод, какое из этих мнений является сильным, а какое слабым. При разномнении в одном вопросе, опираясь на силу доказательств и указания текста, какое-то мнение бывает сильным, а какое-то слабым.

Каким образом разрешается вопрос, где присутствуют разные мнения? Изначально следует знать, что решение, которое исходит от Аллаха, одно. Всевышний Аллах, обращаясь к нам, не говорит, что молитва является обязательной и в то же самое время желательной. Так же, обращаясь к нам, он не говорит, что прикосновение к женщине портит омовение и в то же самое время не портит его. Он желает довести до нас в одном вопросе одно решение. Каким является это решение? Вот для понимания этого решения учёный и изучает шариатские доказательства, чтобы предпочесть одно мнение над другими, опираясь при этом на силу доказательств. Если при изучении вопроса, мы предпочли одно мнение над другими, то мы говорим, что оно является сильным и что придерживаться этого мнения является обязательным. Что касается других мнений, которые, по нашему мнению, являются слабыми, то следовать им запрещено. Кто посчитал какое-то мнение сильным сравнительно с другими мнениями, то ему недопустимо руководствоваться этими слабыми мнениями. Если он предпочёл одно из разных мнений, то он не может делать это мнение предметом торга, ведя с кем-либо переговоры. Именно так следует поступать при существовании разных мнений в одном вопросе.

Теперь посмотрим на тех, кто отправляется для ведения с врагами переговоров, чтобы рассмотреть поднимаемые там вопросы. Разве там встречаются друг с другом факихи, чтобы рассмотреть то, какое из мнений Шариата сильнее, опираясь при этом на силу доказательств? Конечно, они туда отправляются не для этого. Все, кто ведёт переговоры с противниками Ислама, не встречаются с ними, чтобы изучить шариатские мнения и прийти к сильному из них, дабы затем руководствоваться им. На этих переговорах мнение принимается совсем другим образом. Вот там и начинаются уступки в упомянутых нами вопросах.

Исходя из этого, мы говорим: «Делать уступки, отказавшись от сильного мнения с преобладающим предположением в вопросе, где существует разногласие, недопустимо по Шариату». Поэтому требуется соблюдать все шариатские мнения, законы Шариата и весь Ислам. И в Исламе нет того, что называют «неизменные и переменчивые положения».

Но прежде чем закончить рассмотрение этой темы, мне хотелось бы указать на один вопрос. Некоторые дозволенные дела (мубах) имеют пользу. Так же есть и вред, который исходит от совершения некоторых дозволенных дел (мубах). Т.е. дозволенное (мубах) можно совершить и можно его не совершать. Если же я, являясь правителем, вижу, что в некоторых дозволенных делах содержится вред, то как правитель я должен воспрепятствовать тому, чтобы вред коснулся людей. В этом случае затрагивается другой вопрос, который касается запрета нанесения вреда. В основе же то, что приносит вред, запрещено. Когда некий вопрос находится в пределах дозволенного (мубаха), то правитель, представляющий других людей, должен рассмотреть его. Если это дозволенное дело несёт в себе вред для Уммы, то из-за этого вреда нужно запретить его. Если же правитель видит пользу в некоем дозволенном деле, он должен утвердить эту пользу и запретить то, что вредит людям или же лишает их обретению пользы, т.к. на него возложено проявление заботы над своей паствой. Ведь Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Каждый из вас — пастырь, и каждый из вас несёт ответственность за свою паству».

Такое изучение не называется изучением в переменчивых положениях. Данное изучение относится к изучению шариатских законов.

Соблюдение категоричных законов является обязательным. Также является обязательным соблюдать предположительные законы, которые приняты путём предпочтения одного мнения над другими мнениями. Что касается дозволенного (мубаха), то мы придерживаемся его, опираясь на то, что оно так же является законом Шариата.

Нельзя говорить, что в Исламе есть неизменные и переменчивые положения. То, что было дозволенным (мубах) тысячу лет назад, дозволено и в эти дни. Неправильно говорить, что закон дозволенного поступка в прошлом изменился в нынешнее время. Фард остаётся фардом! Харам остаётся харамом! Акыда (убеждение) остаётся акыдой! Эти положения не меняются! Отсюда недопустимо говорить, что в Исламе есть неизменные и переменчивые положения.

Мы просим Всевышнего Аллаха даровать нам понимание в религии и помочь нам извлечь пользу из того, что мы услышали, и просим Его обучить нас тому, что принесёт нам пользу! Пусть Всевышний Аллах исправит Исламскую Умму и даст руководство над ней лучшим из мусульман! Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

На арабском http://www.hizb-ut-tahrir.info/ar/index.php/multimedia/video-series/31608.html

Лекции

«Халифат или Таухид?». «Остерегайся их, дабы они не отвратили тебя!» (Ч.2)

Стороннее вмешательство в политическую жизнь исламского мира. Шейх Саид Ридван. Лекция 76 (последняя)

Как нужно относиться к текстам Шариата. Шейх Саид Ридван. Лекция 75

Реформа или перемены. Часть 2. Шейх Саид Ридван. Лекция 74

Они хитрят и Аллах хитрит, но Аллах — лучший из ухищряющихся. Сира 8 часть

Поклонение в неспокойное время. Сира 7 часть