Библиотека Хизб ут-Тахрир Библиотека Хизб ут-Тахрир Библиотека Хизб ут-Тахрир Просвещение партии

Sidebar

  • Главное
  • Мероприятия
  • Видео
  • Фотогалерея
  • Библиотека
  • Форум
  • Газета

Меню (ru)

  • Главная страница
  • О партии
  • В Украине
  • В мире
  • Руководство
  • Просвещение
  • Разное
  • Газета
  • Еще
    • Сюжеты
    • Пресс-конференция 2016
    • Биография амиров
    • Международный форум 2013
    • Цитаты в картинках
  • Принятые
    • Изучаемые
    • Не изучаемые
  • Непринятые
  • Региональные
  • Членов партии
  • Прочее
  • Ар-Рая
Всё, что запрещено использовать людям, запрещено и продавать
Информация о материале
Ответы Амира
11 июня 2022

Всё, что запрещено использовать людям, запрещено и продавать

От Abo Alwaled Alghutani

Аль-Акса — не сирота
Информация о материале
Газета «Ар-Рая»
11 июня 2022

Аль-Акса — не сирота

Министр внутренней безопасности еврейского образования утвердил маршрут проведения «марша флагов», который запланирован 29 мая 2022 года в Иерусалиме. По сообщениям СМИ, марш остаётся прошлогодним, начиная с Дамасских ворот в сторону старого города до стены Бурак (стена Плача).

Политика. Шейх Саид Ридван. Лекция 67
Информация о материале
Лекции
10 июня 2022

Политика. Шейх Саид Ридван. Лекция 67

https://hizb.org.ua/video/redirects/10295

Цикл лекций об актуальных вопросах

Политика

Лекция шестьдесят седьмая

Шейх Саид Ридван (Абу Имад)

Понедельник, 13 Раби уль-авваль 1438 г.х./12 декабря 2016 г.

(00:00-01:45) БисмиЛляхи р-Рахмани р-Рахим. Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение господину посланников Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам.

О Аллах, обучи нас тому, что принесёт нам пользу, и позволь нам извлечь пользу из услышанного! Прибавь нам знания и сделай нас руководителями и идущими правильным путём! О Аллах, сделай нас праведными людьми!

Мы приветствуем следящих за медиаресурсами Хизб ут-Тахрир исламским приветствием! Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

Мы встречаемся с вами, чтобы обсудить очередную проблему мусульман. Эта проблема озадачивает абсолютно всех мусульман, как правителя, так и тех, кем он правит, несмотря на различие их положения в обществе. Данная проблема касается таких вопросов, как: что такое политика, кто такой политик и как происходит понимание политических событий? Понимание этих вещей должно быть провизией для всех мусульман. Такое понимание подобно хлебу, без которого люди не могут обойтись. Оно должно быть провизией как для знающих, так и для обучающихся, а также должно быть провизией правителя и тех людей, которыми он правит. Этот вопрос имеет очень важное значение. Почему? Да потому, что мы видим, как мусульмане отвернулись от политики, считая её чем-то испорченным, обманом и отклонением от правильности. Они вручили это дело человеку, которого посчитали подходящим для такого — для занятия испорченными делами. Что касается богобоязненного человека, то они посчитали, что ему не подобает заниматься политикой. Так мусульмане отошли от политики, политического осмысления происходящего и анализа происходящих событий, поэтому они стали инструментом в руках всякого нечестивца.

(01:48-03:21) Политика — это забота о делах людей. Все знают, что слово «политика» (сияса) взято из такой фразы, как «сиясат уль-хайль» (управление лошадью). Кто заботится о лошади, тренирует её, обучает искусству войны, обучает её тому, как наступать и отступать, тот считается управляющим этой лошадью. Так правитель заботится о делах Уммы и прививает ей принципы, ценности и нравственность. Политика — это забота о делах людей и реализация интересов Уммы как внутри государства, так и за его пределами. Правителем является тот, кто заботится о делах людей. Он — не сборщик налогов и не занимает положение, благодаря которому он должен наживаться. Он управляет делами Уммы и заботится о ней. Он заботится не только о праведных людях, но и о порочных. Он желает исправить порочных людей. Пусть Аллах будет доволен Умаром ибн Абдуль-Азизом! После того, как ему была дана присяга на Халифат, он сказал: «Приняв на себя власть над Уммой Мухаммада ﷺ, я посмотрел на того, кто беден и голоден, на того, кто болен и потерян, на того, кто имеет много детей и мало средств, и на того, кто пленён, угнетён и обижен. Я понял, что Аллах спросит с меня за этих людей!». Итак, правитель несёт ответственность за всех людей. Такая политика не должна оставаться лишь на словах и содержаться только в книгах. Мусульмане, находясь на разных уровнях, должны целиком и полностью претворять такую политику.

(03:22-04:51) Кто же является политиком? Политиком является тот человек, который следит за событиями, анализирует их и полностью понимает суть происходящего. Он — тот человек, который имеет взгляд на жизнь, т.е. он пользуется определённым критерием для оценки происходящих событий. Такой политик даёт оценку событиям после того, как следит за ними, понимает их суть, проанализирует их и сопоставляет. Его оценка происходящего не является академической. Он даёт оценку событиям, желая тем самым проявить заботу о делах людей. Значит, от политика в первую очередь требуется следить за событиями. Затем он сравнивает, анализирует происходящее и приобретает понимание этих событий. Он — не журналист, а тот, кто следит за событиями. Он — не просто тот человек, который комментирует некое событие, а ещё является тем, кто анализирует это событие и понимает его. Также он должен высказать своё мнение по этому событию, чтобы проявить заботу о делах людей на основе своего мнения. И так как мы являемся мусульманами, такая оценка должна основываться на исламской акыде, на критериях и законах Шариата, исходящих из этой акыды. Вот такой человек и является политиком.

(04:52-06:30) Мнению человека, который следил за событиями, анализировал их, понял суть этих событий и дал оценку им с исламской точки зрения, придаётся огромное значение, хотя посторонние люди могут видеть высказанное им мнение незначительным. Но почему тогда правители арестовывают сынов мусульман лишь из-за слова, сказанного в мечети или в местах собрания?! На самом деле, правители не желают, чтобы кто-то оказывал влияние на их политику и на то, как они управляют людьми. Политик — это всякий человек, следящий за событием, влияя через него на правителя и на его политику. Такой человек относится к политическим кругам. Под словами «политические круги» имеются в виду люди, которые влияют на политические события, невзирая на то, находятся они у власти или нет. Поэтому те круги, которые находятся у власти и занимаются вопросами правления, относятся к кругу правителя. В Исламе их прозвали приближёнными правителя (битанат уль-хаким). Круг правителя — это его приближённые, которые участвуют во власти, в управлении различными делами.

(06:31-08:04) Те мусульмане, которые жаждут изменения нынешней реальности и хотят, чтобы Ислам и его круги пришли к власти, не должны пренебрегать происходящими событиями и тем, что совершают правители внутри государства. Также они должны быть внимательны к тем отношениям, которые выстраивают эти правители с другими государствами. Эти мусульмане должны следить за событиями, анализировать их и предоставлять своё мнение по этому поводу. На основании этого мнения должна происходить забота о делах людей и сохранение их интересов, дабы Умма поняла, что эти мусульмане превосходят тех, кто находится у власти. Такую заботу необходимо проявлять, дабы Умма поняла, что эти мусульмане более искренни по отношению к ней, чем их правители, и больше них заботятся о её интересах.

Итак, мы сказали о политических кругах, которые находятся у власти, и тех, кто находится вне власти.

Но чтобы понимать политические события, нужно помнить о следующих моментах. Помимо того, что политик, как мы сказали, должен следить за событиями и понимать их, он также должен быть сведущ во многих вещах.

Во-первых, он должен понимать существующие в мире идеологии. Он должен понимать те идеологии, которые претворяются на сегодняшний день. Также он должен понимать природу тех идеологий, ради которых люди трудятся, чтобы те претворились в жизнь. Он должен знать, что представляют собой все эти идеологии.

(08:06-09:46) Во-вторых, политик должен понимать международное положение. Т.е. он должен знать государства, которые прочерчивают и совершают политические действия в международных отношениях. Из чего состоит и формируется международное положение? Смотря на мусульманские страны или в целом на весь мир, можно увидеть того, кто управляет международным положением, а также управляет всеми событиями, происходящими в мире. Америка считает, что события, происходящие в Шаме, относятся к её национальной безопасности. Если американца заботит происходящее в Шаме, то тем более это должно заботить сыновей Уммы. Ведь забота о происходящем в Шаме не относится к рекомендуемым делам. Аллах обязал мусульман заботиться о том, что происходит в Шаме. Итак, необходимо иметь понимание международного положения. Государства, которые управляют событиями, в большинстве своём являются теми государствами, которые имеют возможность наложить вето на все решения и волю народов. К примеру, если все государства соберутся в ООН и Совете Безопасности и отдадут голос в пользу какой-либо резолюции, то одно государство, которое пользуется правом накладывать вето, может наложить его и отменить эту резолюцию. Так какую ценность тогда имеют десятки и сотни государств перед лишь одним вето, которое накладывает Америка, Россия, Франция или Британия?! Международную позицию определяют сверхдержавы, являющиеся независимыми государствами, которые самостоятельно принимают решения и пользуются правом вето.

(09:46-10:59) Есть государства, которые хотят реализовать интересы для своих народов как внутри государства, так и за его пределами. Но эти государства считают, что их интересы во внешней политике не могут реализоваться без того, чтобы не следовать политике сверхдержав. Эти государства называются государствами, которые вращаются в орбите сверхдержав.

Есть также государства, в которых все занимаемые посты и госаппараты представляют одного человека. Этим человеком является правитель. Правитель в этом государстве полностью влияет на государство и на все его аппараты и учреждения, такие как армия, министерства и т.д. Если этот правитель станет зависимой фигурой от какой-либо сверхдержавы, то он сделает так, что государство, правителем которого он является, станет прислуживать интересам этой сверхдержавы — как во внутренней, так и во внешней политике. Такое государство считается марионеточным государством.

Рассматривая марионеточные государства, мы обнаруживаем, что большинство государств в мусульманских странах являются таковыми. Они не принимают самостоятельных решений — как во внутренней, так и во внешней политике. Когда же интересы сверхдержав противоречат интересам их государств и народов, то они реализуют интересы сверхдержав за счёт интересов собственных народов.

(10:59-12:02) Значит, необходимо знать те государства, которые самостоятельно принимают решения и влияют на другие страны. Необходимо знать лидирующее государство и то государство, которое с ним соперничает. Также необходимо знать государства, которые вращаются в орбите сверхдержав. Ещё нужно знать марионеточные государства, которые внутри своей территории без приказа сверхдержав, имеющих на них влияние, самостоятельно не произнесут и слова. У нас этому имеется много подтверждений. Мы видим, что различные посольства в мусульманских странах совершают определённые действия, из-за чего создаётся впечатление, будто правителя в этом государстве не существует. Т.е. послы в этих государствах являются реальными правителями, делая то, что пожелают. Они связываются с военным командованием, руководителями низовых организаций и клановыми лидерами. Они везде имеют связи и проникают в политические круги. Где же правители этих государств? Правители этих государств — агенты, и решений они не принимают, т.к. следуют политике сверхдержав.

(12:02-13:13) В-третьих, мы должны понимать суть борьбы, которая происходит между государствами. Если эта борьба происходит между идеологиями, то такая борьба для сторонников этих идеологий будет вопросом жизни и смерти. К такой идеологической борьбе относится борьба капитализма с социализмом или борьба Ислама с капитализмом. Капитализм не согласится с существованием на земле социализма, так же и социализм не согласится с существованием капитализма. Мусульмане в эти дни должны понять, что их борьба со всеми государствами относится к идеологической и судьбоносной борьбе. Государства, с которыми борются мусульмане, подобны друг другу в неверии! С ними не может быть точек соприкосновения — ни в начале движения Ислама, ни в середине, ни в конце. Интересы Ислама не могут пересекаться с интересами этих государств. Если мы этого не поймём, то мы будем невеждами, простофилями и поверхностно мыслящими людьми. В таком случае мы станем орудием в руках других, реализовывая их интересы. Так мы станем сражаться вместо них и тратить своё имущество и богатство ради войн неверных, которые они ведут против мусульман. Следовательно, необходимо понимать саму суть войн и конфликтов.

(13:13-14:21) Также есть небольшое замечание. Нам нужно напомнить о нём. Это замечание кроется в необходимости понимания событий, где бы они ни происходили, и обстоятельств, связанных с этими событиями. К примеру, произошедшая революция в Египте возникла в стране, где присутствует американское влияние, поэтому неправильно будет говорить, что за этой революцией стоит Америка. Нет такого государства, которое совершает революцию против самого себя. Также неправильно говорить, что за революцией в Йемене стоят англичане, т.к. они не будут совершать революцию против самих себя, открывая тем самым возможность для Америки вмешиваться и соперничать с ней в этом регионе.

На этой встрече мы вкратце хотели рассказать об этих упомянутых нами положениях. Мы хотели рассказать о том, как нужно понимать политические события.

Мы просим Всевышнего Аллаха даровать нам проницательность! Мы просим Его сделать так, чтобы мы заслужили то великое дело, которое Он приготовил для нас, дабы мы смогли вновь стать руководителями мира! Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

На арабском https://www.hizb-ut-tahrir.info/ar/index.php/multimedia/video-series/31608.html

 

Порочное и коррумпированное образование Пакистана порождает отсталость
Информация о материале
Пакистан
08 июня 2022

Порочное и коррумпированное образование Пакистана порождает отсталость

С момента образования Пакистана в стране продолжается пренебрежительное отношение к вопросу образования, в результате чего десятки миллионов наших братьев и сестёр были лишены права на образование, которое ранее было гарантировано Исламом.

Амбиции колонизаторов в Танзании
Информация о материале
Ответы на вопросы
08 июня 2022

Амбиции колонизаторов в Танзании

Вопрос: Танзания является одной из самых политически стабильных стран Африки и членом «Сообщества развития Юга Африки» (SADC), а её связь с давним колонизатором Британией и поныне очень сильна. Однако с недавних пор отмечается влияние Китая и Америки в этой стране. Насколько оно сильно? Существует ли международная борьба за влияние в Танзании? И для чего было организовано SADC?

Видение молодого месяца и астрономические расчёты
Информация о материале
Ответы Амира
02 июня 2022

Видение молодого месяца и астрономические расчёты

Хвала Аллаху, мир и благословение Посланнику Аллаха, его семье, сподвижникам и тем, кто продолжил его дело.

Видение молодого месяца и астрономические расчёты
Информация о материале
Ответы на вопросы
02 июня 2022

Видение молодого месяца и астрономические расчёты

Хвала Аллаху, мир и благословение Посланнику Аллаха, его семье, сподвижникам и тем, кто продолжил его дело.

Халифат придёт с испытаниями
Информация о материале
Хадис
28 мая 2022

Халифат придёт с испытаниями

Мы приветствуем всех вас, наши дорогие братья, на очередной встрече в программе «Вместе с благородным хадисом». Приветствуем вас наилучшим образом: ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

«Аллах слышит того, кто Его восхваляет, и отвечает усердствующим в благом»
Информация о материале
Хадис
28 мая 2022

«Аллах слышит того, кто Его восхваляет, и отвечает усердствующим в благом»

Мы приветствуем вас, наши дорогие братья, на очередной встрече в программе «Вместе с благородным хадисом». Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

Америка заменяет своих агентов в Пакистане
Информация о материале
Ответы на вопросы
25 мая 2022

Америка заменяет своих агентов в Пакистане

Вопрос: Билавал Бхутто Зардари, сын покойной Беназир Бхутто, занимавшей в 1993–1996 гг. должность премьер-министра Пакистана, в среду 27.04.2022 был приведён к присяге в качестве министра иностранных дел в правительстве премьер-министра Шахбаза Шарифа, которое было сформировано после вынесения вотума недоверия Имрану Хану. В свои 33 года Бхутто Зардари возглавляет «Пакистанскую народную партию» («Al Jazeera», 27.04.2022).

«Кадар». Сердар Йылмаз
Информация о материале
Лекции
24 мая 2022

Выпуск 9. «Воззрения, определяющие жизненный вектор». Кадар

Ссылка на видео https://hizb.org.ua/video/redirects/10344

Серия передач «Воззрения, определяющие жизненный вектор» с Сердаром Йылмазом

9 серия

Тема: «Кадар»

Прибегаю к Аллаху от шайтана, побиваемого камнями. С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного.

Хвала Аллаху. Мир и благословение нашему Пророку Мухаммаду.

Дорогие братья и сёстры! На этой неделе, с позволения Аллаха, мы обсудим с вами предельно важный мафхум (концепцию), который определяет жизненный вектор мусульман.

Концепцией, которую мы будем рассматривать, является «кадар»/(قدر), который связан с вероучением Ислама и является одним из концепций акыды.

Как вы знаете, акыда Ислама основана на 6 столпах: (это) вера в Аллаха, Его ангелов, Его Книги, Его посланников, Последний День и в кадар (предопределение), что всё добро и зло — от Аллаха.

Дорогие братья и сёстры, вера в кадар является одним из краеугольных камней в жизни верующего. Также вера в кадар даёт верующему огромный прилив сил; прививает смелость, напористость, таваккуль, настойчивость, желание проявлять днём и ночью усилия и стремления по достижению своих целей и задач; и создаёт полный дух действия, независимо от стоящих перед мусульманином трудностей.

К сожалению, этот наиважнейший мафхум Ислама стал окутан в глазах мусульман неясностями и путаницами.

Мафхум о вере в кадар, принесённый Кораном и Сунной вместо того, чтобы придать людям вкус веры и неиссякаемую энергию, спасти их от ненужных страхов и забот, стал практически проблемой, которая приводит мусульман к лени, страху, тревоге и отсталости, и порождает бессмысленные вопросы, приходящие один за другим. И причиной тому стали эти самые неясности и путаницы.

С одной стороны, понятие «القَدَرِيَّةُ الْغَيْبِيَّة» / «кадария гайбия» (т.е. фатализм), пришедшее из индийской и греческой философий, с другой стороны, относящиеся к греческой философии темы «الجَبْرُ و الاِخْتِیَارُ» / «аль-джабр валь-ихтияр» (принуждение и свободный выбор), а также «حُرِّيذَةُ الْإرَادَة» / «хуррият уль-ирада» (свобода воли) вошли в повестку дня мусульман под темой «القضاء والقدر» / «када ва кадар», которая переплелась с темой веры в кадар. Это же переросло в запутанную и неясную тему.

С позволения Аллаха, в сегодняшнем выпуске мы приступим к рассмотрению темы «када ва кадар», которая вызывает в умах мусульман замешательство и путаницу.

Итак, дорогие братья. Прежде всего я хочу провести черту между разными вопросами, чтобы мы могли лучше понять предмет разбора и более чётко различать вопросы между собой. В соответствии с этой классификацией (или разделением) я постараюсь объяснить и раскрыть вопрос так, чтобы предмет разговора стал яснее и понятнее вам, дорогие слушатели.

Классификация, о которой я говорю, такова. Тема «веры в кадар добра и зла», которая вытекает из Корана и Сунны, то есть то, что принесено нам через Божественное Откровение, и то, во что мы обязаны верить — это одна тема; а проникший из греческой философии вопрос «када ва кадар», который обсуждается учёными каляма и является общепринятым сегодня — это совершенно другой вопрос.

Другими словами, «када» и «вера в када», которые встречаются в Коране и Сунне, отличаются от обсуждаемого учёными каляма и приводимого в ныне имеющихся книгах по акыде терминологического значения «када ва кадар».

Когда мы раскроем детали этого, станет более ясно, что проблема стала закрытой и запутанной для мусульман из-за переплетения двух разных вопросов под одной темой, название которой — «вера в када ва кадар».

Я уверен, что те, кто внимательно будет слушать эти лекции, подробно изучит доказательства, не прибегая к предвзятому отношению, и, при необходимости, искренним образом обратится к имеющимся книгам по акыде и каляму, смогут гораздо лучше разобраться в том, почему вопрос обрёл столь запутанный и закрытый характер.

Тем более, как вы знаете, некоторые даже склонились к отрицанию кадара из-за распространившейся среди людей неясности, которая окутала данный вопрос.

Когда вопрос «када ва кадар» был смешан с вопросом «награды и наказания рабов за их поступки, совершённые по свободной воле», некоторые, чтобы избавиться от этого так называемого «противоречия», предпочли отрицание, заявив: «Кадара не существует», — или: «Вера в кадар приводится лишь в хадисах, а в Коране её нет».

С позволения Аллаха, мы подробно рассмотрим вопрос «када ва кадар» таким образом, чтобы избавить мусульман от всех этих недопониманий и противоречий, и постараемся, иншааллах, пролить свет на данную проблематику.

Итак, дорогие братья, основываясь на классификации, которую я только что упомянул, тема кадара, которая пришла к нам через Откровение и требует от нас веры, упоминается как во многих аятах Корана, так и в хадисах.

Это одна из важнейших тем акыды. И поэтому как Коран, так и Сунна придают кадару большое значение и разъясняют его.

В результате тщательного изучения аятов и хадисов, в которых присутствует кадар, как непосредственно под словом «кадар», так и без словесного упоминания, но в качестве мафхума кадара, выясняется, что все они имеют одно и то же значение, а именно:

«На земле и небесах нет ничего, что бы Аллах не предопределил и не предписал!».

Следовательно, в этой Вселенной нет ничего, что может произойти без предопределения и предписания Аллаха.

Более того, невозможно избежать того, что Аллах предопределил и предписал.

Это значение, выраженное аятами и хадисами, в которых упоминается кадар, независимо от того, упоминается ли напрямую со словом «кадар» или без; и именно это является значением «кадара».

В результате тщательного изучения аятов и хадисов, в которых упоминается кадар, выясняется, дорогие братья и сёстры, что кадар — это записи в «Лявх уль-Махфузе» («Хранимой скрижали»).

В таком случае кадар — это запись в «Лявх уль-Махфузе», а то, что предписано — это записанное в «Лявх уль-Махфузе». Следовательно, это то, что исходит из Всезнания Всевышнего Аллаха. Давайте теперь посмотрим на доказательства касательно вышеизложенного. Во-первых, слово «кадар» имеет много лексических значений, то есть может употребляться во множестве значений.

Если мы обратимся к арабской лексике, то мы увидим эти значения. Например, «قَدَرَ الْأمْرَ وَقَدَّرَهُ» означает «он руководил делом, сравнивал что-то с чем-то». Также фраза «قَدَّرَ الشَّيْءَ قَدَّرَةً», означает «подготовил, запланировал и рассчитал по времени».

Таким же образом «قَدَّرَ وَقَدَّرَ عَلَى عِيَالِهِ» означает «кто-то ограничил, сузил пропитание своей семье». Например, в хадисе упоминается следующее:

 فَإِنْ غُمَّ عَلَيْكُمْ فَاقْدُرُوا لَهُ

«Если же молодой месяц будет скрыт от вас, то отсчитывайте его». То есть «отсчитайте количество дней, доведя их до 30».

Таким образом, слово «кадар» имеет множество значений, а не одно единственное. Фактически, в Коране также употреблялось слово кадар во многих его значениях. Например,

إِنَّهُۥ فَكَّرَ وَقَدَّرَ ١٨ فَقُتِلَ كَيۡفَ قَدَّرَ

«Он подумал и рассчитал. Да сгинет он! Как он рассчитал?!» (74:18,19), — говорит Аллах в суре «Аль-Мудассир». То есть он, Валид ибн Мугира, до мелочей обдумал и рассчитал свои слова.

Ведь когда арабы что-то упорядочивают, то говорят «قَدَّرْتُ شَيْئًا», то есть «я что-то рассчитал, определил».

А также в суре «аль-Фаджр» Аллах говорит:

فَقَدَرَ عَلَيۡهِ رِزۡقَهُۥ

«определил его рызк» (89:16). То есть «ограничил его в пропитании». Мы видим, что во многих аятах и хадисах, подобных этим, слово «кадар» используется в разных лексических значениях.

Эти значения не означают тот кадар, в который акыда требует от нас уверовать. В этих текстах слово «кадар» употребляется в других лексических смыслах.

Что же касается аятов и хадисов, где приводится «кадар» в значении, в которое необходимо уверовать, то давайте теперь рассмотрим и их.

فَأَنجَيۡنَٰهُ وَأَهۡلَهُۥٓ إِلَّا ٱمۡرَأَتَهُۥ قَدَّرۡنَٰهَا مِنَ ٱلۡغَٰبِرِينَ

«Мы спасли его (то есть Лута) вместе с его семьёй, кроме его жены. Мы предопределили ей оказаться в числе оставшихся позади» (27:57).

Значение слова «قَدَّرَ» в этом аяте означает «предопределить ранее». То есть «Мы спасли семью Лута, кроме его жены. То, что его жена окажется среди тех, кто обречён на мучения, было извечным предопределением». Следовательно, значение слова «قَدَّرْنَا» означает «Нами извечно предопределено, что она навечно пребудет в мучениях».

Также в суре «Аль-Ахзаб» Всевышний Аллах сказал:

وَكَانَ أَمۡرُ ٱللَّهِ قَدَرٗا مَّقۡدُورًا

«Веление Аллаха является кадаром предопределённым».

Здесь значение слова «قَدَرًا» означает «решение, которое было предопределено ранее, извечно». Значение слова «مَقْدُورًا» означает «то, что неизбежно должно сбыться». Следовательно, значение фразы «قَدَرًا مَقْدُورًا» в этом аяте означает «неизбежное решение». Другими словами, это значит, что это неизбежно должно произойти, и это тот самый кадар (предопределение).

Опять же, дорогие братья, Всевышний Аллах сказал в суре «ат-Таляк» следующее:

وَمَن يَتَوَكَّلۡ عَلَى ٱللَّهِ فَهُوَ حَسۡبُهُۥٓۚ

«Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его…»,

إِنَّ ٱللَّهَ بَٰلِغُ أَمۡرِهِۦۚ

«…Аллах доводит до конца Своё дело…»,


قَدۡ جَعَلَ ٱللَّهُ لِكُلِّ شَيۡءٖ قَدۡرٗا

«…Аллах установил кадар для каждой вещи» (65:3). Другими словами, то, что у всего есть кадар, означает, что «всему есть мера и время». И речь идёт об извечном предопределении.

Следовательно, аят указывает на кадар, в который требуется верить наряду с таваккулем (упованием) на Аллаха.

Вновь в суре «аль-Камар» Аллах говорит:

فَٱلۡتَقَى ٱلۡمَآءُ عَلَىٰٓ أَمۡرٖ قَدۡ قُدِرَ

«Воды небес и земли слились для дела, которое было предопределено» (54:12).

Этот аят означает, что воды небес и земли собрались так, как было предопределено Аллахом, то есть так, как записано в Лявх уль-Махфузе (Хранимой Скрижали). Речь же идёт об уничтожении народа Лута во время Потопа.

Следовательно, дорогие братья и сёстры, этот аят так же указывает на то значение кадара, в который мы должны верить.

وَخَلَقَ كُلَّ شَيۡءٖ فَقَدَّرَهُۥ تَقۡدِيرٗا

«Он сотворил всякую вещь и придал ей соразмерную предопределению меру» (25:2).

В этом аяте имеется в виду: «Всё, что Мы создаём, было предопределено до того, как оно будет создано». Доказательством этого является то, что подтверждается следующим аятом, где Всевышний Аллах говорит:


وَكُلُّ صَغِيرٖ وَكَبِيرٖ مُّسۡتَطَرٌ

«Всё малое и великое уже начертано» (54:53).

Другими словами, «всё, что существует — большое и малое, — записано в Хранимой Скрижали». Следовательно, речь тут идёт о записанном извечным знанием Аллаха до начала времён.

Эти и многие другие в подобном контексте аяты приходят со словом «кадар» и категоричным образом указывают на смысл кадара, в который требуется верить. И этим значением является «извечное предопределение Аллаха относительно вещей», и тут нет места другому варианту значения.

Точно так же дело обстоит и с хадисами, которые приводятся со словом «кадар» и которые говорят о предопределении вещей. И таких хадисов огромное множество, дорогие братья. Например, в хадисе, приводимом Бухари, Посланник Аллаха ﷺ сказал:

«Не должна женщина желать развода для своей сестры, чтобы самой выйти замуж...».


فَإِنَّ لَهَا مَا قُدِّرَ لَهَا

«... Ибо для неё тоже есть предопределённое (такдир)».

Другими словами, «её судьба изначально предопределена извечным знанием».

Также в другом хадисе, приводимом Бухари, говорится: «Не принесёт адак (обет) сыну Адама того, что Я не предписал. Это лишь приведёт его к кадару».

В другом хадисе Убада ибн Самит говорит своему сыну: «Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал:

«Первым, что сотворил Аллах, стала Письменная трость, которой Он сказал: «Пиши!». Она сказала: «Господи, а что мне писать?». Он сказал: «Пиши всё, что будет, пока не наступит Конец света».

Далее Убада сказал: «Сынок, я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто умер, веруя в иное, тот не имеет ко мне отношения».

Следовательно, эти хадисы ясным образом указывают на то, что кадар — это извечное предопределение Аллаха, и это единственное значение кадара.

Что касается доказательств того, что кадар — это записанное в Хранимой Скрижали, и что оно исходит из Всезнания Аллаха, то Всевышний Аллах говорит в Коране:

قُل لَّن يُصِيبَنَآ إِلَّا مَا كَتَبَ ٱللَّهُ لَنَا هُوَ مَوۡلَىٰنَاۚ وَعَلَى ٱللَّهِ فَلۡيَتَوَكَّلِ ٱلۡمُؤۡمِنُونَ

«Скажи: «Нас постигнет только то, что предписано нам Аллахом. Он — наш Покровитель. И пусть верующие уповают на одного Аллаха» (9:51).

Это означает, что «ничто и никогда не постигнет нас кроме того, что Аллах прежде предписал и предопределил для нас».

Также в суре «Аль-Анъам» Аллах, после слов: «У Него ключи к сокровенному, и знает о них только Он. Ему известно то, что на суше и в море. Даже лист падает только с Его ведома. Ему ведомо зёрнышко во мраках земли», — говорит: «وَلاَ رَطْبٍ وَلاَ يَابِسٍ إِلاَّ فِي كِتَابٍ مُّبِينٍ», — «Нет ничего свежего или сухого, чего бы не было в ясном Писании» (6:59).

— «كِتَابٍ مُّبِينٍ» в этом аяте — это «Лявх уль-Махфуз». Фраза «с Его ведома» является отсылкой на Всезнание Всевышнего Аллаха. Другими словами, аят говорит:

«Нет ни одного падающего листа, о котором бы Он не знал. Во тьме земли нет ничего живого и высохшего, чего бы Он не знал. Он знает о них всех и записал о них всех прежде».

Таким образом, имеется множество аятов в подобном контексте. Например, в суре «Юнус» упоминается следующее:

«Ничто на земле и на небе не скроется от твоего Господа, будь оно даже весом в мельчайшую частицу, или меньше того, или больше того. Всё это — в ясном Писании» (10:61). То есть в «Лявх уль-Махфузе», и это аналогично исходит из Всезнания Аллаха.

Этот аят объясняет, что ничто на земле и в небесах не скрыто от Всезнания Аллаха. Затем он объясняет, что всё, что меньшего и большего размера, чем эта мельчайшая частица, находится в Хранимой Скрижали. Это означает, что о них ведомо только Аллаху. Следовательно, это есть в книге «Лявх уль-Махфуз», которая указывает на Всезнание Аллаха.

Дорогие братья, существуют десятки или даже сотни доказательств из аятов и хадисов в пользу этого значения. Всё это и тому подобное указывают на Всезнание Аллаха. То есть Аллах знает всё, что произошло или что произойдёт.

Фактически, Коран и хадисы выражают это множеством различных способов, иногда посредством самого слова «кадар», иногда — через слово «китаба» (запись), а иногда — в значении этих двух слов. Согласно этому, шариатское значение кадара — это «то, что находится во Всезнании Аллаха, и то, что извечно предопределено и записано через Всезнание Аллаха».

Таковым является значение кадара, которое приводится в текстах Корана и Сунны и в которое требуется верить. И у кадара нет иного значения.

Так как значение кадара таково, то нет места для разговоров о том, что «человек был принуждён совершать свои поступки», поскольку Всезнание Всевышнего Аллаха не принуждает раба совершать те или иные поступки.

Ведь Аллах знает, что человек сделает свой поступок добровольно, то есть по своей собственной воле, и Аллах записал это, основываясь на Своём Всезнании. Человек не совершает этого поступка из-за того, что Аллах это знал. Человек совершает свой поступок по своему выбору и воле.

Кадар состоит в том, что Всевышний Аллах предопределил и предписал Своим извечным знанием, что этот человек совершит свой поступок. Другими словами, это запись, что человек совершит именно этот поступок.

Решение Аллаха относительно того, что он будет делать так, как предписано и предопределено, состоит в том, что он сделает это добровольно и по своему желанию. И он не совершит поступка из-за записи и предписанной для него судьбы.

Напротив, поступки раба совершаются по его собственной воле и по его собственному желанию, без какого-либо вмешательства со стороны записанного в Хранимой Скрижали и кадара.

Точно так же Всезнание и предопределение Аллаха не означает, что нужно оставить совершение поступков и отказаться делать всё от себя зависящее для этого.

Ведь никому не известно, что сокрыто в извечном Всезнании Аллаха, чтобы знать, что произойдёт, а что нет. И кто вообще в силах такое узнать? Именно поэтому, дорогие братья, пока не будут приложены все возможные усилия, чтобы совершить что-либо, невозможно узнать, произойдёт ли это или нет.

Лишь только тогда, когда совершается поступок, становится очевидным, что было предписано Аллахом. И этот поступок человек обдумывает и совершает сам и по собственному желанию.

Поэтому недопустимо бросать себя на «волю судьбы», полагаясь на Всезнание Аллаха, и отказываться от совершения поступков. Более того, Посланник Аллаха ﷺ велел мусульманам не полагаться на что-либо и действовать.

В хадисе, переданном Бухари, говорится: «Один из племени спросил: «О Посланник Аллаха ﷺ, не положиться ли нам на то, что уже предопределено нам?». Пророк ответил: «لا» — Нет. «اعْمَلُوا» — совершайте поступки. «فكلٌّ مُيَسرٌ» поскольку каждому есть облегчение».

Ясным и очевидным является то, что верить в кадар — не значит полагаться на судьбу. Ведь кадар и запись в Хранимой Скрижали, то есть Всезнание и предписание Аллаха, не могут быть известны ни одному из творений. А если так, то как мы можем полагаться на кадар в таком случае? Поэтому Посланник Аллаха ﷺ на вопрос: «Не положиться ли нам на то, что уже предопределено?», — ответил: «Нет!». То есть он запретил возлагать надежды, полагаться на судьбу.

Не ограничившись этим, Пророк ﷺ сказал: «اعْمَلُوا», — то есть «совершайте дела и поступки». Следовательно, тот факт, что Пророк ﷺ запретил полагаться на судьбу и велел совершать поступки, является ясным и очевидным доказательством того, что дела не привязаны к кадару.

Напротив, все шариатские тексты велят цепляться за все возможные причины, чтобы совершать поступки наилучшим образом.

В этой связи можно упомянуть знаменитую беседу между Умаром (р.а.) и Абу Убайдой ибн Джаррахом.

Как вы знаете, когда Умар ибн аль-Хаттаб отправился из Медины в Шам, то вблизи Табука ему сообщили, что в Шаме свирепствует эпидемия чумы.

Исходя из этого, Умар (р.а.), проконсультировавшись и посоветовавшись со многими сподвижниками, принял решение не ехать в Шам, а вернуться в Медину.

Абу Убайда, который не участвовал в данных совещаниях Умара и позже услышал решение Умара вернуться в Медину, спросил: «Ты что, убегаешь от кадара (предопределения) Аллаха, о Умар?».

В этой связи Умар пришёл в ужас от подобного возражения и, долгое время глядя на Абу Убайду, сказал: «О Абу Убайда, ах, если бы эти слова сказал кто-то другой! Да, мы бежим от кадара Аллаха к кадару Аллаха!», — и добавил следующее:

«Скажи мне, если бы ты увидел человека, который пасёт свой скот в долине, одна сторона которой покрыта травой, а другая — бесплодна, и если бы он стал пасти их на стороне, покрытой травой, то разве это не происходило бы по кадару Аллаха? И если бы он пас их на бесплодной земле, то разве он делал бы это не по кадару Аллаха?».

Субханаллах! Эти слова Умара и приведённый им пример ясно демонстрируют то, как сподвижники понимали тему кадара в шариатском значении и что совершение поступков, опираясь на кадар, или, так сказать, «на судьбу», является ошибкой.

Итак, мои дорогие братья! Раз мы сказали, что кадар, принесённый божественным откровением и требующий веры в него, является таковым, то так называемый вопрос «кадария гайбия» полностью противоречит Исламу, поскольку кадария гайбия — это неисламская идея, которая проникла к мусульманам наряду с некоторыми персидскими и греческими идеями.

Что же такое кадария гайбия? Кадария гайбия «القَدَرِيَّةُ الْغَيْبِيَّة»— это идея покориться и оставить себя судьбе. И эта идея — одна из самых опасных идей, поражающей живость и активность не только Исламской Уммы, но и даже динамизм и живость всех наций и общин.

В то время, как Ислам требует веры в кадар, кадария гайбия требует основываться на судьбе. Таким образом, прекращаются усилия и убивается настойчивость.

Вера же в кадар, дорогие братья, воодушевляет верующего проявлять мужество, храбрость и игнорировать опасности и трудности, которые могут повстречаться на его жизненном пути.

Поэтому верующие, которые верят, что ничто иное не поразит нас, кроме того, что предписано Аллахом, что всё имеет предписанный срок и что всё происходящее случается по кадару Аллаха, когда берутся за что-то, то выкладываются по полной, чтобы сделать всё от себя зависящее и следуют согласно этому пути.

Ни страх смерти, ни забота о рызке, ни беспокойство о неожиданных неприятностях и бедствиях не могут помешать им совершать поступки. Ведь они верят, что предписанное Аллахом непременно произойдёт и что у них нет другого выбора, кроме как сделать всё от себя зависящее, исходя из ситуации и имеющихся условий.

На самом деле, ту же самую позицию мы видим во всех поступках Пророка ﷺ, которые он делал в день Бадра, Хунайна, во время его ﷺ Переселения из Мекки в Медину и остальных, наряду с тем, что мушрики искали возможность убить Пророка ﷺ и нанести ему вред.

Опять же, это та самая позиция, которую продемонстрировали сподвижники Пророка ﷺ, когда они вышли на путь завоеваний, когда они открылись внешнему миру, чтобы нести Послание Ислама. Другими словами, кадар — это не кадария гайбия, а наоборот, полная противоположность ей, дорогие братья.

Тогда как кадария гайбия губит народы, вера в кадар возрождает Умму, побуждает стремиться к достижению великих дел и высочайших целей. К сожалению, дорогие братья, многие мусульмане сегодня зависимы от так называемого понятия «кадария гайбия».

Находясь в положении, когда над ними претворяются законы неверия, когда они живут неисламским образом жизни и когда их общества стали походить на неисламские, мусульмане предпочитают смириться со своим положением, говоря: «Таков кадар Аллаха», — и не прилагая никаких усилий, чтобы избавиться от сложившейся ситуации.

Они сидят сложа руки и говорят: «Аллах Сам исправит положение вещей, когда наступит время». Им удаётся восхвалять своё состояние трусости и праздности в себе, представляя это в свете полной покорности судьбе.

Непременно Аллах, Свят Он и Велик, даст нусру и возвысит тех, кто прилагает усилия ради своей религии, когда наступит это самое время. Однако те, у кого имеется это пассивное понимание, будут разочарованы и опечалены в тот день.

Итак, дорогие братья и сёстры. Это и есть вера в кадар добра и зла, которые принёс Ислам и потребовал от нас веры в него. Это извечное Всезнание Аллахом всего, предопределение и запись этого всего в Хранимой Скрижали.

И этот вопрос находится в рамках Сыфатов Аллаха, а именно — в рамках Всезнания Аллахом абсолютно всего. Тот факт, что это записано в Лявх уль-Махфузе, является действием Аллаха, который указывает на Всезнание Аллаха. Дорогие братья и сёстры, помимо веры в кадар, которая заключается в вере в такой Сыфат Аллаха, как Его Всезнание, и в такое действие Аллаха, как предопределение и запись этого в Хранимой Скрижали, имеется также вопрос «аль-када валь-кадар», в котором выражаются споры о поступках рабов, и этот вопрос проник в Ислам из греческой философии.

Другими словами, в то время, как вера в кадар в Исламе — это вера в Сыфат и действие Аллаха, то вопрос, обсуждаемый учёными каляма и называемый ими «када ва кадар», является обсуждением поступков человека.

Тема, которую мы будем подробно обсуждать и объяснять с этого момента — это «када ва кадар». И в Коране или в Сунне нет никакого терминологического упоминания этих слов вместе рядом друг с другом в форме «аль-када валь-кадар».

Этот вопрос не был выражен во времена cподвижников и табиинов и не был известен в их время как «када ва кадар».

Напротив, этот вопрос «када ва кадар» возник после перевода греческой философии на арабский язык и после изучения греческой философии мусульманскими учёными. До перевода греческой философии ни одному мусульманину не приходило в голову рассматривать и исследовать подобные вопросы.

Так в чём же была суть проблемы? Проблема, братья, заключалась в следующем:

«Является ли человек свободным в совершении поступков, исходящих от него, или же он находится под принуждением?».

«Поступки, совершаемые рабами, сотворены самими рабами, или их сотворил Аллах?».

«Свойства и особенности, возникающие в вещах в результате поступков рабов, сотворены человеком или Аллахом?».

Мои дорогие братья! Это именно те вопросы, которые стали частью исламского вероучения под названием «када ва кадар» и которые стали причиной величайшего разделения внутри Исламской Уммы и формирования таких школ каляма, как мутазилия, джабария и ахлю сунна.

Иными словами: «Являются ли поступки человека, а также свойства и характеристики вещей, которые возникают в результате этих поступков, творениями Аллаха, или же это — творения самого человека? И совершает ли человек эти действия свободно и добровольно, или ему велит их делать Аллах?».

Это и называется «када ва кадар». И этот вопрос учёные каляма извлекли из изучаемой ими греческой философии. Следовательно, вопрос «када ва кадар» не является привнесённым Исламом вопросом, в который требуется верить, и не является вопросом, вытекающим из аятов или хадисов, которые предписаны в качестве вероучения.

Другими словами, это не имеет никакого отношения к акыде, в которую мусульманам заповедано верить. И эта проблематика не была известна до последних периодов Омейядского и начала Аббасидского государств, поскольку эта проблема возникла при переводе греческой философии и логики Аристотеля на арабский язык.

«Как возник вопрос када ва кадар?», «Кто и какие мнения по этому поводу выдвигал?», «Как они доказали свои мнения?», «Каковы взгляды учёных-калямистов из числа мутазилитов, джабаритов и ахлю сунны?», «В чём они допустили ошибку?», а также «Каким должен быть наиболее правильный взгляд о поступках людей?» — с позволения Аллаха, мы подробно обсудим всё это на следующей неделе.

Итак, дорогие друзья, на этой неделе мы попытались объяснить и раскрыть «понимание кадара в Исламе», «веру в кадар, принесённую Божественным Откровением» и «разницу между верой в кадар и кадария гайбия».

Как я только что упомянул, на следующей неделе мы попытаемся рассмотреть тему «када ва кадар», которая проникла в вероучение Ислама намного позже в результате дискуссий учёных каляма. Дай Аллах каждому из нас правильно понимать сказанное и услышанное.

Да покажет Аллах каждому из нас истину истиной и дарует нам следование за ней. И покажет нам ложь ложью и дарует нам отказ от неё.

Да хранит вас всех Аллах. До встречи на следующей неделе.

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

На турецком https://www.degisim.tv/post/1262/hayata-yon-veren-mefhumlar-kader

Мечеть аль-Акса и проект евреизации. Что является ваджибом для мусульман?! 12 ч. (заключительная)
Информация о материале
Газета «Ар-Рая»
15 мая 2022

Мечеть аль-Акса и проект евреизации. Что является ваджибом для мусульман?! 12 ч. (заключительная)

В прошлой части мы говорили о позиции мусульман по отношению к попыткам Запада интегрировать сионистское образование «Израиль» в исламский регион и о том, с каким позорным провалом он столкнулся.

Страница 217 из 601
  • В начало
  • Назад
  • 212
  • 213
  • 214
  • 215
  • 216
  • 217
  • 218
  • 219
  • 220
  • 221
  • Вперед
  • В конец

Важно знать

  • О сайте
  • Кратко о партии
  • Языки публикаций
  • Конфиденциальность

Ссылки

  • Сайты в мире
  • Сайт ЦИО

Навигация

  • Новое
  • Метки
  • Поиск
  • Категории

Обратная связь

  • Администратор
  • Офис

Помощь

  • Обойти блокировку
  • Подписка
  • Проблема?

О нас пишут

  • Wikipedia
  • Упоминание в СМИ

Соцсети

  • Facebook
  • Twitter
  • Instagram
  • Youtube
  • Livejournal
 
Powered By T3 Framework