26
Пт, апр

Квалифицированные учёные и носитель призыва

Газета «Ар-Рая»
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

بسم الله الرحمن الرحيم

Специализированные учёные отличаются тем, что играют большую роль в Умме, будь то правоведы (факихи), толкователи (муфассиры), хадисоведы (мухаддисы), лингвисты, историки или другие.

Всевышний Аллах выделил их в Своих словах:

إِنَّمَا يَخْشَى اللَّهَ مِنْ عِبَادِهِ الْعُلَمَاءُ

«Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием» (35:28).

Они разъясняют нормы Ислама, в которых нуждаются люди, и препятствуют ложной интерпретации Ислама. Они противостоят востоковедам, которые рассказывают об исторических событиях на свой лад; они анализируют события с правильной, исламской точки зрения.

Под учёными здесь подразумеваются квалифицированные специалисты своего дела, а не придворные учёные правителей и не учёные, потакающие страстям.

Несмотря на величие и важность роли учёных, роль носителя призыва ещё более велика и важна, несение призыва является постоянной и непрерывной обязанностью, включая всех дееспособных, будь они учёные или простые люди. Всевышний Аллах сказал:

وَأُوحِيَ إِلَيَّ هَذَا الْقُرْآنُ لأُنذِرَكُم بِهِ وَمَن بَلَغَ

«Этот Коран дан мне в откровение, чтобы я предостерёг посредством него вас и тех, до кого он дойдёт» (6:19).

То есть предостеречь того, до кого дошло это Откровение. Это предостережение для вас, о люди, и для тех, кого вы призываете, то есть это призыв обращён и к ним, ведь, может, они поймут лучше, чем те, кто их призывает, как сообщил об этом Посланник ﷺ:

نَضَّرَ اللَّهُ امْرَأً سَمِعَ مَقَالَتِي فَبَلَّغَهَا، فَرُبَّ حَامِلِ فِقْهٍ غَيْرِ فَقِيهٍ، وَرُبَّ حَامِلِ فِقْهٍ إِلَى مَنْ هُوَ أَفْقَهُ مِنْهُ

«Да порадует Аллах человека, который услышит от нас что-либо и передаст это так, как он услышал, ведь может статься, что тот, кому передадут что-нибудь, усвоит это лучше слышавшего» (Тирмизи).

И слова Всевышнего:

وَلْتَكُنْ مِنْكُمْ أُمَّةٌ يَدْعُونَ إِلَى الْخَيْرِ

«Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру» (3:104), —

т.е. к Исламу. И слова Всевышнего:

وَمَنْ أَحْسَنُ قَوْلاً مِمَّنْ دَعَا إِلَى اللهِ وَعَمِلَ صَالِحاً وَقَالَ إِنَّنِي مِنَ الْمُسْلِمِينَ

«Чья речь прекраснее, чем речь того, кто призывает к Аллаху, поступает праведно и говорит: «Воистину, я — один из мусульман» (41:33), —

т.е. призывает к своей религии. Несение призыва является обязанностью, относящейся к отдельным лицам, группам, партиям и государству, которое выполняет свой долг по несению призыва посредством джихада, как сказал об этом Посланник Аллаха ﷺ:

أُمِرْتُ أَنْ أُقَاتِلَ النَّاسَ حَتَّى يَقُولُوا لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ

«Мне было велено сражаться с этими людьми, пока они не скажут «Нет божества кроме Аллаха» (Бухари, Муслим).

Несение призыва — это великое и непрерывное дело, многие небрежны к этому, а ведь именно благодаря призыву оживёт в Умме Ислам и посредством призыва она возродится.

Сподвижники, которые несли Ислам и претворяли его — не было среди них учёных, большинство из них были носителями призыва. Тема не касается квалифицированных учёных, или, точнее, специализированных учёных, речь идёт о носителях призыва; ими могут быть как учёные, так и другие люди. Возрождение Уммы не зависит от наличия учёных, военных или руководящих, а зависит от той массы носителей призыва, что находятся в Умме.

Возобновление исламского образа жизни, правление в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, и джихад на пути Аллаха — это действия, которые нуждаются в носителе призыва до, во время и после свершения этих действий; всегда есть нужда в специализированных учёных, обученных воинах или высококвалифицированных руководителях.

Носители призыва — это серьёзные политики, которые следуют искреннему и сознательному руководству, которые работают в Умме и вместе с ней, неся её бремя, беспокоятся о настоящем и будущем Уммы и усердствуют в заботе обо всех её делах в соответствии с предписанием великого всеохватывающего и божественного Ислама, который имеет доктрину и систему для жизни, как в идее, так и в методе, и всё это может быть достигнуто только путём образования Исламского Государства — Халифата.

Смысл этого состоит в том, чтобы нести призыв Ислама и быть озадаченным этим, будь то учёные или другие. Что касается учёных, если они — носители призыва, то они не боятся поскользнуться или промахнуться, они могут отличать чёрное от белого, но если они не из числа носителей призыва и не озадачены им, они поскользнутся, промахнутся и совершат серьёзные ошибки, а также могут вынести ложные постановления и законы. Возьмём один пример, иллюстрирующий это. Речь идёт о современном историке Рагебе ас-Сирджани, а точнее — о его интерпретации исторического факта, связанного с политическим и военным столкновением между Османским Государством и государством мамлюков, поражением и падением последнего.

Ас-Сирджани описывает Османское Государство как агрессора, что его война с мамлюками была серьёзной ошибкой. Он говорит: «Османы, возглавляемые в то время султаном Селимом I, должны были выбрать одно из четырёх направлений ведения своей политики — первое: решение вопроса государства Сефевидов; второе: подготовка к противостоянию крупным державам, возникшим в Западной Европе, таким, как Испания, Португалия и Австрия; третье: сдерживать рыцарей ордена Иоанна (располагавшихся на Родосе); и четвёртое: забота о внутренних условиях государства».

Далее он пишет: «Ожидалось, что Селим I выберет один или несколько из этих направлений, но он отверг все четыре и решил без какого-либо разумного или правового обоснования вторгнуться в мусульманское государство мамлюков, чтобы включить его в свои владения. Это — большое и гнусное отклонение османской политики и помутнение здравого взгляда. Всё это произошло потому, что султан желал лидерства и господства над Меккой, Мединой и Иерусалимом, пусть даже на останках мусульман с обеих сторон».

Отсутствие озадаченности несением призыва у Рагеба ас-Сирджани, его непонимание концепции единства Уммы вокруг одного лидера и одного халифа, а также его одержимость концепцией национального государства сделали его потакающим страстям и предвзятым в его интерпретации исторических фактов, которая на самом деле далека от истины. Правильный ответ на его слова с точки зрения чистой исламской мысли, а также с точки зрения несения призыва и с точки зрения прихода Ислама к власти и его практического применения можно выразить в следующих пунктах:

1 — То, что сделал Сулейман I, объединив Египет, Шам, Анатолию и Фракию в одно государство, является великим делом и выбором, более важным, чем те четыре направления, что упомянул ас-Сирджани, потому что это вопрос, связанный с необходимостью объединения мусульман в одно единое сильное государство, а не оставления их раздробленными и слабыми.

2 — Превращение этих обширных исламских земель в единое государство Халифат, перевод аббасидского формального халифа из Каира в Стамбул и его присяга на верность Селиму I как халифу мусульман — великое богоугодное дело. Тем самым Селим I вернул эпоху настоящего Халифата, в котором снова стал править сам халиф после того, как он оставался всего лишь куклой в руках мамлюков.

3 — Что касается нескольких направлений политики, которые упомянул ас-Сирджани и сказал, что Селим I не выбрал ничего из этого, то это неправда, потому что было доказано, что Селим I победил государство Сефевидов и занял их столицу, а это не было сделано государством мамлюков, и он вторгся в восточные районы Европы и проложил путь своему сыну Сулейману для вторжения в центральную Европу и осады Вены — столицы Австрии.

Селим I и его сын после него столкнулись с испанским и португальским флотом, и этого так же не было сделано мамлюками. Селим I и его сын после него воевали с пиратами-крестоносцами и очистили Средиземное море от их контроля, о чём свидетельствуют знаменитые морские вторжения Барбароссы на острова и в порты европейских стран, и этого тоже не сделали мамлюки, а что касается четвёртого направления, то Селим I наладил работу внутри государства и принёс стабильность, насколько это было возможно, проложив путь своему сыну Сулейману Великолепному, который провёл величайшие реформы в Османском Государстве и был назван аль-Кануни — «законным», — потому что он больше всех своих предшественников принял законов для реформирования государства, и это тоже то, чего не сделали мамлюки.

Почему же тогда вылилось это неуместное предубеждение против такого великого человека, как Селим I, который совершил великие дела в объединении мусульман и их защите, и почему автор описал его действия как гнусное отклонение и помутнение во взглядах, что он хотел лидерства и статуса, пусть даже на останках мусульман?!

Слова ас-Сирджани и его ложные обвинения в адрес Селима I этими высказываниями не свидетельствуют об объективности в интерпретации истории, а скорее, указывают на предубеждение и ненависть с мотивами, схожими с мотивами востоковедов.

Ас-Сирджани, который является глубоким исследователем, специализирующимся на истории, не сделал бы такие пагубные ошибочные выводы, если бы нёс призыв, потому что несение призыва упорядочивает и кристаллизует знания учёного и бережёт его от падения в трясину страстей и желаний.

 

Газета «Ар-Рая»
Ахмад Хутувани
26.01.2022

Последний номер газеты Ар-Рая на арабском
Интервью с Османом Баххашем о газете «Ар-Рая»
Газета Ар-Рая

Главное меню