С тех пор, как Аллах послал к людям Мухаммада ﷺ, и они разделились на верующих и неверующих, Ислам вступил в идеологическую и экзистенциальную борьбу со всеми верованиями и идеями, которая продолжается и по сей день.
В прошлом веке Западу удалось разрушить государство Халифат. Тогда Ислам исчез из международной арены и жизни общества, превратился в священническую религию, не оказывающую никакого влияния на жизнь в государстве, упал на уровень индивидуального поведения человека.
Всё же неверные прекрасно осознают, что отсутствие Ислама является временным явлением, поскольку акыда Ислама правильна и целиком гармонирует с природой человека. В Исламе есть совершенное законодательство, и Аллах обеспечил сохранение этой религии, обещав мусульманам наместничество на земле и безопасность.
Когда исламские движения объявили о начале деятельности по возвращению Ислама к жизни, в сердцах врагов всколыхнулся ужас перед восстановлением Халифата, который будет править по Шариату во внутренних и внешних делах, объединит мусульман, искоренит влияние колонизатора в мусульманских странах и не оставит его в покое даже на его территории.
И то, что мы наблюдаем сегодня, как жестокие и разрушительные войны западного мира направлены против мусульманских стран, является лучшим доказательством ужаса в сердце колонизатора.
Самый опасный фронт войны с Исламом — это идейно-информационный, направленный на то, чтобы исказить образ Ислама, довести мусульман до отчаяния, заставить их согласиться с применением неверия, удержать их от деятельности по установлению государства Ислама и даже привлечь их самих к управлению по законам неверия.
Неверный завербовал «торговцев религией» из числа мусульман, чтобы те возглавили словесную войну против Ислама. Они стали толковать исламские тексты и вытаскивать смыслы, которых в них нет. Эти предатели стали возводить клевету на прежних исламских учёных, приписывая им слова, которых те не говорили. Они пытаются внедрить в фикх некоторые правила, чтобы обмануть мусульман, такие как «необходимость разрешает запретное», «меньшее из двух зол», «устранение вреда», «интерес» и правило, напрямую связанное с нашей темой — «то, что не можешь выполнить полностью, сделай частично». Придумывая подобные правила, они хотят ответить тем, кто требует применения Шариата: «Нужно идти к применению постепенно, поскольку невозможно установить весь Шариат сразу».
В целях внести ясность и показать опасность подобных правил отметим следующее:
• Аллах усовершенствовал для нас религию, завершил Свою милость и ниспослал Коран в разъяснение всякой вещи. Аллах говорит:
ٱلۡيَوۡمَ أَكۡمَلۡتُ لَكُمۡ دِينَكُمۡ وَأَتۡمَمۡتُ عَلَيۡكُمۡ نِعۡمَتِي وَرَضِيتُ لَكُمُ ٱلۡإِسۡلَٰمَ دِينٗاۚ
«Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довёл до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии Ислам» (5:3),
وَنَزَّلۡنَا عَلَيۡكَ ٱلۡكِتَٰبَ تِبۡيَٰنٗا لِّكُلِّ شَيۡءٖ وَهُدٗى وَرَحۡمَةٗ وَبُشۡرَىٰ لِلۡمُسۡلِمِينَ
«Мы ниспослали тебе Писание для разъяснения всякой вещи, как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман» (16:89).
На каждый вопрос человека до Судного дня найдётся решение в Коране и Сунне. Отсюда и выходит шариатское правило: «Основой в действиях является приверженность шариатскому решению».
• Фикх, согласно общему пониманию у мусульман, — это «наука о практических шариатских вопросах, выведенных из частных доказательств». Доказательства шариатских решений должны быть частными, а не всеобщими. Не говорится, что «решение подтверждается Кораном, Сунной или правилом», скорее, следует упомянуть аят или хадис, чтобы мы могли почувствовать силу доказательства и увидеть связь доказательства с рассматриваемым вопросом.
• Сподвижники и их последователи выводили решения непосредственно из шариатских текстов, поскольку владели нормативностью языковых выражений (фасаха), понимали Откровение (вахй), знали, с чем связано конкретное откровение, понимали хадисы, и чтобы не было необходимости систематизировать правила. Так и должно быть в основе. Но понимание арабского языка испортилось, а с эпохи ниспослания Откровения прошли долгие столетия. Понимание от мусульманина к мусульманину стало отличаться. Тогда и появилась потребность систематизировать правила, разъясняющие язык, понимание и иджтихад. Здесь стоит отметить, что правила сами по себе являются иджтихадом определённого учёного, а не самими доказательствами. Доказательства же представлены в чистом понимании языка и Откровении, то есть в текстах, из которых и выводятся правила.
• Когда текст противоречит правилу, нужно оставить правило и действовать согласно тексту. Иджтихад никогда не может стоять выше слов Аллаха и Его Посланника ﷺ.
• Правила были установлены для контроля над процессом иджтихада, и они бывают категоричными (катъы) и некатегоричными (занни), или вовсе выдуманными (мадсус), не имеющими никакого отношения к Откровению и Шариату.
Теперь приступим к рассмотрению темы «частичное применение Ислама» и рассмотрению правила «то, что не можешь исполнить полностью, сделай частично», которое также встречается и в других формах, несущих тот же самый смысл.
Согласно этому правилу, если мусульманин, например, не может по какой-либо причине скрыть свой аурат (постыдные части тела) полностью, тогда должен скрыть то, что в его силах. Другой пример: Аллах велел нам совершать намаз полностью, как описано, начиная с такбира и заканчивая таслимом. Но если мусульманин не может совершить стоя свой намаз, как требуется, тогда он может совершить его сидя. Другими словами, если мусульманин что-то не может сделать, то пусть делает из этого то, что в силах.
Но есть и обратная сторона этого правила:
— Оно не является постоянным и не распространяется на все положения. Например: кто не может соблюдать пост весь день, тому не дозволено соблюдать пост часть дня. Вместо поста в этот день Аллах вменил ему в обязанность другое. Следующий пример: если мусульманин не владеет рабом полностью, то есть у этого раба два хозяина, тогда ему не дозволено освобождать раба частично, вместо этого Аллах дал ему другое решение.
— В основе правила «то, что не можешь исполнить полностью, сделай частично» лежит аят:
فَٱتَّقُواْ ٱللَّهَ مَا ٱسۡتَطَعۡتُمۡ
«Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей» (64:16), —
и хадис:
ما نَهَيْتُكُمْ عَنْهُ فاجْتَنِبُوهُ، وَما أمَرْتُكُمْ بِهِ فافْعَلُوا مِنْهُ ما اسْتَطَعْتُمْ
«Избегайте того, что я запретил вам, а из того, что я велел вам, делайте, что сможете» (Бухари, Муслим).
В меру своих сил нужно делать то, что требует Аллах, но и в этом случая нельзя переходить к тому, что Он запретил. Другими словами, правило не распространяется на запретное. Запрет означает избегать совершения действия, и это не то же самое, что совершать приказ в меру своих сил.
— Если кто-то этим правилом оправдывает совершение запретного и оставление обязательного, тот возводит клевету на факихов, поскольку они такого не говорили. Что касается Имама Малика, то он, выдвинув концепцию местных обычаев (урф), не противоречащих Шариату, имел в виду обычаи жителей Медины в те времена, то есть во времена сподвижников и табиинов. Следовательно, речь идёт об определённом виде единодушия (иджма). Но он ни в коем случае не имел в виду обычаи всех народов в любые времена. Говоря же об аш-Шатиби, важно отметить, что он выделил только три вида интересов (масалих):
1 — Интересы, подтверждённые и приказанные Шариатом (масалих-муътабара).
2 — Интересы, аннулированные и запрещённые Шариатом (масалих-мульга).
3 — Интересы, о которых прямо не сказано в Шариате (масалих-мурсаля). В качестве примера имам аш-Шатиби привёл то, что сподвижники собрали Коран, хотя не было ни приказа, ни запрета на это. Но и здесь он не сказал, что, преследуя масалих-мурсаля, можно оставлять то, что приказал Аллах, и совершать то, что Он запретил.
— Правило «необходимость разрешает запретное» недействительное как по смыслу, так и по структуре. Слово «необходимость» — общее, и оно включает все необходимости, и слово «запретное» — тоже общее, так что если все необходимости допускают все запреты, тогда что останется из религии?!
• Придавать высказываниям факихов значения, которых они не имели в виду, — это ложь и обман, и так делают только те, у кого нет ни капли совести.
Как могут высказывания людей отменять слова Аллаха?!
— Шариатские правила — это иджтихад того или иного факиха, и они начали появляться только после прекращения Откровения, а Откровение может быть отменено (насх) только другим подобным себе шариатским текстом.
— Если произошла отмена (насх) какого-либо решения, тогда нельзя действовать согласно отменённому (мансух). Например, Шариат запретил опьяняющее (хамр), то есть отменил его дозволенность, и как в таком случае можно следовать отменённому и разрешать то, что запретил Аллах?!
• Правило «то, что не можешь исполнить полностью, сделай частично» никак нельзя использовать в качестве предлога для частичного применения Ислама в правлении.
— К тому же это правило касается неспособности отдельного человека выполнить что-то из велений Аллаха, а не правителя, которому ничто не должно мешать в применении Шариата. Если же правитель по какой-либо причине не может полностью применить Ислам, тогда следует сместить его с поста, а не отменять часть Шариата. Выходит, что отдельный мусульманин и правитель — это разные вещи.
— Это правило касается отдельных вопросов, а не всего Шариата.
То же самое касается и шариатского оправдания (узр, рухса), которое установил Аллах в отдельных вопросах. Это оправдание не распространяется на другие вопросы (к нему не применяются правила иллят и кияс), поскольку является частным, а не всеобщим.
— Частичное применение Ислама означает выбор одних решений и оставление других, причём на неопределённый срок. К тому же, ничего не говорится о критериях, согласно которым происходит отбор одних решений и оставление других. То есть в этом процессе особую роль играют желания самого человека. Аллах же говорит:
وَلَوِ ٱتَّبَعَ ٱلۡحَقُّ أَهۡوَآءَهُمۡ لَفَسَدَتِ ٱلسَّمَٰوَٰتُ وَٱلۡأَرۡضُ وَمَن فِيهِنَّۚ
«А если бы истина зависела от их желаний, то сгинули бы небеса, земля и те, кто на них» (23:71).
— Более того, в народах не может существовать законодательного вакуума. То есть вместо оставленных законов Ислама будут применяться неисламские законы. Это же означает правление не по тому, что ниспослал Аллах, то есть расценивается как неверие, нечестие и несправедливость. Всеми этими словами Аллах описал одного человека, а это означает, что правление не по законам Аллаха — это великое преступление и грех.
И достаточно нам слышать слова Аллаха:
فَلَا وَرَبِّكَ لَا يُؤۡمِنُونَ حَتَّىٰ يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيۡنَهُمۡ ثُمَّ لَا يَجِدُواْ فِيٓ أَنفُسِهِمۡ حَرَجٗا مِّمَّا قَضَيۡتَ وَيُسَلِّمُواْ تَسۡلِيمٗا
«Но нет — клянусь твоим Господом! — они не уверуют, пока они не изберут тебя судьёй во всём том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью» (4:65),
إِنَّ ٱلَّذِينَ ٱرۡتَدُّواْ عَلَىٰٓ أَدۡبَٰرِهِم مِّنۢ بَعۡدِ مَا تَبَيَّنَ لَهُمُ ٱلۡهُدَى ٱلشَّيۡطَٰنُ سَوَّلَ لَهُمۡ وَأَمۡلَىٰ لَهُمۡ ٢٥ ذَٰلِكَ بِأَنَّهُمۡ قَالُواْ لِلَّذِينَ كَرِهُواْ مَا نَزَّلَ ٱللَّهُ سَنُطِيعُكُمۡ فِي بَعۡضِ ٱلۡأَمۡرِۖ وَٱللَّهُ يَعۡلَمُ إِسۡرَارَهُمۡ
«Воистину, тех, которые обратились вспять после того, как им стал ясен прямой путь, дьявол обольстил и обещал им долгую жизнь. Это потому, что они сказали тем, которые возненавидели ниспосланное Аллахом: «Мы будем повиноваться вам в некоторых делах». Аллах знает то, что они скрывают» (47:25,26).
Газета «Ар-Рая»
Шейх Саид Ридван
16 Джумада ас-сани 1443 г.х.
19.01.2022 г.