21
Чт, нояб

Детализация степеней изменения

Статьи
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

1) Изменить рукой

Изменение рукой, т.е. устранение предосудительного силой, является первой степенью в процессе изменения, ведь Посланник Аллаха ﷺ сказал:

مَنْ رَأَى مِنْكُمْ مُنْكَرًا فَلْيُغَيِّرْهُ بِيَدِهِ فَإِنْ لَمْ يَسْتَطِعْ فَبِلِسَانِهِ فَإِنْ لَمْ يَسْتَطِع فَبِقَلْبِهِ وَذلِكَ أَضْعَفُ الْإِيمَانِ

«Пусть тот из вас, кто увидит предосудительное, изменит это собственноручно, если же он не сможет [сделать] этого, [пусть изменит это] своим языком, а если не сможет, то [пусть противится этому] своим сердцем, что будет наиболее слабым [проявлением] веры».

Передаётся от Абу Джухайфы: «Али ибн Абу Талиб сказал: «Джихад осуществляется тремя вещами: рукой, словом и сердцем. Первым идёт рука, затем слово, а затем сердце» [1]. Изменение предосудительного рукой стоит на первом месте среди всех способов и средств. Причина этого заключается в том, что изменение рукой устраняет предосудительное полностью и препятствует его возникновению или продолжению, ведь предосудительное вредит как обществу, так и индивидам.

Каждый мусульманин обязан устранить предосудительное, когда видит его, например, когда видит, что человек распивает спиртное, совершает кражу или домогается женщины. Если человек склоняется к тому, что в силах пресечь предосудительное рукой, тогда ему ваджиб это сделать. Например, пресечь распитие алкоголя можно посредством разбития бутылки, пресечь совершение прелюбодеяния можно, прогнав прелюбодеев или наказав преступников ударами.

Так человек предотвращает предосудительное в соответствии со словами Посланника ﷺ.

Необходимо понять, что применение физической силы зависит от ситуации. Если использование силы не приведёт к остановке совершения предосудительного, тогда к ней не прибегают, поскольку цель не будет достигнута, а целью является изменение/устранение предосудительного. Использование физической силы зависит от способности изменить предосудительное. Доказательством этому служит приведённый выше хадис, где упоминаются степени изменения. В хадисе говорится, что следует перейти к слову, если нет возможности изменить рукой, ведь Посланник ﷺ сказал:

فَإِنْ لَمْ يَسْتَطِعْ فَبِلِسَانِهِ

«если же он не сможет [сделать] этого, [пусть изменит это] своим языком».

2) Изменить словом

Изменение словом является второй степенью в процессе изменения. К этой степени обращаются, когда человек более склоняется к тому, что не сможет изменить предосудительное рукой. Необходимо понять, что изменение словом не является прямым изменением предосудительного, это стремление изменить того, кто совершает грех. Критика/порицание грешника означает удерживать, запрещать ему совершать такого рода поступки. Такому человеку следует напомнить о наказании и мучениях, которые Аллах уготовил для грешников, и о награде и великом успехе, которые Аллах уготовил для покорных рабов. Нет ничего плохого в том, чтобы выразить презрение, поругать, побранить, попугать силой того, кто совершает предосудительное, или пугать его тем, что обратишься за помощью к другому. Быть может, тогда человек оставит совершение греха. Однако во всём этом нужно строго соблюдать рамки Шариата. Если же человек не в силах изменить рукой или словом, тогда он прибегает к изменению своим сердцем.

3) Изменить сердцем

Данная степень является последней. К ней прибегают, когда человек не может изменить предосудительное рукой или словом. Изменение сердцем в действительности не устраняет предосудительное, и оно не считается порицанием/критикой того, кто совершает предосудительное. Изменение сердцем считается порицанием/критикой самого греха, желанием устранить грех или желанием, чтобы появился тот, кто устранит его. Шихаб ад-Дин аль-Карафи сказал: «Самая сильная, фактическая вера — это устранение [предосудительного] рукой, и только затем словом, поскольку это влияет на устранение [предосудительного]. Что касается критики/порицания сердцем, то это не влияет на устранение [предосудительного], поэтому подобное и считается наиболее слабым [проявлением] веры» [2].

Пророк ﷺ отнёс изменение сердцем к наиболее слабому проявлению веры. Это значит, что минимум, что должно быть у каждого мусульманина, когда он видит предосудительное, так это — порицание/критика совершение греха всем сердцем. Является ваджибом, чтобы данная степень была не только у тех, кто занимается изменением предосудительного, но и у остальных мусульман; причина этого заключается в том, что довольство грехом тоже является грехом. Передаётся от Абдуллаха ибн Масъуда, что некоторые люди ему сказали: «Погибли те, кто не повелевал одобряемое и не удерживал от предосудительного», — на что он сказал: «Напротив, погибли те, кто сердцем не поощрял одобряемое и не порицал предосудительное» [3]. Передаётся от аль-Урса ибн Ами́ра аль-Кинди, что Пророк ﷺ сказал:

إِذَا عُمِلَتِ الْخَطِيئَةُ فِي الْأَرْضِ كَانَ مَنْ شَهِدَهَا فَكَرِهَهَا وَقَالَ مَرَّةً أَنْكَرَهَا كَمَنْ غَابَ عَنْهَا وَمَنْ غَابَ عَنْهَا فَرَضِيَهَا كَانَ كَمَنْ شَهِدَهَا

«Когда на земле совершается грех, тот, кто видит его и чувствует к этому отвращение (в другом варианте «порицал/критиковал»), подобен тому, кто не присутствовал при этом. А тот, кто не видел этих грехов, но одобрял их, будет подобен тому, в чьём присутствии они совершались (т.е. на него тоже ляжет бремя греха)» [4].

Материал из книги:

«Нормы Шариата о деятельности повелевать одобряемое и удерживать от предосудительного (аль-амру биль мааруф ван-нахъю аниль мункар)».

Ясин ибн Али