07
Сб, дек

Неведение (джахаля)

Статьи
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

В лексике и терминологии слово «джахаля» описывается как противоположность знанию. Это один из главных вопросов в дискуссиях на тему такфира. Поэтому неизбежно разъяснение вопросов, по которым неведение может быть принято в качестве оправдания или нет.

Неведение (незнание, невежество) по своей сути не является оправданием. Все люди несут ответственность за знание и изучение Ислама. Однако в некоторых исключительных случаях оправдания принимаются. В этих крайних случаях, по мнению большинства исламских учёных, неведение принимается в качестве оправдания, и говорится, что это препятствует применению норм Шариата, которые в обычное время применяются в отношении человека. Эта ситуация может быть объяснена следующим образом:

Положение асли (коренных, этнических, первоначальных) неверующих, не ведающих о тавхиде

Исламские учёные разделили асли неверующих на два типа: на тех, кого оправдывает незнание, и на тех, кого оно не оправдывает.

1. Те, кому прощается за их неведение

Это люди, до которых никогда не доходил призыв и послание Пророка Аллаха ﷺ, и которые не могли услышать и столкнуться с ними из-за тяжёлых условий, в которых они проживают.

Если мы являемся свидетелями смерти человека, до которого не дошёл дават, мы не хороним его и не применяем к нему другие хукмы, которые распространяются на мусульман. Они ничем не отличаются от других неверующих в плане хукмов, даже если к ним не был обращён призыв. Представители ахлю фатрат [1] также относятся к ним. Однако они оправданы перед Аллахом.

Всевышний Аллах сказал:

وَمَا كُنَّا مُعَذِّبِينَ حَتَّىٰ نَبۡعَثَ رَسُولٗا

«Мы никогда не наказывали людей, не отправив к ним посланника» (17:15),

لِئَلَّا يَكُونَ لِلنَّاسِ عَلَى ٱللَّهِ حُجَّةُۢ بَعۡدَ ٱلرُّسُلِۚ

«Дабы после пришествия посланников у людей не было никакого довода против Аллаха» (4:165).

Таков хукм в отношении тех, к кому не был явлен никакой шариат, или тех, кто не имел возможности самостоятельно достичь Шариата. Это потому, что в аяте говорится, что люди не будут наказаны, пока к ним не будет послан один из посланников. Это показывает, что они не несут ответственности за шариатские нормы и вопросы, в которые нужно верить. Исходя из этого, можно сказать: «Представители ахлю фатрат освобождены от наказания». Представители ахлю фатрат жили в отрезке времени между тем, когда одно послание было утеряно, а другое ещё не отправлено. Хукм представителей ахлю фатрат — такой же, как и хукм тех, кто не получал пророческого послания. В этом смысле те, кто не получил пророческого послания Пророка Аллаха ﷺ, подобно представителям ахлю фатрат, были спасены от адских мучений.

2. Те, кому не прощается за их незнание

Это люди, являющиеся асли кяфирами, которые не ответили призыву, при том, что он до них доходил, не прилагают никаких усилий в отношении того, чтобы выяснить правильность или ложность призыва. Хотя они и находятся в неведении, это не является поводом для их оправдания. Они признаны неверующими в этом мире и в мире Вечном и заслуживают вечного Ада.

Мусульмане, которых не оправдывает их незнание

Не знать того, что необходимо знать из вопросов акыды, не является оправданием. Другими словами, они не оправдываются за совершение куфра по причине своей небрежности, в то время как они способны устранить своё незнание в отношении основ и непременных условий тавхида. Если они умрут в таком состоянии, то будут обречены на Огонь Ада в жизни Вечной.

Опять же, отрицание того, что должно быть известно из явных хукмов, не подпадает под оправдание. Отрицание запрета прелюбодеяния или процентного роста, или обязательности поста в Рамадан, или обязательности пятикратных намазов не является оправданием для мусульманина.

Мусульмане, принявшие неведение за оправдание

Учёные Ислама говорят, что следующие пункты являются оправданием для тех, кто не выполняет некоторые аспекты тавхида по незнанию:

1. Когда шариатское обращение не дошло.

2. Жизнь в отдалённом месте, где невозможно достичь знания.

3. Быть тем, кто только что избавился от неверия и только что принял Ислам.

Наряду с этими пунктами можно сказать следующее:

  • Тот, кто принял Ислам, но не усвоил некоторые принципы тавхида по причине непреодолимой неспособности; тот, кто только что избавился от неверия, или тот, кто живёт в отдалённой местности или в ситуации, когда знание не может достичь его, а он не может достичь знания — в отношении них не следует делать такфир, даже если они находятся в ситуации, требующей куфра. Им разъясняется их заблуждение, приводятся доказательства, и их сомнения, если таковые имеются, устраняются.

В хадисе, переданном от Абу Вакида аль-Ляйси, рассказывается:

خَرَجْنَا مَعَ رَسُولِ اللهِ إِلىَ حُنَيْنٍ وَنَحْنُ حُدَثَاءُ عَهْدٍ بِكُفْرٍ، وَلِلْمُشْرِكِينَ سِدْرَةٌ يَعْكِفُونَ عِنْدَهاَ وَيَنُوطُونَ بِهاَ أَسْلِحَتَهُمْ، يُقاَلَ لَهاَ ذَاتُ أَنْواَطٍ، فَمَرَرْناَ بِسِدْرَةٍ فَقُلْناَ: ياَ رَسُولَ اللهِ اجْعَلْ لَناَ ذاَتَ أَنْواَطٍ كَماَ لَهُمْ ذاَتُ أَنْواَطٍ، فَقاَلَ رَسُولُ اللهِ: اللهُ أَكْبَرُ، إِنَّهاَ السُّنَنَ، قُلْتُمْ وَالَّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ كَماَ قاَلَتْ بَنوُ إِسْرَائِيلَ لِمُوسَى: قَالُواْ يَا مُوسَى اجْعَل لَّنَا إِلَـهًا كَمَا لَهُمْ آلِهَةٌ قَالَ إِنَّكُمْ قَوْمٌ تَجْهَلُونَ

«Мы вышли вместе с Посланником Аллаха в военный поход на Хунайн, а были мы в то время совсем недавно вышедшими из неверия людьми. У многобожников же было дерево, возле которого они постоянно собирались, подвешивая на него своё оружие. Это дерево называли Зату-Анват. Когда мы проходили мимо него, то сказали: «О Посланник Аллаха, сделай нам такой же Зату-Анват, как и у них!», — на что он воскликнул: «Превелик Аллах! Воистину, это обычаи прежних народов! И я клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, вы сказали то же самое, что сыны Исраиля сказали Мусе: «О Муса! Сделай нам божество, такое же, как у них». Он (Муса) сказал: «Воистину, вы — невежественные люди». Вы же непременно станете следовать обычаям тех, кто был до вас!» (Ахмад и ат-Тирмизи сказали хадис — хасан сахих).

  • Опять же, есть некоторые положения (хукмы), которые могут быть известны только учёным и специалистам. Поэтому такие вопросы считаются оправдывающими для мусульманина.

  • Проживание во времени, далёком от того периода, когда исповедовался Ислам, считается оправданием. Действительно, такой человек далёк от постановлений и практики Ислама.

  • Те, до кого не дошло руководство, считаются невежественными в акыде и делах. Последним условием признания куфра мусульманину, обвинённому в совершении куфра или в произнесении куфра, является наличие доказательств. Иными словами, необходимо объяснить ему, что совершённое им деяние или произнесённое им слово является куфром с точки зрения шариатских доказательств. Человек может совершить это действие в результате правильного толкования, а может и не знать, что это действие является куфром! В силу этих возможностей необходимо сначала установить доказательства. Если после установления доказательств человек продолжает настаивать на своём поступке и отказывается принять доказательства, то дозволяется сделать ему такфир.

  • Улемы (учёные) так же оправдывают некоторые крайние действия и высказывания из-за незнания могущества Всевышнего Аллаха. В связи с этим приводится следующий риваят, который передаётся от Абу Хурайры (р.а.):

كَانَ رَجُلٌ يُسْرِفُ عَلى نَفْسِهِ فَلمَّا حَضَرَهُ الْمَوْتُ قَالَ لِبَنِيهِ: إذَا أنَا مِتُّ فَأحْرِقُونِي ثُمَّ اسْتَحْقُونِي ثُمَّ ذَرُّونِي فِي الرِّيحِ. فَوَاللّهِ لَئِنْ قَدَرَ عَليَّ رَبِّي لَيُعَذِّبَنِي عَذَاباً مَا عَذَّبَهُ أحَداً. فَلَمَّا مَاتَ فُعِلَ بِهِ ذلِكَ. فَأمَرَ اللّهُ ا’رْضَ فَقَالَ: اجْمَعِي مَا فِىكِ مِنْهُ. فَفَعَلَتْ: فَإذَا هُوَ قَائِمٌ. فَقَالَ: مَا حَمَلَكَ عَلى مَا فَعَلْتَ؟ فَقَالَ: مَخَافَتُكَ يَا رَبِّ. فَغَفَرَ لَهُ بِذلِكَ

«Жил один человек, который совершал много грехов и пороков. Когда к нему подступила смерть, он сказал своим сыновьям: «Когда я умру, сожгите моё тело, затем истолките его в порошок, и развейте мой прах на ветру. И, клянусь Аллахом, если мой Господь сможет (собрать меня), Он подвергнет меня такому наказанию, которому не подвергал никого». Когда он умер, с ним сделали то, что он просил. И Аллах повелел земле: «Собери то, что есть в тебе из его останков!». Она так и сделала, и он был собран. Потом (Аллах) спросил: «Что побудило тебя к тому, что ты сделал?». Он ответит: «О Господь, страх перед Тобой!» И Аллах простил его за этот ответ» (Бухари, Муслим, ан-Насаи).

Аль-Хаттаби о самосожжении этого человека в хадисе говорит следующее: «Этот человек не отрицает воскресения. По своему неведению он думал, что если он сделает это с собой, то никогда не вернётся и не будет мучиться. На самом деле, говоря, что он сделал это из страха перед Аллахом, он демонстрирует свою веру».

Ибн Кутайба сказал: «Некоторые из верующих ошибаются в некоторых атрибутах Аллаха, и из-за этого им не делается такфир».

В то же время некоторые из учёных отмечают, что эти люди могут не знать всех условий веры, поэтому они могут впадать в ошибки, говорить неправильные вещи, которые с нашей точки зрения могут считаться серьёзной ошибкой, но, несмотря на всё это, им не может быть выдвинут такфир без установления доказательства.

  • Когда ситуация оценивается с точки зрения мусульман, живущих сегодня на мусульманских землях, оправдания, как правило, справедливы только для тех, кто совершает доселе невиданные и незнакомые дела. Другими словами, в вопросах, решение которых известно лишь учёным, либо необходимо рассмотрение учёных и вынесение по ним хукма, мусульмане считаются оправданными.

 

Материал из книги «Такфир», выпущенной издательством журнала «Köklü Değişim»
Куртулуш Севинч

 

1. Фатрат (الفترة) — период между двумя пророками, в который призыв к истинной религии был прерван. В словаре слово «фатр» является существительным от масдара «футур», что означает «слабость, расслабление, потеря силы и действия». Фатр в основном используется для обозначения периода, лишённого таблига, между Исой (а.с.) и Мухаммадом ﷺ. Общины, живущие в этот период, называются «ахлю фатрат».