21
Чт, нояб

Рубрика «Халифат в Турции со дня его упразднения по сегодняшний день» 6 ч.

Статьи
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

«Идея Халифата на скамье подсудимых в Турции»

Мы публиковали пятую часть рубрики «Халифат в Турции со дня его упразднения по сегодняшний день», подготовленную Информационным отделом «Коренных изменений» («Köklü Değişim»), где рассматривали «Интеграцию мусульман в демократическую систему через «Партию благоденствия» и «Партию справедливости и развития».

В сегодняшней же, шестой части, под заголовком «Идея Халифата на скамье подсудимых в Турции» мы затронули судебные процессы вокруг Хизб ут-Тахрир и всё то беззаконие во время этих судебных разбирательств. Представляем вам наш материал по данной теме, составленный Йылмазом Челиком:

Судебная система, независимость которой всегда подвергалась сомнению, отныне так же окончательно утратила доверие к себе и надежду на справедливое отношение ко всем со стороны этой системы. Нет нужды возвращаться в далёкое прошлое, поскольку до 2000-х годов в Турции доминировала светская кемалистская судебная система и военный контроль. Во времена светских кемалистских правительств ожидать справедливости в неправомерной и враждебной борьбе, развёрнутой против мусульман и их исламских ценностей, было полнейшим абсурдом. Однако даже в эпоху правления «Партии справедливости и развития» (ПСР), которая пришла к власти с надеждой на более «свободную» и более справедливую Турцию, закон и справедливость на местах были дискредитированы.

Совершенно очевидно, что во всех значимых судебных материалах, в особенности с начала 2000-х годов вплоть до большого коррупционного скандала 17–25 декабря 2013 года, явно присутствуют искусственные, незаконные и неправомерные практики о так называемой «параллельной государственной» структуре. Одним из тех, кто подвергся этим незаконным процессам, является Хизб ут-Тахрир, который был основан Такыюддином Набхани в 1953 году в Палестине как исламская партия и который начал свою деятельность в Турции в 1960-х годах и стремился установить Праведный Халифат в мусульманских странах.

Поскольку Хизб выразил своё требование установления Праведного Халифата, который является исламским методом управления государством, Турецкая Республика с 1960-х годов стала привлекать к уголовной ответственности членов партии «Хизб ут-Тахрир». Мусульмане, участвующие в деятельности вместе с Хизб ут-Тахрир, несмотря на то, что Хизб никогда не принимал насильственного и силового метода, никогда, вплоть до сегодняшнего дня, не прибегал к насилию и никогда не отходил от идейной и политической деятельности, столкнулись с серьёзным беззаконием по причине того, что отстаивали идею Халифата.

Первые аресты и судебные процессы против партии «Хизб ут-Тахрир» состоялись в 1967 году. После этого дня в рамках этих расследований было возбуждено более 200 уголовных дел в отношении членов Хизба, которые продолжали свою деятельность в Турции, особенно в период с 2001 по 2021 год. Более 500 человек было осуждено и приговорено суммарно к более чем 2000 годам лишения свободы.

Хизб ут-Тахрир заявлял, что до сегодняшнего дня он не прибегал к методам принуждения и насилия в своих публикациях и призывах, как и не будет прибегать к ним и после этого. Также видно, что на протяжении 68 лет своей истории Хизб ограничивался лишь идейной и политической деятельностью. Несмотря на это, члены Хизб ут-Тахрир приговаривались к огромным срокам заключения от 7,5 до 15 лет по статье за членство в «террористической организации» в рамках «Закона о борьбе с терроризмом». Это беззаконие и неправомерность продолжают иметь место, несмотря на 8 различных решений Конституционного суда о нарушениях в отношении Хизб ут-Тахрир.

• История судебных процессов над Хизб ут-Тахрир

Политическая партия «Хизб ут-Тахрир» не вносила никаких изменений в методы своей деятельности. Хизб ут-Тахрир, занимавшийся идейной и политической деятельностью, никоим образом не одобрял насилие. Первое судебное дело против Хизб ут-Тахрир было возбуждено в 1967 году. Тогда дело было возбуждено по статье 163, и было вынесено наказание в виде шести месяцев лишения свободы. Когда статья 163 была отменена, судебные процессы проводились в рамках «Закона о борьбе с терроризмом», и партия «Хизб ут-Тахрир» была признана «невооружённой террористической организацией», а сроки наказания были увеличены до 36 месяцев.

Затем, в 2003 году, когда насилие стало условием, чтобы организация считалась террористической в рамках «Закона о борьбе с терроризмом», Хизб ут-Тахрир перестал считаться террористическим, и все эти уголовные дела были закрыты, а осуждённые выпущены на свободу. Однако спустя небольшой отрезок времени, уже в 2006 году, было выработано определение «невооружённая террористическая организация» путём внесения поправок в «Закон о борьбе с терроризмом» под номером 3713.

Данная поправка, по сути, должна была быть в пользу Хизба во время судебных процессов над Хизб ут-Тахрир, ведь в соответствии с ней в качестве условия, чтобы организация считалась террористической, должен присутствовать насильственный метод и принуждение, но, к сожалению, пользы от данной поправки не было. Несмотря на то, что закон был ясно прописан, а Хизб ут-Тахрир в основе не признавал применение насилия и вооружённой борьбы, против Хизба продолжали выноситься незаконные уголовные решения.

• Как именно?

В то время, как закон был на стороне Хизб ут-Тахрир, Верховный апелляционный суд (тур. Yargıtay) вмешался и вынес решения, противоречащие данному закону. 9-я палата по уголовным делам Верховного апелляционного суда заявила в двух отдельных решениях, в первом — от 19.04.2004, и втором — от 24.04.2008: «Хотя определение терроризма в Гражданском кодексе Турции является открытым и ясным, даже если «Хизб ут-Тахрир» не соответствует этому определению, то есть партия не использует насильственного метода, — сам характер организации показывает, что она будет прибегать к насилию в будущем».

Другими словами, Верховный апелляционный суд подготовил незаконное основание на базе измышлений для более чем 400 человек, которые в период с 2001 по 2017 год были осуждены по более чем 200 следственным делам и получили почти 2000 лет наказания суммарно. Противозаконное преследование продолжилось даже тогда, когда 16-я уголовная палата Верховного апелляционного суда, сменившая 9-ю уголовную палату, оставила приговор к 660 годам суммарно в силе в отношении 105 человек, которые рассматривались в 13 отдельных делах.

Эта незаконность продолжалась, несмотря на информационные отчёты Главного управления безопасности и Национальной разведывательной организации о том, что до сих пор не было зафиксировано никаких насильственных действий со стороны Хизба. Измышление Верховного апелляционного суда о том, что Хизб прибегнет к оружию, было незаконным образом построено на том, что с установлением Халифата будет сформирована военная мощь в виде государственной армии, и это обстоятельство суд отнёс к партии «Хизб ут-Тахрир».

Те заявления 9-й палаты по уголовным делам Верховного апелляционного суда, которые войдут в историю незаконности и противоправности, были записаны следующим образом: «В связи с возражением прокурора о том, что организация не является вооружённой и что действия подсудимых не представляют собой преступление, предусмотренное статьёй 220/2 УК за номером 5237, было принято решение, что «после создания государства Праведного Халифата естественным образом будет развёрнута вооружённая борьба за включение христианских государств в государство Халифат, созданное в результате джихада»; также возражение считается неуместным и было отклонено, утверждён приговор в соответствии с процедурой и законом, и дело передано дальше» (24.04.2008).

• Конституционный суд призвал остановить преследование!

Самым примечательным событием в судебных процессах по делам Хизб ут-Тахрир стало решение о нарушении прав, вынесенное Конституционным судом в 2018 году. Официально опубликованное решение пленарного заседания Конституционного суда от 19.07.2018 свидетельствует о нарушении прав в ходе судебного разбирательства по делу Йылмаза Челика. Конституционный суд также постановил, что во всех делах по Хизб ут-Тахрир, которые суд объединил между собой в ходе пленарного заседания, присутствуют те же самые нарушения.

Обоснование постановлений Конституционного суда о нарушении заключается в следующем: «Возможно, что идеологии террористических организаций, конечные цели, к достижению которых они стремятся, и их критика общества и государственной жизни имеют аспекты, связанные с основными правами и свободами, особенно со свободой выражения мнений. Однако в случаях, когда речь идёт о террористических организациях, первое, что следует оценить, — это то, прибегала ли организация для достижения своих целей к насильственным методам, которые не могут быть защищены с точки зрения конституционности; а вовсе не идеи, которые подпадают под действие основных прав. Таким образом, Конституционный суд убедительно ожидает, что суды инстанции оценят наличие террористической организации или отношения обвиняемых с этой организацией. Эти оценки в первую очередь относятся к сфере права на справедливое судебное разбирательство».

«Кроме того, Конституционный суд пришёл к выводу, что суды первой инстанции и Верховный апелляционный суд по крайней мере должны были совершить попытку разобраться, является ли «Хизб ут-Тахрир» террористической организацией, а также формально изучить требования Заявителя и составить мотивированное решение по разбирательству дела, что требуется характером разбирательства, но они этого не сделали».

«В результате постановлено принять решение о том, что право на мотивированное решение было нарушено в рамках права на справедливое судебное разбирательство, которое гарантируется статьёй 36 Конституции, поскольку утверждения Заявителя, которые могут изменить исход судебного разбирательства, не были приняты во внимание и не были оценены должным образом».

В результате решением Конституционного суда о нарушении был сделан вывод, что право заявителей на мотивированное решение было нарушено в рамках права на справедливое судебное разбирательство, предусмотренного статьёй 36 конституции.

Однако некоторые местные суды выступили против решения Конституционного суда, несмотря на эти 7 отдельных решений о нарушениях прав, и отклонили ходатайство о повторном судебном разбирательстве, сославшись на решение Верховного апелляционного суда, которое противоречило букве закона.

Таким образом, весь этот судебный процесс ясно выявляет противоречия в судебных разбирательствах в отношении Хизб ут-Тахрир. В то время как некоторые суды выносят оправдательные решения в отношении членов Хизб ут-Тахрир, другие суды всё ещё продолжают выносить приговоры, противоречащие закону и решению Конституционного суда, хотя решение Конституционного суда о нарушениях прав должно приниматься за основу и в качестве прецедента для всех лиц, осуждённых за членство в Хизб ут-Тахрир.

Махмуд Кар, автор книги «Хизб ут-Тахрир и Халифат устами Хизба», говорит следующее об этих судебных процессах: «Партия «Хизб ут-Тахрир» не прибегала к насилию и вооружённому противостоянию в качестве метода ни на одном из этапов своей деятельности. Хизб ограничил свою деятельность идейным и политическим методом. Со дня своего основания Хизб ни разу не прибегал к силовым физическим действиям. Однако, вопреки вышесказанному, мусульмане, которые действовали вместе с Хизб ут-Тахрир, столкнулись с беззаконием и несправедливостью из-за того, что несли идею Халифата в общество через свой призыв».

В данной книге, подготовленной Махмудом Каром, главой информационного офиса Хизб ут-Тахрир в Турции, приводится следующая информация об исторической хронологии судебных заседаний в Турции:

• Период 1960–1970 гг.

«Тот факт, что партия «Хизб ут-Тахрир», прославившаяся тем, что в конце 1960-х годов внесла вопрос о Халифате в повестку дня Турции, направила свои политические пресс-релизы/прокламации правительственным чиновникам того времени, вызвал огромный общественный резонанс и привлёк внимание правительственных чиновников. Вопрос Халифата, доведённый до турецкого общественного мнения партией «Хизб ут-Тахрир», стал на тот момент предметом споров даже в Великом национальном собрании Турции (парламенте)».

• Период 1980–1990 гг.

«После военного переворота 1980 года произошла новая волна арестов, и многие мусульмане, в том числе те, кто являлся студентами университетов, были задержаны и арестованы по обвинению в членстве или руководстве Хизб ут-Тахрир».

• Период 1990–2003 гг.

«12 апреля 1991 года статьи 141, 142 и 163 были отменены, якобы во имя демократизации, и был принят Закон о борьбе с терроризмом, который до сих пор вызывает споры и жёсткую критику. Таким образом, после этой даты члены Хизб ут-Тахрир стали привлекаться к уголовной ответственности в рамках статьи 7 Закона о борьбе с терроризмом. За эти годы сотни членов Хизб ут-Тахрир были осуждены в рамках Закона о борьбе с терроризмом по обвинению «в том, что они являются членами и руководителями невооружённой террористической организации», руководители и члены Хизба были приговорены к 5 и 3 годам соответственно. В качестве объяснения вынесения подобных приговоров в процессе данных дел была определена и приписана к членам Хизба формулировка «психическое принуждение».

• Период с 2003 года и далее

«В 2003 году в Закон о борьбе с терроризмом были внесены изменения в рамках «Гармонизации законов в Европейском Союзе». На этом основании термин «террор» был переопределён и преобразован в более конкретную форму. После внесения этой поправки в закон дела Хизб ут-Тахрир были закрыты. Все задержанные и осуждённые были освобождены с возвратом дел на новое рассмотрение либо доследование, и вынесены оправдательные приговоры.

Когда в Законе о борьбе с терроризмом определение терроризма было сформулировано как «насилие и принуждение», судебные процессы над Хизб ут-Тахрир стали оцениваться в рамках определения «невооружённого терроризма», и наказания уже стали выноситься в соответствии с этим.

После постановления, принятого в Законе о борьбе с терроризмом в 2006 году, определение «невооружённого терроризма» было отменено, и дано единственное определение «вооружённый терроризм». После этой поправки партия «Хизб ут-Тахрир» была исключена из списка «невооружённых организаций» и включена в список «вооружённых организаций», и был проведён судебный процесс. Когда же не нашлось доказательств того, что Хизб является вооружённой организацией, вновь стало действовать решение Верховного апелляционного суда».

• Клеветническая кампания в СМИ против Хизб ут-Тахрир

В 1960-х годах, когда партия «Хизб ут-Тахрир» начала свою деятельность в Турции, в СМИ и политике власть принадлежала светскому кемалистскому сегменту. По этой причине новости о Хизб ут-Тахрир в газетах отражали враждебный настрой властей, а членов Хизб ут-Тахрир называли «халифатчиками» (hilâfetçiler). Заголовки о том, что полиция задержала членов Хизб ут-Тахрир, и о том, что выносятся судебные ордера на арест, преподносились как большой успех. Но, конечно, тот факт, что в Турции вновь заговорили о Халифате, произвёл большой шок не только в политических кругах, но и в СМИ.

Особенно после 2000-х годов сторонники Гюлена из числа представителей СМИ, полиции и судебных кругов во время правления «ПСР» проводили очень грязную информационную политику против Хизб ут-Тахрир и его деятельности в Турции. После того, как Хизб ут-Тахрир 2 сентября 2005 года (28 Раджаба 1426 г.х.) выступил с пресс-релизом вслед за пятничной молитвой в стамбульской мечети Фатих в 84-ю годовщину упразднения Халифата по хиджре, как националистические светские СМИ, так и СМИ группы Гюлена безобразным образом стали атаковать Хизб ут-Тахрир.

СМИ группы Гюлена, заключившей союз с правительством «ПСР», написали, что заявление, сделанное в мечети Фатих, было сделано для дестабилизации обстановки в Турции. Все другие СМИ, близкие к правительству «ПСР», так же освещали событие в данном ключе. Националистические светские СМИ же, в свою очередь, хотели использовать пресс-релиз Хизб ут-Тахрир в качестве давления на администрацию «ПСР». Они оказали давление на правительство, заявив, что правительство позволило сделать этот пресс-релиз, и в результате этого были проведены операции по задержанию членов Хизб ут-Тахрир, десятки мусульман были арестованы и заключены в тюрьмы, хотя члены Хизба не совершали какого-либо преступления.

Группа Гюлена не знала пределов уродливым, грязным и лживым сообщениям о Хизб ут-Тахрир. Они без колебаний прибегали к различного рода клевете и лжи в своих новостных сообщениях. Фетхуллах Гюлен, находясь в Пенсильвании, сделал для себя мишенью Хизб ут-Тахрир, раскрывающий козни Америки, выстроенные через Турцию в рамках проекта «ББВ»1. Хизб ут-Тахрир стал мишенью гюленистских СМИ, когда призвал мусульман всего мира противостоять убийствам и террору Америки во время вторжений в Афганистан и Ирак, а также когда раскритиковал сообщника США — турецкое правительство.

Делегация из Турции, которая отправилась в Индонезию для участия в Международной конференции учёных, проведённой Хизб ут-Тахрир в 2009 году, была задержана на обратном пути; и в тот же день в 23 провинциях Турции началась волна одновременных задержаний. Группа Гюлена и все остальные приближённые к правительству СМИ стали совершать нападки на Хизб ут-Тахрир через необоснованные новости и лживую клевету. Их враждебность была настолько велика, что они даже оклеветали учёных, представителей общественных организаций и журналистов из Турции, которые посетили конференцию, что якобы все они отправились в Индонезию для прохождения военной подготовки.

Конференция на спортивном стадионе Хаккы Башар в Стамбуле, проведение которой было ранее обговорено с администрацией и разрешено, была запрещена, и были распространены ложные новости о том, что Хизб ут-Тахрир планировал запустить акцию беспорядков на данной конференции. Однако события 15 июля 2016 года во время попытки военного переворота в Турции показали, что именно сторонники Гюлена близки к беспорядкам, насилию и убийству сотен людей.

«17–25 декабря 2013 года» (коррупционный скандал в Турции) считается важной вехой с точки зрения проявления и раскрытия всей лжи и клеветы, заговоров и западни, сокрытых в делах против Хизб ут-Тахрир. В этот день между правительством и медиагруппами, на которую опиралось правительство, началась борьба. Эта борьба, которая началась из-за стремления к удовлетворению собственных интересов и жажды власти, привела даже к попытке государственного переворота 15 июля 2016 года. Обнаружилось, что группа Гюлена использовала лояльные к себе средства массовой информации, полицию и судебные полномочия для создания заговоров и козней против многих представителей различных организаций и групп. Однако злость и враждебность группы Гюлена к искренним мусульманам (и особенно к Хизб ут-Тахрир) ещё не закончились, а её безоговорочная и безответная верность любящей проливать кровь Америке сохраняется.

Клеветническую кампанию против Хизб ут-Тахрир проводила не только группа Гюлена. Сегодня такие средства массовой информации, как новостной портал «OdaTV» и газеты «Cumhuriyet», «Sözcü», «BirGün» и «Aydınlık», выполняют и продолжают миссию группы Гюлена по грязной клевете и выпуску ложных новостей против Хизб ут-Тахрир. Они продолжают клеветать, придерживаясь незаконной практики Верховного апелляционного суда (Yargıtay) в отношении партии «Хизб ут-Тахрир», которую, согласно «Закону о борьбе с терроризмом», ни в коем случае нельзя рассматривать как террористическую организацию. Они игнорируют решения Конституционного суда (Anayasa Mahkemesi) о нарушениях прав членов Хизб ут-Тахрир, а также критикуют решение Конституционного суда, защищая при этом незаконную оппозицию жёстких антиисламских кемалистов, таких как Омер Фарук Эминагаоглу.

Подытоживая, повторимся, что с момента своего основания в 1953 году Хизб ут-Тахрир никогда не шёл на компромисс в отношении исламского метода, которому он следовал вопреки всем клеветническим кампаниям и диверсиям. Хизб будет продолжать свой путь с большой решимостью и усилиями, пока не установит государство Второго Праведного Халифата.

 

Йылмаз Челик
Информационный отдел «Коренных изменений» («Köklü Değişim»)
01.04.2021

1. Термин «ББВ» («Большой Ближний Восток», «Greater Middle East») также известный как «Инициатива по расширению Ближнего Востока», был введён в начале 2000-х годов, и его полное название переводится как «Партнёрство для общего будущего и прогресса с регионом Большого Ближнего Востока и Северной Африки». Несмотря на красивое оформление названия, сам проект направлен на придание Исламу и мусульманским странам новой модели в соответствии с американскими интересами и на внедрение идей капиталистической идеологии в умы активного молодого поколения.