Седьмой доклад из конференции «Решения Ислама экономического кризиса в 10 пунктах»
Счета-фактуры и квитанции по коммунальным услугам представляют собой один из самых постоянных расходов для подавляющего большинства населения. Потому что природный газ, электричество, вода, мобильная связь и интернет входят в число необходимых расходов. На самом деле, хотя мобильная связь и интернет отличаются от остальных статей расходов, по своей сути коммуникации так же стали важной потребностью в сегодняшних условиях.
Люди, покупающие эти удовлетворяющие их основные потребности товары и услуги, воспринимаются государством не как «граждане», а как «клиенты». Таким образом, наш народ в прямом смысле разграбляют по таким статьям, как налог, плата за потерю электроэнергии по линии передач, плата за распределительные услуги по счетам-фактурам.
Сегодня люди, зажатые между жаждой прибыли энергораспределительных компаний, которые все приватизированы, и налоговым бременем государства, стоят перед серьёзной дилеммой. Например, 50% счёта за электроэнергию состоит из цены электроэнергии, 31% платы за распределение, 15% из НДС и 4% — из платы в различные фонды, налогов и акций (см. рисунок). В то время как средняя стоимость потребления электроэнергии за 1 кВт/ч составляет 0,47 куруша, эта сумма увеличивается до 0,92 куруша, когда добавляются дополнительные расходы, о которых мы упомянули.
Рисунок: Доля цен в квитанции за электроэнергию для жилых помещений в 2020 году (в %) [1]
Если учитывать данные Палаты инженеров-электриков Турции (Elektrik Mühendisleri Odası) о том, что среднемесячное потребление электроэнергии семьёй из 4 человек составляет 230 кВт/ч, то каждое домохозяйство должно оплачивать ежемесячный счёт в размере не менее 210 турецких лир. Опять же, по данным Института статистики Турции, среднегодовое потребление природного газа в 2020 году составляет 927 м3 на одного абонента. Это соответствует цифре более 2 тысяч 400 турецких лир. То же самое относится и к счетам за воду, телефонную связь и интернет. Таким образом, средний счёт за каждый дом составляет не менее 700-800 турецких лир в месяц. Кому-то эта цифра может показаться невысокой, но если учесть 7 миллионов работников с минимальной заработной платой, то эта цифра составляет от 15% до 20% их дохода.
Высокие затраты в счетах-фактурах связаны с тем, что государство продаёт эти основные услуги, которыми оно было обязано обеспечивать население, принимая своих подданных в качестве покупателей, приватизируя государственные ресурсы и предоставляя услуги населению через распределительные компании.
Приватизация
Плотины, электростанции и шахты, ставшие добычей некоторых компаний в рамках процесса, который они называют «приватизацией», на самом деле являются общественными ресурсами. Они никоим образом не могут отдаваться в дар или продаваться частным лицам или компаниям. В этом случае необходимо вернуть все электростанции, угольные шахты, нефтяные и газовые ресурсы и объекты, которые были оставлены на «совесть» компаний во время приватизации, в их изначальную гавань под названием общественная собственность и передать объекты этих мест обществу государством с осознанным чувством служения обществу без какой-либо жажды получить прибыль и без стремления внедрить различные налоговые обязательства.
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
الْمُسْلِمُونَ شُرَكَاءُ فِي ثَلاَثٍ: فِي الْكَلإِ وَالْمَاءِ وَالنَّارِ
«Мусульмане — совладельцы в трёх (вещах): в воде, пастбище и огне» («Сунан» Абу Давуда).
Поэтому реки, озёра, плотины, моря, дороги, леса, рудники, все источники энергии и пастбища относятся к общественной собственности. Поскольку они принадлежат обществу (являются общественной собственностью), государство не может продавать их своему народу и не может облагать их налогом. Государство может только брать плату, эквивалентную расходу по доставке этих общественных ресурсов в домохозяйства. Другими словами, может быть запрошена только стоимость расходов, понесённых при транспортировке населению, что будет представлять крайне невеликую сумму.
Распределительные компании
Распределительные компании, расположенные по всей стране, начали управляться частным сектором, особенно в период с 2009 по 2013 года, за очень небольшие суммы, рассчитанные на долгие годы. В заявлении, сделанном министром финансов Мехметом Шимшеком в 2013 году, он сообщил, что весь сектор распределения электроэнергии был приватизирован и что они заработали 12,7 миллиарда долларов на 18 приватизированных компаниях. Таблица ниже резюмирует данную ситуацию:
Охватываемые провинции |
Количество подписчиков (тысяч штук) |
Стоимость тендера (млн долларов) |
Фирма, принимающая тендер |
Европейская сторона Стамбула |
4 202 |
$1 960 |
Limak-Kolin-Cengiz |
Адана, Газиантеп, Хатай, Мерсин, Килис, Османие |
2 879 |
$1 725 |
EnerjiSA |
Измир, Маниса |
2 488 |
$1 231 |
Elsan-Tümaş-Karaçay |
Анатолийская сторона Стамбула |
2 389 |
$1 227 |
EnerjiSA |
Анкара, Чанкири, Кастамону, Зонгулдак, Кириккале, Бартин, Карабук |
2 951 |
$1 225 |
EnerjiSA |
Балыкесир, Бурса, Чанаккале, Ялова |
2 265 |
$940 |
Limak-Kolin-Cengiz |
Болу, Коджаэли, Сакарья, Дюздже |
1 275 |
$600 |
AKEnerji |
Эдирне, Кыркларели, Текирдаг |
790 |
$575 |
İCHolding |
Анталия, Бурдур, Испарта |
1 677 |
$546 |
Limak-Kolin-Cengiz |
Афьонкарахисар, Биледжик, Эскишехир, Кютахья, Ушак |
1 232 |
$485 |
YıldızlarSSS |
Амасья, Чорум, Орду, Самсун, Синоп |
1 429 |
$441,5 |
ÇalıkHolding |
Кыршехир, Конья Невшехир, Нигде, Аксарай, Караман |
1 483 |
$440 |
Alarko-Cengiz |
Диярбакыр, Мардин, Сиирт, Шанлыурфа, Батман, Ширнак |
1 221 |
$387 |
İşkayadoğuOGG |
Сивас, Токат, Йозгат |
735 |
$258,5 |
Limak-Kolin-Cengiz |
Бингёль, Элазиг, Малатья, Тунджели |
657 |
$230,25 |
AksaEnerji |
Артвин, Гиресун, Гюмюшхане, Ризе, Трабзон |
959 |
$227 |
AksaEnerji |
Агры, Эрзинджан, Эрзурум, Карс, Байбурт, Ардахан, Ыгдыр |
725 |
$128,5 |
KilerHolding |
Битлис, Хаккари, Муш, Ван |
459 |
$118 |
Türkerler İnşaat |
К сожалению, ни один из принимаемых законов, издаваемых постановлений, ни одна модель, перенятая у западных стран в качестве примера, не направлены на решение проблем населения. Все эти законопроекты означают не что иное, как горячие деньги, попытки обогатить людей и компании вокруг правительств.
С приватизацией распределения электроэнергии государство временно получило горячие деньги. Но, учитывая долгие годы, это открыло дверь для больших потерь. Эти распределительные компании действуют с жадностью к прибыли и бросают людей, которые не могут позволить себе оплатить эти основные услуги, на лишения. С другой стороны, посредством этих приватизационных тендеров, отданных определённым кругам, общественные ресурсы практически разграбляются.
Энергия является стратегическим ресурсом
Энергия является незаменимым ресурсом для всего мира, первой искрой, с которой действуют все сектора, огромным ресурсом, необходимым во всех сферах жизни, от которого мы не можем отказываться. Развитие таких секторов, как промышленность, сельское хозяйство, сервис и безопасность, требует наличия разнообразных и мощных источников энергии. Этот сектор, являющийся ахиллесовой пятой в первую очередь развивающихся стран, превращается в аппарат экономического, политического и военного давления со стороны крупных государств. Опять же, государства, которые укрепили власть над этими ресурсами, черпают из них огромные доходы.
Глядя на Турцию, видно, что энергия составляет самую большую статью дефицита счёта текущих операций. Хотя с годами картина постоянно менялась, согласно заявлению министра энергетики и природных ресурсов Турции Фатиха Дёнмеза, ежегодно импортируется энергии в среднем на более чем 45 миллиардов долларов. Доход, полученный от упомянутых выше приватизаций, не покрывает и трети годового импорта энергии.
Сегодня наша страна, находящаяся в центре маршрута энергетических труб и линий электропередач, руководствуется политикой, которая далека от того, чтобы быть направленной на использование этого богатства. Поэтому географические преимущества нахождения в центре стран-производителей и стран-потребителей должны быть изолированы и очищены от интересов колониальных государств и жадных компаний.
Как страна мы импортировали на 54 миллиарда долларов в 2017 году, 43 миллиарда долларов — в 2018 году и 41 миллиард долларов — в 2019 году. Согласно информации, полученной из данных Центрального банка Турецкой Республики и Института статистики Турции, за 5-летний период с 2013 по 2017 годы дефицит счёта текущих операций составляет 220 миллиардов долларов, а импорт энергоресурсов — 213 миллиардов долларов. Опять же, если учесть, что общий объём затрат на импорт энергии за последние 20 лет составляет 665 миллиардов долларов, серьёзность ситуации становится очевидной. Это явный признак того, что энергоэффективность и планирование не достигаются.
Значительная часть природного газа, 99% которого импортируется и за который ежегодно выплачивается 12-15 миллиардов долларов, поставляется из России, Азербайджана, Ирана, Алжира, Нигерии и других стран.
Объёмы импорта природного газа по странам [2] (млн куб. м):
Год |
Россия |
Азербайджан |
Иран |
Алжир |
Нигерия |
Другие |
Общий |
2020 |
16 178 |
11 548 |
5 321 |
5 573 |
1 881 |
7 624 |
48 126 |
Хотя объём импортируемого природного газа с годами меняется, 30-35% его используется для производства электроэнергии. Необходимо отказаться от природного газа в производстве электроэнергии. Образовавшуюся разницу можно очень легко получить из других доступных источников. Опять же, почти 30% импортируемого природного газа используется в жилых домах. Если использовать региональные альтернативные источники, особенно при отоплении жилых помещений, то правильное планирование только по этим двум пунктам обеспечит серьёзную экономию.
Опять же, счёт в 25-30 миллиардов долларов, уплаченный за нефтяные, каменноугольные и другие месторождения, возможно, не будет полностью устранён, особенно из-за потребности в нефти, но среди альтернатив для угольных и других шахт лучшим решением будет эффективное и интенсивное использование бурого угля в энергетике. Потому что по существующим ресурсам бурого угля Турция имеет значительный резерв. По данным Главного управления исследований и разведки полезных ископаемых (MTA), запасы бурого угля в стране составляют 19,32 миллиарда тонн. Денежная стоимость одного только этого ресурса эквивалентна 600-700 миллиардам долларов. Опять же, все ресурсы, такие как каменный уголь, должны быть введены в производство наиболее эффективным способом с пониманием того, что соответствует потребностям населения. Конечно, Парижское соглашение по климату, подписанное руководителями недавно, отныне значительно затруднит использование этих ресурсов.
Альтернативные ресурсы в стране должны быть оценены до конца, подготовив планы действий и работая над каждым ресурсом, который может быть преобразован в энергию. Кроме того, следует мобилизовать все возможности для деятельности НИОКР [3] в области энергетических ресурсов, таких как нефть и природный газ, с учётом интересов общества. Результаты исследования, проведённого в отрыве от популистских подходов и представлений, должны быть корректно разъяснены общественности.
Следует уделять особое внимание возобновляемым ресурсам
Турция находится практически в эпицентре альтернативных источников энергии. Особенно солнечные, ветряные, речные и геотермальные ресурсы способны удовлетворить все потребности страны в электроэнергии. Развитие этих ресурсов в соответствии с правильным планом и стратегией весьма важно. Глядя на приведённые ниже таблицы [4], можно увидеть, что в осваивании возобновляемых ресурсов ещё предстоит пройти длинный путь:
Распределение производства электроэнергии в 2020 году по ресурсам (%):
Распределение заявленного потребления электроэнергии в 2020 году по типу потребителей (%):
Электромобили должны производиться с учётом покупательной способности людей
В последние годы особенно заметны технологические изменения в автомобильной промышленности. В последние годы автомобили начали переходить на электроэнергию вместо бензина, дизельного топлива и сжиженного нефтяного газа (LPG), которые в течение многих лет использовались в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания и взрывных двигателей. Подчёркивая, что отечественный автомобиль, который будет производиться в Турции, будет электрическим, правительство держит в секрете вопрос, по какой цене они будут продаваться населению. Конечно, у каждого произведённого автомобиля есть цена. Но если государство станет выводить эти автомобили на рынок, вводя акцизы, НДС и другие виды налогов, как в счетах-фактурах, так и в других сферах, то это изначально будет неправильным шагом. Принимая во внимание покупательную способность людей, государство должно отказаться от репрессивных налогов и обеспечить людям доступ к этим транспортным средствам по самым разумным ценам. В противном случае производство, далёкое от покупательной способности беднеющих с каждым днём людей, будет нравиться лишь определённой группе людей, между которой обращаются как товары, так и капитал.
Зависимость от иностранных источников энергии также связывает руки государству в коммерческом и политическом плане. То, что необходимо сделать, чтобы избавиться от этой ситуации и обеспечить население более дешёвым доступом к энергии, заключается в следующем:
1. Богатства, принадлежащие обществу (относящиеся к общественной собственности), должны использоваться обществом. По этой причине в счетах за природный газ, электричество и воду не должно быть никаких сборов, кроме платы за услуги, и они не должны продаваться населению за деньги.
2. Электростанции и нефтеперерабатывающие заводы являются общественной собственностью. Приватизация должна быть прекращена, а электростанции, нефтеперерабатывающие заводы и плотины, переданные частным компаниям в процессе «приватизации», должны быть возвращены с возмещением расходов компании, и они должны эксплуатироваться государством.
3. Производство электроэнергии из природного газа должно быть остановлено. Тепловые электростанции, работающие на природном газе, созданные для использования импортируемого природного газа, должны быть закрыты.
4. Необходимо ускорить разведку нефти и природного газа. Это наше историческое право иметь большое количество нефти и природного газа с доказанными запасами в Средиземноморье. Чтобы не испытывать политической напряжённости со странами региона, необходимо возобновить остановленные геологоразведочные работы и вести разведку нефти и природного газа в международных водах, как на континентальном шельфе Турции, так и на Кипре. Здесь нужно учитывать только интересы мусульманского народа, а не США или Европы.
5. Энергия является стратегическим ресурсом. Чтобы свести к минимуму иностранную зависимость, следует максимально использовать местные ресурсы. Потребности страны в электроэнергии можно легко удовлетворить за счёт рек, солнца и ветра. Там, где этого сделать не удастся, можно использовать ресурсы бурого угля, а также строить атомные электростанции.
6. Турция — это страна, бедная на нефть. Учитывая этот факт, использование электроэнергии в транспортных средствах должно быть расширено. Производимый в настоящее время электромобиль должен равняться на население, а не на богатых, и должен предлагаться к продаже по разумной цене, которую может себе позволить население.
Точно так же, как управление государством доверено (дано в аманат) обществом правительству, эти энергетические ресурсы, которые являются общественной собственностью, доверены правительству лишь в качестве аманата. Фундаментальным обязательством государства является не предавать общественность, продавая эти ресурсы отдельным лицам и компаниям. Вдобавок к заявлению президента Эрдогана о том, что «в отношении ростовщичества имеются шариатские тексты», напомним, что имеются также шариатские тексты касательно каждого уровня и каждой должности государственной администрации. Высокие счета-фактуры, ставшие непосильной ношей людей, обусловлены передачей общественной собственности частным лицам и компаниям путём приватизации, проигнорировав шариатские тексты.
Эти ошибки должны быть немедленно исправлены, и, не теряя времени, общественная собственность должна быть возвращена людям, которые являются реальными владельцами, и должны предлагаться только как услуга, не имея ничего общего с прибылью и налогами. В противном случае оставлять ситуацию в нынешнем положении запрещено Шариатом, является безрассудством, источником беспокойства, вредом и убытком.
Köklü Değişim
На турецком языке
1. Источник: https://www.epdk.gov.tr
2. Источник: отчёт Органа по регулированию энергетического рынка (EPDK) по природному газу.
3. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) — совокупность работ, направленных на получение новых знаний и практическое применение при создании нового изделия или технологии.
4. Источник: https://www.epdk.gov.tr