22
Пт, нояб

Почему в одном случае наём без определения оплаты — харам, а в другом случае — макрух?

Ответы на вопросы
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Вопрос: В книге «Экономическая система» в теме «Срок работы» говорится:

«Потому что наём должен быть на известную работу. Неопределённость срока делает некоторые работы неизвестными, а если работа, на которую нанимается человек, является неизвестной, то она перестаёт быть разрешённой … В случае упоминания срока в договорённости или в случае, когда упоминание является необходимым для упразднения неизвестности, срок необходимо определять по временной единице: минутой, часом, неделей, месяцем или годом».

Затем в теме «Оплата работы» говорится: «Следовательно, оплата должна быть известной, чтобы можно было получить оплату без всяких конфликтов. Потому что основой всех договоров является устранение конфликтов и споров между людьми. Поэтому необходимо согласовать оплату до начала работы, и будет макрухом (нежелательным) пользоваться трудом наёмника до полного согласования оплаты».

Отсюда возникли вопросы: правильно ли, что используемое в книге слово «يَجِبُ» («должен», «должна») означает фард, а значит, кто оставляет фард, тот становится грешником? Если ответ будет положительным, тогда почему далее говорится: «и будет макрухом (нежелательным) пользоваться наёмником до полного согласования оплаты»? Отсюда, каким образом нам согласовать между словом «يَجِبُ» («должен», «должна») и словом «макрух»?

Данное несоответствие наблюдается на фоне того, что в обоих текстах доводится мысль о недопустимости заключать договор на основе неизвестности. Как я понял: отсутствие упоминания оплаты ведёт к тому, что договор становится фасидом (испорченным), поэтому наёмнику следует оплатить ту сумму, которая даётся за подобную работу в среднем. Следовательно, кто заключил фасид договор, является грешником, пока не исправит договор, но в то же время макрух не означает греховность. Отсюда и непонятно, как это становится макрухом, если тот, кто не упоминает оплату вначале, делает договор фасидом?

Надеюсь, Вы разъясните эти аспекты. Пусть Аллах воздаст Вам благом.

Ответ:

Упомянутые Вами две цитаты подтолкнули Вас задать эти вопросы, поскольку Вы решили, что между ними имеет место противоречие, ведь сначала говорится «يَجِبُ» («должен», «должна»), а затем «макрух».

Что касается первой цитаты, то она понятна, и там нет каких-либо неясностей, поскольку речь идёт об упоминании срока, ведь без этого неизвестность не пропадает. Следовательно, в таком случае наём недопустим, т.е. не будет сахих (действительным). В принципе, здесь всё ясно.

Касательно второй цитаты, то там рассматриваются два случая, но Вы посчитали, что речь идёт об одном. Итак:

— Первый случай, когда оплата должна быть обговорена, и это ваджиб, ведь это позволит упразднить неизвестность. Поэтому недопустимо нанимать человека подобно примеру, приведённому в начале темы «Срок работы». То есть, например, запрещено нанимать человека следующим образом: «Я хочу нанять тебя за часть от урожая, который ты соберёшь». Напротив, здесь необходимо определить точную долю, которая позволит устранить неизвестность. Например, можно сказать так: «Я хочу нанять тебя за энное количество са, или мудда (мера сыпучих тел)» или «Я хочу, чтобы ты собрал мне урожай с этих десяти донумов (мера площади, равная 910 м2), или с этого одного донума за …». В подобных случаях определить точную долю является ваджибом.

— Второй случай уже не связан с вопросом известности оплаты, он связан с вопросом того, что оплату необходимо определить для наёмного рабочего до начала использования его труда, или же его труд можно использовать до определения оплаты? Хукмом для такого положения будет макрух, но не харам. Следовательно, договор о найме не аннулируется, а наёмному рабочему выплачивается та сумма, которая даётся за подобную работу в среднем.

Таким образом, в одной теме присутствует два момента:

1) Определение суммы оплаты должно быть обязательным, чтобы упразднить неизвестность, а иначе договор будет неправильным (не сахих).

2) Во время найма рабочего следует определиться: оплата обговаривается до использования труда наёмного рабочего, или пользование его трудом может происходить до определения оплаты? В данном случае, пользоваться трудом наёмного рабочего до определения оплаты является макрухом.

 

15 Рабиъ ус-сани 1432 г.х.
20.03.2011 г.