Халифат является обязанностью и поклонением Всемогущему Аллаху, тогда почему же мы спешим совершить молитву, соблюдать пост, давать закят и совершить хадж, но не беспокоимся об исполнении этой великой шариатской обязанности?!
Да, правление тем, что ниспослал Аллах в Его Книге, является обязанностью мусульман перед Аллахом. Это обязанность, в исполнении которой нет выбора или альтернативы, подобно намазу, закяту, хаджу и джихаду. Всё это – фарды, которыми обязал нас Аллах, следовательно, если наступило их время, то мусульманин обязан их выполнять. Так, если Аллах и Его Посланник ﷺ решили что-то, то мусульманин, не имея выбора, обязан выполнить это решение. Всевышний Аллах говорит:
وَمَا كَانَ لِمُؤْمِنٍ وَلا مُؤْمِنَةٍ إِذَا قَضَى اللَّهُ وَرَسُولُهُ أَمْرًا أَنْ يَكُونَ لَهُمُ الْخِيَرَةُ مِنْ أَمْرِهِمْ وَمَنْ يَعْصِ اللَّهَ وَرَسُولَهُ فَقَدْ ضَلَّ ضَلالا مُبِينًا ٣٦
«Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха и Его Посланника, тот впал в очевидное заблуждение» (33:36).
Так это дело понимали сподвижники Посланника Аллаха ﷺ. Они понимали, что правление и решение принадлежат Аллаху, они понимали, что система правления, как на это указал Аллах и Его Посланник ﷺ, является системой Халифата. Так, Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, был первым правителем Уммы после Посланника Аллаха ﷺ, и его политическое описание среди его сподвижников и среди государств и народов мира в то время было таковым, что он – халиф мусульман.
Так же дело обстояло с Умаром аль-Фарукъом, и Абу аль-Хасан (Али, да будет доволен им Аллах) тоже был не последний в этом деле – каждый оказывался правителем мусульман и получал соответствующее политическое описание, а именно – халиф мусульман, и так было до последних халифов в Османском Халифате. Однако сподвижники Посланника Аллаха ﷺ больше понимали в этом вопросе, они больше осознавали обязанность правления тем, что ниспослал Аллах.
Они больше осознавали необходимость объединения Уммы под одним знаменем (которым является знамя верховенства Шариата) путём принесения клятвы верности халифу. Они понимали, что если это место остаётся пустым, то есть если халиф, правитель мусульман, а им был и Пророк ﷺ, и его наследники (халифы), умер, то избрание нового халифа для мусульман важнее, чем всё остальное. Вот они, когда их постигло большое горе в связи со смертью нашего любимого, благородного Пророка ﷺ, устремились под навес Бану Саида для того, чтобы обсудить вопрос избрания одного из них халифом и дать ему байат (после их байата Посланнику Аллаха ﷺ).
Это произошло сразу после того, как до них дошла весть о его ﷺ смерти, и они делали это для того, чтобы мусульмане могли идти за этим халифом, слушать его и повиноваться ему. Для этого они сидели там почти три дня и совещались, чтобы присягнуть на верность халифу Посланника Аллаха ﷺ, чтобы было кому возглавить Умму после смерти нашего благородного Посланника Аллаха ﷺ. Посланник Аллаха ﷺ умер в понедельник утром и оставался непогребённым до среды. Как такое может происходить в то время, когда Пророк ﷺ учит нас тому, что почтение мёртвого – это его погребение? Как они могли не оказать почесть тому, кто научил нас почести и её основам? Как Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, мог оставить своего лучшего друга, Посланника Аллаха ﷺ, лежащим мёртвым, не похоронить его и устремиться под навес Бану Сакъифа?! Как Умар аль-Фарук, который не хотел даже слышать о смерти Пророка ﷺ и вначале даже не поверивший в это от силы своей любви к нему ﷺ, мог забыть его ﷺ?! Нет, сподвижники, да будет доволен ими Аллах, не забыли Пророка ﷺ. Да и как они могли это сделать?
Или это была гонка за лидерством, богатством и властью?! Тогда где же был Абу аль-Хасан, да будет доволен им Аллах, племянник Посланника Аллаха ﷺ, муж Захры? Как он мог молча смотреть на то, как сподвижники отвлекаются от похорон Посланника Аллаха ﷺ?! Ведь Али, да будет доволен им Аллах, был сильным голосом правды и истины, он был учёным-факихом, не было ему равных в области науки фикха и смелости в правде. Как он мог молчать в то время, когда он никогда не молчал, кроме тех случаев, когда этим был доволен Аллах и Его Посланник ﷺ?! И потом, почему он не похоронил своего двоюродного брата, Пророка и Посланника Аллаха ﷺ, тем более что он знал, что происходит под навесом Бану Саъида?! И почему он не рассердился на своих товарищей из числа сподвижников и не похоронил Посланника Аллаха ﷺ в одиночку, вместе со своей семьёй?!
Зачем Али, да будет доволен им Аллах, ждал результата собрания сподвижников под навесом? Все отвлеклись от похорон Посланника Аллаха ﷺ, а это выглядит так, как будто у Пророка ﷺ не было ни друзей, ни родственников. Неужели они оставили тебя лежать мёртвым, о Посланник Аллаха ﷺ, и поспешили делить твоё наследие?! Как они могли сделать такое, ведь они – ученики твоей школы… Как они могли так поступить? Неужели в их грудях нет сердец и душ, почему они не собрались и не оплакивали тебя, о Посланник Аллаха ﷺ?! Какое такое у них могло быть дело, которое отвлекло их в этот момент расставания с Пророком ﷺ?! И это происходило при том, что они стояли перед мечами и копьями и готовы были отдать (и отдавали!) свои жизни за тебя ﷺ, но что же с ними случилось теперь? Как все это понимать? Это те, о которых ты ﷺ говорил, это – участники Бадра?! Это они – звёзды, за которыми надо следовать, если заблудился?! Это они дали тебе, о Посланник Аллаха ﷺ, байат под деревом, а Аллах и ты ﷺ остались довольны ими? Это твои сподвижники, которыми ты ﷺ гордился в этом мире? Разве выбор халифа после тебя ﷺ для них был важнее, чем похоронить тебя ﷺ?! Разве они не могли отложить свою дискуссию о том, кто будет халифом мусульман после тебя ﷺ, всего лишь на несколько часов, чтобы похоронить твоё ﷺ благословенное тело, а потом совещаться дальше о том, кто будет халифом?!
Если это – твои сподвижники, о наш любимый Посланник Аллаха ﷺ, значит, есть что-то, что важнее твоего погребения? Всевышний Аллах приказал нам следовать за ними в их понимании текстов Корана и твоих ﷺ хадисов. Что случилось с Абу Бакром, да будет доволен им Аллах? Он объявляет о твоей смерти Умме, затем оставляет тебя, о Посланник Аллаха ﷺ, и уходит под навес. Он это делает только из-за того, что есть дело более важное, чем забота о твоём погребении. Что случилось с Умаром, да будет доволен им Аллах, который не хотел верить известию о твоей смерти из-за его сильной любви и привязанности к тебе ﷺ? Ведь он даже грозил отрубить голову мечом тому, кто скажет, что ты ﷺ умер… Так что же случилось с ним, когда он поверил в это? И почему он оставил тебя ﷺ и отправился под навес? Он сделал это только потому, что то дело, к которому он направился, было важнее, чем твоё ﷺ погребение. И сын твоего дяди, твой зять, которого ты ﷺ воспитал в своём доме, муж твоей любимой дочери Фатимы… Ты ﷺ научил его основам истины, и он бы не молчал о том, что твои сподвижники, да будет доволен ими Аллах, не хоронят тебя ﷺ и выбирают халифа после тебя, если бы он не считал, что выбор халифа важнее, чем твои похороны, тем более что он мог бы сам вместе со своей семьёй похоронить тебя ﷺ.
По Твоей милости, о Аллах, хвала Тебе, в этой реальности рабы Твои действовали так, как будто они были ангелами на земле, которые делают то, что им приказано. По Твоей милости, о Аллах, хвала Тебе… Ты вдохновил их и вселил в их сердца понимание о том, что единство мусульман и решение вопроса выбора правителя в государстве является более важным вопросом, чем всё остальное, даже похороны нашего любимого Посланника Аллаха ﷺ! По Твоей милости, о Аллах, хвала Тебе, они поняли это и отнеслись к этому событию правильно, не поддаваясь своим чувствам, координируя свои действия при помощи глубокого просвещения, не идя на поводу своих чувств! По Твоей милости, о Аллах, хвала Тебе… Как прозрачен и осмотрителен был их взгляд на реальность, и это происходило сразу после трагического момента кончины Пророка ﷺ. Они обменялись мнениями между собой: их цели были едины, а именно – будущее Уммы и её единство. Они мгновенно поняли, что для тех, кто поклонялся Мухаммаду ﷺ, Мухаммад ﷺ умер, а для тех, кто поклоняется Аллаху, то Он жив и не умрёт. Да, именно таким является правильное понимание!
Они поняли, что Посланник Аллаха ﷺ умер, а его послание родилось не для того, чтобы умереть. Да, Посланник Аллаха ﷺ призывал к Исламу, но он не является тем, кто послал посланника. Есть Всевышний Аллах, а Он – жив и не умирает, поэтому сохранение и продолжение существования Его послания является фардом всех фардов, короной фардов, и этот фард важнее всех остальных действий. В этом вдохновляющем понимании для нас есть утешение, в этом было огромное утешение для сподвижников Посланника Аллаха ﷺ, а также – в их единодушном согласии по этому вопросу. Неизвестно, чтобы кто-то из них не согласился с отложением погребения тела благородного Посланника Аллаха ﷺ. И только после того, как состоялся байат со стороны людей мнения и совета (ахль аль-Халь валь-Акд) на верность Абу Бакру в том, что он станет халифом Посланника Аллаха ﷺ, они поспешили в мечеть, чтобы принять байат верности от всех мусульман. Таким образом, состоялся байт заключения и довольства Абу Бакру, и только после того, как мусульмане сделали то, чем был доволен Аллах и Его Посланник ﷺ, мусульмане рядами двинулись на похороны Посланника Аллаха ﷺ. Выходит так, что они придали его ﷺ земле только после того, как его Умма объединилась и вся встала за его другом Абу Бакром ас-Сыддыкъом единым рядом, как молящиеся стоят за имамом.
Из этого выходит то, что установление Халифата и становление Абу Бакра халифом было фардом, который был осуществлён мусульманами так, как этого желает Аллах и Его Посланник ﷺ, несмотря на тяжёлое и печальное обстоятельство. А поэтому это не была борьба между ними за власть, это было поклонением, целью которого является достижение довольства Аллаха посредством объединения мусульман. Вот так был осуществлён этот великий фард, а Умма избрала Абу Бакра преемником Посланника Аллаха ﷺ. Истину предсказал Посланника Аллаха ﷺ, когда сказал: «Кто отдёрнул свою руку от подчинения, тот встретил Аллаха в День Воскресения, не имея в свою пользу ни одного довода. И кто умер, не имея на своей шее присяги, умер смертью джахилии».
Затем ас-Сыддикъ, да будет доволен им Аллах, как только почувствовал приближение часа встречи со своим Господом, собрал совет сподвижников, которые представляли общественное мнение (или, как говорится, «ахль аль-Халь валь-Акд»), и попросил их предложить кандидатуру одного из них, кем они были бы довольны в качестве халифа после его смерти, желая сохранить единство Уммы после него. Выходит так, что будто этим он готовит мусульман к непрерывности этой великой обязанности, подобно тому, как делают омовение, готовясь к выполнению молитвы. И никто из сподвижников, да будет доволен ими Аллах, не отрицал необходимости выполнения этой его просьбы. Они начали советоваться между собой и советовались, пока не пришли к решению спросить об этом мнение Абу Бакра, чтобы он сам выбрал кандидатуру халифа. И тогда Абу Бакр выбрал Умара, и лица сподвижников засеяли от радости, хотя сам Умар избегал даже собрания совета по этому вопросу, опасаясь устрашающей его ответственности.
Затем наступает третий период, когда подтверждается важность этого великого фарда после коварного покушения на Умара аль-Фарукъа. Когда он почувствовал, что приближается смерть, он потребовал, чтобы сподвижники (ахль аль-Халь валь-Акд), выбрали кандидатуру на пост халифа после него. Умар, да будет доволен им Аллах, выдвинул шесть кандидатур, чтобы они выбрали одного из них халифом для них. Он дал им три дня для выбора одного из них, и если после трёх дней они не сойдутся на одном из кандидатов, он приказал убить того, кто противоречил бы остальным из них, назначив для выполнения этой миссии пятьдесят человек.
Здесь следует отметить, что Умар, да будет доволен им Аллах, приказал убить противоречащего в вопросе Халифата из числа шестерых кандидатов, в то время как все они были известными сподвижниками, которым ещё при жизни был обещан Рай. Как Умар, да будет доволен им Аллах, мог приказать убить того, кому при жизни был обещан Рай, если он противоречил другим в каком-то там вопросе?! Разве вопрос единства Уммы вокруг одного халифа является важным до такой степени?! Ответ прост: да, он важен до такой степени. И тогда сподвижники, да будет доволен ими Аллах, в течение трёх дней выбрали Усмана ибн Аффана, да будет доволен им Аллах, халифом после Умара, да будет доволен им Аллах. Более того, учёные вывели из этого единодушного мнения сподвижников в этом вопросе шариатское правило, которое гласит, что «мусульманам нельзя оставаться без халифа более трёх дней, если только они не заняты его установлением».
Затем происходит следующее событие, указывающее на важность этого великого фарда. В эпоху смуты и печальных событий и в обстоятельствах, когда не было никого, кто бы смог конкурировать с Абу аль-Хасаном, да будет доволен им Аллах, на пост халифа мусульман, байат на верность был дан ему, да будет доволен им Аллах.
Таким образом, сподвижники Посланника Аллаха ﷺ и его праведные халифы относились к вопросу Халифата как к делу, которое приближает к Аллаху так же, как и намаз. На основе такой концепции они строили свою жизнь – концепции духовности, где они связывали свои действия с праведным и искренним намерением выполнить этот фард и достигнуть довольства Аллаха, следуя в этом методу Посланника Аллаха ﷺ. Ведь первой и основной целью выполнения какого-либо действия является довольство Аллаха, и если Аллах доволен, то они были рады и довольны тем, что постигает их, и тем, что осуществляет для них Аллах в качестве плодов этого действия. Таким образом, все их дела стали поклонением, приближающим их к Аллаху, независимо от того, является ли это действие молитвой, закятом, хаджем или претворением Шариата (законов Аллаха), или выбором халифа и принесением ему присяги, или даже продажей, покупкой и всеми другими делами.
Так, уважаемые мусульмане, правление тем, что ниспослал Аллах, является не чем иным, как фардом, выполнению которого обязал нас наш Создатель, а мы – Его рабы. Каждый из нас является Его рабом, вне зависимости от того, является ли он халифом, амиром или обычным членом общества. Воистину, Всевышний Аллах будет судить каждого из нас за то, за что он несёт ответственность: «Каждый из вас – пастух и каждый из вас будет спрошен о своей пастве. Так, повелитель, который (правит) людьми – пастух, и он будет спрошен о его пастве. И мужчина – пастух жителей своего дома, и он будет спрошен о них. Женщина – пастушка дома её мужа и его детей, и она будет спрошена о них. Раб – пастух богатства его господина, и он будет спрошен о нём. О да! Каждый из вас – пастух, и каждый из вас будет спрошен о своей пастве!». И горе тому, кто стал имамом или халифом мусульман и не сделал должного, то есть видел в этой должности лишь власть, лидерство, авторитет или престиж и не заботился о делах людей должным образом. Горе ему, пусть помнит всегда, что первый, кого Аллах укроет в Своей тени в день, когда не будет другой тени, кроме тени Аллаха – это справедливый имам!
О Аллах, объедини нас под предводительством имама, который будет править среди нас Твоим Шариатом, подобно тому, как объединяешь Ты нас каждый день за имамом мечети, и мы возвеличиваем Тебя и молим Тебя! О Аллах, облегчи наше дело, направь нас на истинный путь и надели нас вторым праведным Халифатом на основе метода пророчества. Поистине, Ты – наш покровитель. И только Ты нам даёшь победу и помощь, о Господь миров, аминь!
Автор: Абу Хузайфа