18
Чт, апр

Призывы Благородного Корана. Урок 58-й

Статьи
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Приказ выполнять договоры и разъяснение того, что разрешено (халял) и что запретно (харам) из зарезанных животных

Часть 1

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أَوْفُوا بِالْعُقُودِ أُحِلَّتْ لَكُمْ بَهِيمَةُ الأنْعَامِ إِلا مَا يُتْلَى عَلَيْكُمْ غَيْرَ مُحِلِّي الصَّيْدِ وَأَنْتُمْ حُرُمٌ إِنَّ اللَّهَ يَحْكُمُ مَا يُرِيدُ ١

«О те, которые уверовали! Будьте верны обязательствам. Вам дозволена скотина, кроме той, о которой вам будет возвещено, и кроме добычи, на которую вы осмелились охотиться в ихраме. Воистину, Аллах повелевает всё, что пожелает» (5:1).

Хвала Аллаху, Который ниспослал Коран милостью для миров, маяком в пути, программой для верующих и доводом против всех существ! Мир и благословение господину всех посланников, его семье и его прекрасным и чистым сподвижникам, а также последовавшим за ними наилучшим образом до Судного дня! О Аллах, воскреси нас среди них и вместе с ними по своей милости, о Милостивый и Милосердный!

О мусульмане!

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

В этом выпуске мы предлагаем вам прослушать призыв из призывов Истинного Аллаха, Велик Он и Всемогущ, к верующим в первом аяте суры «Трапеза», где Всевышний говорит:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أَوْفُوا بِالْعُقُودِ أُحِلَّتْ لَكُمْ بَهِيمَةُ الأنْعَامِ إِلا مَا يُتْلَى عَلَيْكُمْ غَيْرَ مُحِلِّي الصَّيْدِ وَأَنْتُمْ حُرُمٌ إِنَّ اللَّهَ يَحْكُمُ مَا يُرِيدُ ١

«О те, которые уверовали! Будьте верны обязательствам. Вам дозволена скотина, кроме той, о которой вам будет возвещено, и кроме добычи, на которую вы осмелились охотиться в ихраме. Воистину, Аллах повелевает всё, что пожелает» (5:1).

О мусульмане!

Сайид Кутб, автор книги «Под сенью Корана», в тафсире этого аята говорит: «Непременно должны быть установлены правила в этой жизни… В жизни человека с самим собой, в его жизни с другими людьми, с его окружением и общими вещами… С близкими и далёкими людьми, с семьёй и роднёй, с окружением и со всей Уммой, с друзьями и с врагами… С животными, которых Аллах подчинил человеку, и с теми из них, кого Он не подчинил… С вещами, которые окружают человека в этой огромной Вселенной… А затем – правила взаимоотношения человека со своим Господом, Творцом – связь с Ним, т.к. она – основа всей жизни. Ислам установил эти правила (нормы) в жизни человека. Установил и ограничил его со всей чёткостью и ясностью, связав их все с Всевышним Аллахом и обеспечив им должное уважение. И потому к ним не относятся с насмешкой. Соблюдение их не бывает мимолётной прихотью и желанием, временным интересом, который видит перед собой индивид, общество или даже вся Умма, или видит целое поколение, разрушая на своём пути эти правила…

Эти правила (нормы), которые установил и определил Аллах – это и есть «польза», т.к. это то, что Аллах установил для людей… Эти правила представляют из себя пользу, даже если индивид, общество, Умма или целое поколение увидели пользу в чём-то ином! Это происходит потому, что Аллах знает, а люди не знают! И то, что предписал Аллах – это лучше для них, чем то, что они придумывают! Наименьшее проявление учтивости по отношению к Аллаху – это когда человек понимает, что его решения не принесут ему пользы по сравнению с решениями Господа. Действительное же проявление нравственности по отношению к Аллаху – это когда у человека нет иных решений, кроме решений Аллаха. И нет у него к решениям Аллаха иного отношения, кроме покорности, принятия их и подчинения им вместе с довольством, уверенностью и спокойствием… Эти нормы Всевышний назвал «договором (или обязательством)» и приказал тем, которые уверовали в Него, исполнять эти договоры…».

О мусульмане!

Начало этой суры ознаменовано приказом исполнять договора, а затем следует переход после этого вступления к разъяснению халял (разрешённого) и харам (запретного) из числа скотины, еды, питья и брака. В ней также присутствует разъяснение многих законов Шариата и поклонения, разъяснение сути правильной доктрины, разъяснение сути поклонения и божественной сути. И также присутствует разъяснение отношений верующей Уммы с другими нациями, народами и сообществами. И также присутствует разъяснение обязанностей верующей Уммы в действиях ради Аллаха и в справедливом свидетельстве, в попечении над человечеством посредством Книги, доминирующей над всеми предыдущими книгами. Книги, в которой содержится руководство тем, что ниспослал Аллах, и предостережение от отклонения даже от части того, что ниспослал Аллах, и предостережение от несправедливого отношения к кому-либо при попадании под влияние личных чувств, любви и ненависти…

О мусульмане!

Тот факт, что сура начинается таким образом, и то, что в ней происходит переход к такой теме, придаёт слову «договор» («обязательства») более широкий смысл, чем тот, который приходит на ум на первый взгляд. Это раскрывает нам то, что под «обязательствами» подразумеваются все нормы жизни, которые предписал Аллах… И первым является обязательство веры в Аллаха и обязательство познания Его божественной сути, Свят Он, и познание необходимости соответствующего Его божественности поклонения… Это то обязательство, из которого вытекают все остальные обязательства и жизненные нормы. Обязательство веры в Аллаха и признание Его божественности, господства и управления – именно оно подразумевается под этим признанием полной покорности, общей приверженности, абсолютного подчинения и глубокого повиновения… Именно это обязательство изначально взял Аллах с Адама (а.с.), когда доверил ему бразды наместничества на земле при условии и обязательстве, о котором говорит Коран:

قُلْنَا اهْبِطُوا مِنْهَا جَمِيعًا فَإِمَّا يَأْتِيَنَّكُمْ مِنِّي هُدًى فَمَنْ تَبِعَ هُدَايَ فَلا خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلا هُمْ يَحْزَنُونَ ٣٨ وَالَّذِينَ كَفَرُوا وَكَذَّبُوا بِآيَاتِنَا أُولَئِكَ أَصْحَابُ النَّارِ هُمْ فِيهَا خَالِدُونَ ٣٩

«Мы сказали: «Низвергнитесь отсюда все!». Если к вам явится руководство от Меня, то те, которые последуют за Моим руководством, не познают страха и не будут опечалены. А те, которые не уверуют и сочтут ложью Наши знамения, будут обитателями Огня. Они пребудут там вечно» (2:38, 39).

Это наместничество обусловлено следованием прямому пути, исходящему от Всевышнего Аллаха, который Он низвёл на своих посланников, а иначе это будет нарушением договора наместничества и права владения. Нарушением, которое делает любой поступок, противоречащий тому, что ниспослал Аллах, таким, что этот поступок становится недействительным в своих основах, не принимающих каких-либо оправданий! А потому неизбежным для каждого верующего в Аллаха и желающего исполнить обязательства перед Ним становится необходимым отвержение этой недействительности (т.е. порочности и лжи), непризнание её, как и непринятие каких-либо взаимодействий на её основе. А иначе верующий не выполнит договора перед Аллахом. Этот договор – т.е. обязательства – повторяется с каждым сыном Адама. Эти обязательства были возложены, когда они все – сыны Адама – были в хребте своего отца, как это передаётся в другой суре:

وَإِذْ أَخَذَ رَبُّكَ مِنْ بَنِي آدَمَ مِنْ ظُهُورِهِمْ ذُرِّيَّتَهُمْ وَأَشْهَدَهُمْ عَلَى أَنْفُسِهِمْ أَلَسْتُ بِرَبِّكُمْ قَالُوا بَلَى شَهِدْنَا أَنْ تَقُولُوا يَوْمَ الْقِيَامَةِ إِنَّا كُنَّا عَنْ هَذَا غَافِلِينَ ١٧٢ أَوْ تَقُولُوا إِنَّمَا أَشْرَكَ آبَاؤُنَا مِنْ قَبْلُ وَكُنَّا ذُرِّيَّةً مِنْ بَعْدِهِمْ أَفَتُهْلِكُنَا بِمَا فَعَلَ الْمُبْطِلُونَ ١٧٣

«Вот твой Господь вынул из поясниц сынов Адама их потомство и заставил их засвидетельствовать против самих себя: «Разве Я не ваш Господь?». Они сказали: «Да, мы свидетельствуем». Это для того, чтобы в День воскресения вы не говорили: «Мы не знали этого». Или же не говорили: «Наши отцы были многобожниками раньше нас, а мы были всего лишь потомками, которые пришли после них. Неужели Ты погубишь нас за то, что совершили приверженцы лжи?»». (7:172, 173).

Это – другой договор с каждым индивидом. Договор, в котором Всевышний Аллах подтверждает, что Он взял обязательство со всех сынов Адама, когда они были в хребте своего отца… И не наше дело спрашивать, как это, т.к. Всевышний Аллах лучше знает свои творения и знает, как обращаться к ним на каждом их жизненном этапе, чтобы это было доводом против них. Всевышний говорит, что Он взял с них это обязательство – обязательство Его господства над ними. А потому это непременно было так, как об этом сообщил Аллах. И если они не исполнят свой договор с Господом в такой последовательности, то будут нарушителями обязательств!

О мусульмане!

Аллах взял завет с сынов Исраила в тот день, когда поднял над ними гору, словно тучу, и они подумали, что она упадёт на них. И мы узнаём из контекста, как они нарушили завет, узнаём то, что их постигло и постигнет каждого, кто нарушает завет с Аллахом. Те же, кто уверовали в Мухаммада ﷺ, заключили с ним общий договор «слушаться и подчиняться в радости и в горе и не оспаривать дело правления у обладателей власти». У некоторых же после этого были частные договоры (или обязательства), основанные на данном общем договоре… Во второй присяге у Акъабы, за которой последовала хиджра (переселение) Посланника Аллаха ﷺ из Мекки в Медину, был заключён договор с накъибами (представителями) из числа ансаров… А в Худайбии был договор под деревом, названный «Байату ридван» («Присяга довольства»).

О мусульмане!

На этом наш сегодняшний урок закончен! Ждём вас на наших последующих занятиях, по воле Аллаха. До скорых встреч, оставляем вас на попечение Аллаха и ввергаем вас Его заботе. Мы просим Аллаха, Благословен Он и Велик, сделать этот Великий Коран весной наших сердец, светом наших глаз, исцелением от наших переживаний и скорби. О Аллах, напомни нам из него то, что мы забыли, научи нас тому, чего мы не знаем, и одари нас чтением его глубокой ночью и днём таким образом, который приведёт нас к Твоему довольству. О Аллах, сделай этот Коран доводом для нас, а не против нас… Амин! Амин! Амин! Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!


Мухаммад Ахмад Нади
19 Мухаррама 1436х.
12.11.2014

Главное меню