21
Чт, нояб

Принадлежность к мусульманскому обществу

Статьи
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Хвала Аллаху, мир и благословение Посланнику Аллаха, его семье, сподвижникам и последователям.

Ибн Халдун пишет в книге «Аль-Мукаддима»: «Мудрецы утверждают, что человек по природе своей – социален («маданий»). То есть человек стремится находиться в обществе людей. Всё это происходит потому, что индивиду невозможно жить и существовать отдельно от людей. Человек постоянно нуждается во взаимной поддержке общества для решения своих естественных нужд и проблем».

Значит, индивид не сможет жить отдельно от общества, к которому он относится, независимо от того, насколько он силён и мудр. Это – его природа и проявление инстинкта.

Ислам соответствует природе человека. Таким образом, мы находим целый ряд шариатских текстов, побуждающих мусульман быть в обществе и находиться в контакте с ним:

От Абу ад-Дарды передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если три человека в селении или пустыне не совершают молитву вместе, то ими непременно овладел шайтан. Ты обязан держаться вместе (с мусульманами), ибо волк съедает отбившуюся овцу» (Абу Давуд).

От Нуъмана ибн Башира передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Джамаат – это милость, а разобщённость – наказание» (Ахмад, Ибн Аби Асим).

Умар (р.а.) передал от Пророка ﷺ: «…кто хочет просторов Рая, пусть придерживается пути большинства. Поистине, шайтан – с тем, кто один, а от двоих он находится чуть дальше…» (ат-Тирмизи).

Всё это указывает на необходимость принадлежности человека к джамаату. Однако каким должен быть этот джамаат?

Ответ прост – Ислам призвал быть вместе с мусульманами, потому что именно джамаат мусульман соответствует мусульманину во взглядах, убеждениях и ценностях.

Джамаат мусульман – это то общество, которое уверовало в акъыду единобожия с вытекающими из неё законами. Этот джамаат также называется Уммой, на наличие которой указывает множество шариатских текстов. Вот некоторые из них:
Всевышний сказал:

وَكَذَٰلِكَ جَعَلْنَاكُمْ أُمَّةً وَسَطًا لِتَكُونُوا شُهَدَاءَ عَلَى النَّاسِ وَيَكُونَ الرَّسُولُ عَلَيْكُمْ شَهِيدًا١٤٣

«Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всём человечестве, а Посланник свидетельствовал о вас самих» (2:143),

كُنْتُمْ خَيْرَ أُمَّةٍ أُخْرِجَتْ لِلنَّاسِ تَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَتَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنْكَرِ وَتُؤْمِنُونَ بِاللَّهِ ۗ١١٠

«Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха» (3:110).

 Хаким ибн Муавия передал от своего отца, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Вы замыкаете семьдесят общин, среди которых вы являетесь лучшей и самой почитаемой перед Аллахом» (Ахмад).

Абу Саид сказал, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Пришёл Нух и его народ. Аллах спросил у него: «Донёс ли ты?». Он сказал: «Да, о Господь!». (Аллах) спросил у его общины: «Доходило ли до вас?». Они ответили: «Нет! К нам не приходили пророки!». (Аллах) спросил Нуха: «Кто засвидетельствует в твою пользу?». (Нух) сказал: «Мухаммад ﷺ и его община»» (Бухари).

Другие тексты раскрывают значение понятия «мусульманская община» более подробно в двух плоскостях:

1) идейная, которая включает в себя веру, нравственность, поклонение и взаимоотношения;
2) политическая.

Разъяснение каждой из них:

Идейная:

· Всевышний сказал:

إِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ إِخْوَةٌ ١٠

«Воистину, верующие – братья» (49:10).

· Передают со слов ан-Нуъмана ибн Башира, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «В своём милосердии, любви и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны единому телу: если один из органов заболевает, то всё тело отзывается на это бессонницей и горячкой» (Муслим, Бухари).

· Абу Муса передаёт от Пророка ﷺ: «Верующие в отношениях между собой подобны зданию, одна часть которого укрепляет другую» (Бухари, Муслим).

· От Абу Хурайры передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не завидуйте друг другу; не испытывайте ненависти по отношению друг к другу; не отворачивайтесь друг от друга, а будьте, о рабы Аллаха, братьями. Один мусульманин – брат другому мусульманину: он не притесняет его и не предаёт его интересы, он не лжёт ему и не оскорбляет его презрением. Очень дурно для каждого человека испытывать чувство презрения по отношению к своему брату мусульманину» (Муслим).

Эти доводы доказывают, что мусульмане – братья по религии, и то, что они обязаны сохранять эту связь, быть солидарными друг с другом и помогать в построении джамаата подобно зданию, одна часть которого укрепляет другую.
Политическая:

· От Абу Хурайры (р.а.) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто вышел из подчинения (халифу) и вышел из общины, а потом умер, то он умер смертью джахилии. И тот, кто будет сражаться под знаменем (людей, поражённых) слепотой, гневаясь за свой род, или призывая других людей сражаться за свой род, или оказывая помощь членам своего рода, и погибнет на этом, то погибнет так же, как погибали в эпоху джахилии. Тот же, кто восстанет против моей общины и будет без разбора убивать благочестивых и грешных, не жалея верующих и не выполняя условий договоров, заключённых им с кем-либо, не имеет ко мне отношения, а я не имею отношения к нему» (Муслим).

· От Абдуллаха передаётся, Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не позволяется проливать кровь мусульманина, свидетельствующего о том, что нет бога, кроме Аллаха, и что я – посланник Аллаха, если не считать трёх случаев: когда лишают жизни за жизнь, когда речь идёт о женатом человеке, совершившем прелюбодеяние, и когда кто-нибудь отступается от своей религии и покидает общину» (Бухари, Муслим).

· Зияд ибн Алякъа от Арфаджы передаёт, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если вы будете едины под руководством одного правителя, и придёт тот, кто пожелает расколоть ваше единство, то убейте его, кто бы он ни был!» (Муслим).

Эти шариатские тексты придают политическое значение слову «джамаат», относиться к которому является ваджибом для каждого мусульманина.

И поэтому Шариат вменил нам быть в мусульманской общине, побудил к этому и запретил относиться к иному.

Всевышний сказал:

مُحَمَّدٌ رَسُولُ اللَّهِ ۚ وَالَّذِينَ مَعَهُ أَشِدَّاءُ عَلَى الْكُفَّارِ رُحَمَاءُ بَيْنَهُمْ ۖ ٢٩

«Мухаммад – Посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к неверующим и милостивы между собой» (48:29).


Автор: Али ибн Ясин
29 Джумада аль-авваль 1430 г.х.