Дорогие друзья! Приветствуем вас на новой встрече с нашей программой «Вместе с благородным хадисом». И мы начинаем с лучшего приветствия: Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!
В комментариях учёного ас-Синди к книге «Сунан» Ибн Маджы приводится в главе «Что принадлежит человеку из имущества его сына» следующее: «Нам передал Хишам ибн Аммар от Исы ибн Юнуса, которому передал Юсуф ибн Исхакъ от Мухаммада ибн аль-Мункадира, от Джабира ибн Абдуллаха, что один мужчина сказал: «О Посланник Аллаха! У меня есть имущество и сын, а мой отец хочет погубить моё имущество». На что Пророк ﷺ ответил: «Ты и твоё имущество принадлежите отцу»».
«Погубить» – т.е. расходовать на свои нужды таким образом, что тому человеку не остаётся ничего. Внешний смысл хадиса говорит о том, что отец может поступать с имуществом сына так, как пожелает. И как же может быть иначе, ведь Посланник ﷺ, преувеличивая, поставил сына в положение раба отца! Однако факъихи (учёные фикха) дозволили это расходование имущества сына только из-за необходимости (дарура). Приводится у аль-Хаттаби, что речь в хадисе, скорее всего, идёт о расходовании на нуждающегося отца, т.к. он оправдан в своих больших расходах и в нужде в имуществе сына, а иначе ему хватило бы для жизни лишь небольших средств своего сына. И в то же время расходование из основного капитала сына губит его (сына) положение и уничтожает его имущество, однако Посланник Аллаха ﷺ не оправдал сына и не позволил ему оставить расходование на отца. Пророк ﷺ сказал ему: «Ты и твоё имущество принадлежите отцу», – в том смысле, что если отец станет нуждаться в имуществе своего сына, то может взять из него соразмерно своей нужде так же, как он брал бы из своего имущества.
Законы (ахкамы) Ислама охватывают все стороны жизни, не ограничиваясь вопросами молитвы и поста. Если речь заходит о международных отношениях, то существуют законы, связанные с ними. Если речь заходит о супружеских взаимоотношениях, то существуют законы, связанные с этим. А если речь заходит об отношениях человека с самим собой, со своим Господом или с другими людьми, то и для этих случаев существуют законы (ахкамы). В этом хадисе мы видим регулирование отношений сына с отцом посредством этого шариатского закона, т.к. недопустимо, чтобы дело дошло до того, что человек и его имущество – а это самое дорогое, чем он может обладать – вставали в противовес довольству отца, ведь это может иметь место только после длительного этапа уважения, признания и покорности со стороны сына к своему отцу. И всё это является шариатскими законами. И достаточно для этого знать, что Всевышний Аллах сделал положение отца и матери несравненным, и это – согласно словам Всевышнего:
وَقَضَى رَبُّكَ أَلا تَعْبُدُوا إِلا إِيَّاهُ وَبِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَانًا
«Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и относиться к родителям по-доброму» (17:23).
Какое же положение может быть выше, чем это? И разве может быть почёт выше этого?
Вот только ситуация в нашем современном обществе, о мусульмане, обстоит не совсем так, т.е. не в соответствии с законами Ислама. И причиной тому стала отдалённость мусульман от сути этих законов (ахкамов). И также это стало происходить по причине погружения в лишённую всякой милости материальную жизнь… А потому ни дочь не чтит мать в своём общении и отношении, ни сын не заботится об отце в его престарелом возрасте – и эта проблема касается многих, за исключением тех, кого помиловал Аллах. И это происходит только по причине того, что мы отдалились от законов Аллаха действиями наших правителей, которые создали для нас тяготы и беспокойства в нашей жизни. Так почему же после всего этого мы молчим о существовании тех, кто желает лишить нас нормальной жизни?! Почему мы не работаем над установлением Шариата нашего Господа, в претворении которого заключается наше счастье в обоих мирах?!
До скорых встреч, дорогие друзья, в новых сериях передачи «Вместе с благородным хадисом». Мы оставляем вас на попечение Аллаха.
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!
06 Сафара 1436
28.11.2014