Адресован Salem Jaradat.
Вопрос:
Ас-саляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух, наш шейх!
Существуют категоричные переносные (накълий) доказательства о существовании джинов, однако не существует никакого материально ощутимого доказательства, приводящего к вере в них на основе разума.
Отсюда вытекает следующий вопрос: как сочетается с вышесказанным высказывание ученых о существовании прикосновений и воплощений или чего-то подобного из рода материального вмешательства джинов в жизнь людей?
Как они могут говорить о связи джинов с завистью или об их способности подвергнуть человека болезням, жизненным сложностям (случаи прекращения работоспособности) и т.п.?
И последнее: как объясняются аяты и хадисы, переданные со словами «прикосновение» и т.п., если их нельзя понимать так, как поняли их те ученые?
Ответ:
Ва алейкум ас-салям ва рахматуллахи ва баракятух!
1 – Джины скрыты от нас и мы не видим их. Всевышний Аллах сказал:
يَرَاكُمْ هُوَ وَقَبِيلُهُ مِنْ حَيْثُ لا تَرَوْنَهُمْ
«он и его сородичи видят вас оттуда, где вы их не видите» (7:27),
т.е. имеется в виду Иблис и его сородичи, или другими словами джины, т.к. Иблис – из числа джинов:
إِلا إِبْلِيسَ كَانَ مِنَ الْجِنِّ
«кроме Иблиса, он был одним из джиннов» (18:50).
2 – Основой отношений между нами и ими является то, что они способны наущать. Всевышний Аллах сказал:
فَوَسْوَسَ لَهُمَا الشَّيْطَانُ
«Сатана стал наущать их» (7:20),
и сказал:
فَوَسْوَسَ إِلَيْهِ الشَّيْطَانُ
«Но сатана стал нашептывать ему» (20:120),
и сатана здесь – это Иблис, и он из джинов.
3 – Сатана и его сородичи не имеют никакой власти над человеком, кроме как случая, если человек не последует за ним сам по доброй воле. Всевышний сказал:
وَقَالَ الشَّيْطَانُ لَمَّا قُضِيَ الأمْرُ إِنَّ اللَّهَ وَعَدَكُمْ وَعْدَ الْحَقِّ وَوَعَدْتُكُمْ فَأَخْلَفْتُكُمْ وَمَا كَانَ لِي عَلَيْكُمْ مِنْ سُلْطَانٍ إِلا أَنْ دَعَوْتُكُمْ فَاسْتَجَبْتُمْ لِي
«Когда дело свершится, сатана скажет: «Воистину, обещание Аллаха было правдиво, а я обещал вам, но не сдержал данного вам слова. У меня не было над вами никакой власти. Я только звал вас, и вы послушались меня» (14:22).
И сказал Всевышний Аллах:
إِنَّ عِبَادِي لَيْسَ لَكَ عَلَيْهِمْ سُلْطَانٌ إِلا مَنِ اتَّبَعَكَ مِنَ الْغَاوِينَ
«Воистину, ты не властен над Моими рабами, за исключением заблудших, которые последуют за тобой» (15:42).
И сказал Всевышний Аллах:
فَإِذَا قَرَأْتَ الْقُرْآنَ فَاسْتَعِذْ بِاللَّهِ مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ (٩٨) إِنَّهُ لَيْسَ لَهُ سُلْطَانٌ عَلَى الَّذِينَ آمَنُوا وَعَلَى رَبِّهِمْ يَتَوَكَّلُونَ (٩٩) إِنَّمَا سُلْطَانُهُ عَلَى الَّذِينَ يَتَوَلَّوْنَهُ وَالَّذِينَ هُمْ بِهِ مُشْرِكُونَ
«Когда ты читаешь Коран, то ищи защиты от изгнанного и побиваемого сатаны у Аллаха. Воистину, он не властен над теми, которые уверовали и уповают только на своего Господа. Ему подвластны только те, которые считают его (сатану) своим помощником и покровителем и которые приобщают к Нему сотоварищей» (16:98-100).
4 – Любая другая связь, кроме той, что привел Всевышний Аллах, нуждается в частном тексте, разъясняющем ее. Если существует текст о данном положении, то мы уверуем в это положение в соответствии с этим текстом.
Например, о власти Сулеймана (а.с.) над джинами, заключавшейся в приказах и запретах для них, переданы тексты, и поэтому мы веруем в это. Всевышний Аллах приводит в суре «Муравьи» о Сулеймане (а.с.):
قَالَ يَا أَيُّهَا الْمَلأ أَيُّكُمْ يَأْتِينِي بِعَرْشِهَا قَبْلَ أَنْ يَأْتُونِي مُسْلِمِينَ قَالَ عِفْريتٌ مِنَ الْجِنِّ أَنَا آتِيكَ بِهِ قَبْلَ أَنْ تَقُومَ مِنْ مَقَامِكَ وَإِنِّي عَلَيْهِ لَقَوِيٌّ أَمِينٌ
«Он сказал: «О, знать! Кто из вас принесет мне ее трон до того, как они предстанут предо мною покорными?» Силач из числа джиннов сказал: «Я принесу его тебе прежде, чем ты встанешь со своего места (до окончания собрания). Я достаточно силен и заслуживаю доверия для этого» (27:38-39).
И сказал Всевышний Аллах:
وَلِسُلَيْمَانَ الرِّيحَ غُدُوُّهَا شَهْرٌ وَرَوَاحُهَا شَهْرٌ وَأَسَلْنَا لَهُ عَيْنَ الْقِطْرِ وَمِنَ الْجِنِّ مَنْ يَعْمَلُ بَيْنَ يَدَيْهِ بِإِذْنِ رَبِّهِ وَمَنْ يَزِغْ مِنْهُمْ عَنْ أَمْرِنَا نُذِقْهُ مِنْ عَذَابِ السَّعِيرِ (١٢) يَعْمَلُونَ لَهُ مَا يَشَاءُ مِنْ مَحَارِيبَ وَتَمَاثِيلَ وَجِفَانٍ كَالْجَوَابِ وَقُدُورٍ رَاسِيَاتٍ اعْمَلُوا آلَ دَاوُدَ شُكْرًا وَقَلِيلٌ مِنْ عِبَادِيَ الشَّكُورُ
«Мы подчинили Сулейману (Соломону) ветер, который утром пролетал месячный путь и после полудня пролетал месячный путь. Мы заставили для него течь источник меди. Среди джиннов были такие, которые работали перед ним с дозволения его Господа. А тому из них, кто уклонился от Нашего повеления, Мы дадим вкусить мучения в Пламени. Они создавали прекрасные строения, изваяния, миски, подобные водоемам, и неподвижные котлы. О, род Давуда (Давида)! Трудитесь в знак благодарности. Но среди Моих рабов мало благодарных» (34:12-13).
5 – Посланник Аллаха ﷺ рассматривал любые человеческие проблемы как материальные до тех пор, пока «посредством откровения» не ниспосылался частный текст, гласящий, что это случай взаимоотношений с джинами. Так, например, если наткнулись на убитого человека, то в голову не приходило, что это джины убили его, кроме как, если не ниспосылалось откровение по этому поводу, и т.д. Так, в случае с убитым мужчиной при Хайбаре начались поиски того, кто убил его из числа людей, и поиски не проводились среди джинов. Вывел Муслим в своем «Сахихе», что (в свое время) Абдулла ибн Сахль и Мухайиса вышли на Хайбар обедневшие и оказавшиеся в трудном положении. А потом Мухайиса рассказал, что Абдулла ибн Сахль был убит и брошен в колодец (или в источник). Тогда он явился к иудеям и сказал: «Клянусь Аллахом, это вы убили его!» — они же сказали: «Клянёмся Аллахом, мы его не убивали!»…. Дело дошло до Посланника Аллаха ﷺ, и он сказал: «Либо они выплатят выкуп за кровь (дийа) вашего убитого, либо им будет объявлена война!» Посланник Аллаха ﷺ написал им об этом, на что они ответили: «Клянёмся Аллахом, мы его не убивали!» Данная история известна. И в решении данного вопроса тема джинов никоим образом не была затронута.
6 – Поэтому, до тех пор, пока не передан текст, упоминающий о какой-либо материальной связи с джинами при какой-либо ситуации, то вся эта связь между джинами и людьми остается в пределах наущений, не переходя их.
А так как послание, с которым пришел Пророк ﷺ, является завершающим, и Откровение после него ﷺ прекратилось, то не может быть никакого другого нового текста. А потому нет никакой материальной связи между нами и джинами, напротив, это только наущения, как мы об этом сказали. Джины не имеют власти над человеком, кроме как если человек ответит на эти их наущения по доброй воле.
Также решались материальные проблемы во времена праведных халифов, и ни при какой материальной проблеме, будь то убийство или кража, мошенничество или обман, в голову никогда не приходило, что это могли сделать джины. Напротив, рассматривался только человек, так как связь джинов с людьми – это связь наущений, и нет частных текстов после Посланника Аллаха ﷺ. Поэтому все материальные случаи происходят только от людей, а не от джинов, их мир отличается от нашего мира, и их связь с нами ограничивается только лишь наущениями и больше ничем.
Опираясь на это, если человек заболел, то тут нет никакой связи с джинами, напротив, его болезнь лечится в соответствии с тем, что передано в Исламе, т.е. лечением:
Не важно, является ли лечение материальным, как это передано в хадисе от Усамы ибн Шурейк, который сказал: «Я пришел к Пророку ﷺ, его сподвижники сидели, словно на их головах птицы. Я поприветствовал и присел. Затем с разных сторон пришли бедуины и сказали: «О, Посланник Аллаха, лечиться ли нам?», на что он ответил: «Лечитесь, ибо какую бы болезнь не ниспослал Аллах, поистине, Он ниспослал также и ее исцеление. Кроме одной – старость», т.е. кроме смерти. Вывел Абу Дауд.
Либо же лечением было дуа и рукъя, как это передается в хадисе, выведенном Муслимом от Аиши – Матери Правоверных (р.а.), что «Посланник Аллаха ﷺ читал рукъя следующим образом:
اذْهِبْ الْبَاسَ رَبَّ النَّاسِ بِيَدِكَ الشِّفَاءُ لاَ كَاشِفَ لَهُ إِلاَّ أَنْتَ
«О, Господь людей! Отведи от людей (болезнь), ведь лишь в Твоей руке исцеление. И никто не способен (раскрыть болезнь) кроме Тебя!»,
или нечто подобное этому из молитв (дуа) Корана или Сунны, или любого другого дуа, подобного этим.
Что же касается обращения с целью исцеления к тем, кто утверждает, что имеет материальную связь с джинами, то все это – мошенничество и обман со стороны лжецов (даджалей), которые обводят простаков из людей, похищая и поедая их имущество ложью.
7 – Что же касается тафсира аята, в котором приводится слово المس «прикосновение», ели вы имеете в виду аят 275 из суры Аль-Бакъара:
الَّذِينَ يَأْكُلُونَ الرِّبَا لا يَقُومُونَ إِلا كَمَا يَقُومُ الَّذِي يَتَخَبَّطُهُ الشَّيْطَانُ مِنَ الْمَسِّ ذَلِكَ بِأَنَّهُمْ قَالُوا إِنَّمَا الْبَيْعُ مِثْلُ الرِّبَا وَأَحَلَّ اللَّهُ الْبَيْعَ وَحَرَّمَ الرِّبَا
«Те, которые пожирают лихву, восстанут, как восстает тот, кого сатана поверг своим прикосновением. Это потому, что они говорили: «Воистину, торговля подобна лихоимству». Но Аллах дозволил торговлю и запретил лихоимство» (2:275),
то тафсир этого аята следующий:
1) Всевышний Аллах сравнил того, кто поедает лихву, с тем, кого повергнул приступ эпилепсии: он встает и падает, спотыкается в шагах, не может ни стоять, ни сидеть. Безумие полностью овладевает им – это потому, что он посчитал лихву торговлей, а Аллах запретил лихву и разрешил торговлю.
الَّذِينَ يَأْكُلُونَ الرِّبَا «Те, которые пожирают лихву», т.е. берут лихву, данное порицание охватывает все виды ее применения (или приобретения пользы), т.к. يَأْكُلُونَ «пожирают» используется в Коране для порицания:
إِنَّ الَّذِينَ يَأْكُلُونَ أَمْوَالَ الْيَتَامَى ظُلْمًا إِنَّمَا يَأْكُلُونَ فِي بُطُونِهِمْ نَارًا وَسَيَصْلَوْنَ سَعِيرًا
«Воистину, те, которые несправедливо пожирают имущество сирот, наполняют свои животы Огнем и будут гореть в Пламени» (4:10),
يَتَمَتَّعُونَ وَيَأْكُلُونَ كَمَا تَأْكُلُ الأنْعَامُ وَالنَّارُ مَثْوًى لَهُمْ
«пользуются благами и едят, подобно скоту. Их обителью будет Огонь» (47:12).
В этих аятах это слово приведено с таким же смыслом.
يَقُومُونَ «восстанут» - т.е. непременно восстанут.
إِلا كَمَا يَقُومُ الَّذِي يَتَخَبَّطُهُ الشَّيْطَانُ «как восстает тот, кого сатана поверг» - т.е. они будут воскрешены из своих могил, и восстанут подобно тому, как встает поверженный эпилепсией в этом мире, т.е. безумием – и это унижение для них в тот день. Это является кариной (указанием) на решительный запрет лихвы, повтор в аяте для подтверждения запрета.
مِنَ الْمَسِّ «своим прикосновением» - т.е. безумием, говорят: مُسّ الرجل فهو ممسوس إذا جن - (тронутый человек, т.е. обезумевший). Повергнуть – значить ударить наобум.
Также передано множество риваятов в тафсире аята: إِلا كَمَا يَقُومُ الَّذِي يَتَخَبَّطُهُ الشَّيْطَانُ مِنَ الْمَسِّ «как восстает тот, кого сатана поверг своим прикосновением». Но наиболее преобладающим (раджих) из них является то, что когда человек подвергается безумию, то сатана имеет на него еще большее влияние через наущения, предоставляя его воображению многие вещи, повергая безумного.
Что же касается высказывания, что сатана – это он доводит до эпилепсии или приводит к безумию, то аят не говорит об этом. Всевышний не сказал: يتخبطه الشيطان بالمس т.е. «повергает человека посредством прикосновения», т.е. кого сатана своим прикосновением обратил в безумца. Напротив, аят гласит يَتَخَبَّطُهُ الشَّيْطَانُ مِنَ الْمَسِّ, т.е. сатана повергает его по причине его безумия, т.е. безумие предшествовало действию сатаны.
Это и есть преобладающее (раджих) у меня в тафсире данного аята. И поедающий лихву подобен тому, кого поверг сатана своим прикосновением по причине его безумия, т.е. безумие предшествовало повержению человека сатаной. А потому человек сходит с ума по какой-то причине, а потом сатана повергает его своими наущениями и представлениями его воображению.
Потому сатана не доводит человека до эпилепсии, и не делает его сумасшедшим, а иначе благородный аят звучал бы: يتخبطه الشيطان بالمس, и الباء в данном выражении несет смысл прикрепления, т.е. при помощи безумия, т.е. доводит до безумия. Данный пример в аяте является ощутимым ужасным олицетворением степени преступления поедающего лихву…
Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
15 Сафар 1435 г.х.
18.12.2013
Серия ответов амира Хизб ут-Тахрир, шейха Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта, на вопросы посетителей страницы в Фейсбуке.
Ответ можно посмотреть на станице амира в фейсбук:
https://www.facebook.com/photo.php?fbid=242711772563574