17
Пт, мая

Об уничтожении насекомых путем сжигания электрическим током

Ответы Амира
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Адресован Muneeb Shere.

Вопрос:

Я один из шабабов Хизб ут-Тахрир в Пакистане. Я освоил кое-что из наук иджтихада, таких как арабский язык и усуль фикх. Также я изучал усуль по вашей книге. Однажды во время дискуссии один из братьев спросил об электрической ракетке-мухобойке, о дозволенности ее использования для уничтожения насекомых. Тогда мой мушриф попросил меня провести исследование по этому вопросу для практического применения того, чему я научился. Закончив порученное мне дело, я также решил отправить подробности своего исследования и его результаты Хизбу в прикрепленном к этому сообщению файле.

Затем, спустя некоторое время, Хизб ответил на данный вопрос, однако ответ был другой, нежели то, к чему пришел я. Прошу вас уделить время моему исследованию и сказать о вашем взгляде и моей ошибке в выведении согласно усулю и другим наукам…

Пусть Аллах воздаст вам добром!

Ответ:

Ас-саляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

Я прочитал ваше исследование и обратил внимание на несколько моментов:

1) У вас есть стремление и желание выводить шариатские хукмы, ваш метод изучения хороший, вы исследуете доказательства, выводя из них шариатское решение в соответствии с нашим усулем… И это дело предвещает добро! Я прошу Всемогущего Аллаха помочь и сопутствовать вам!

2) Та действительность, к которой привязывается хукм (манат) о сжигании, не была исследована в полной мере. Вы поставили разницу между сжиганием огнем и сжиганием электрическим током, в то время как это один вопрос, т.к. огонь при сгорании дров создает высокую температуру, приводящую к сгоранию определенным образом. Электрический ток также, проходя сквозь тело, создает высокую температуру, приводящую к сгоранию определенным образом. Потому хукм в отношении сжигания огнем применим и к сжиганию при помощи электричества.

3) Во время своего исследования сжигания насекомых при помощи электрического тока вы сказали, что смерть наступает до сгорания насекомого – от удара электрическим током. Т.е. «причина смерти – это протекание электрического тока сквозь тело насекомого, которое и приводит к повышению температуры, а затем уже эта температура приводит к сгоранию насекомого…, и оно умирает от поражения электрическим током, а не от сгорания, т.к. сгорание происходит после смерти насекомого». Вы утвердили, что сгорание насекомого произошло после наступления его смерти, и в этом, брат мой, следует разобраться. Эта реальность нуждается в более глубоком рассмотрении со стороны специалистов. По факту мы наблюдаем, что насекомое было поражено электрическим током и сгорело, т.е. оно было живым до поражения, не мертвым, а затем, когда произошел момент поражения электричеством, стало мертвым сгоревшим. Так почему же вы утверждаете, что насекомое умерло от поражения электрическим током, а уже потом сгорело от электричества? Насекомое найдено мертвым, сгоревшим после того, как было поражено электрическим током, потому мы нуждаемся во взгляде специалистов в причине смерти насекомого от электрического тока: является ли это сжиганием электричеством, на которое распространяются тексты о запрете сжигания живого, или же сжигание было после смерти насекомого? На основе понимания этой действительности (манат) и можно будет дать шариатский хукм.

4) Доказательства запрета убийства огнем (сжиганием) ясны. Вот некоторые из них:

Вывел аль-Бухари от Абу Хурайры (р.а.), что он сказал: «Однажды Посланник Аллаха ﷺ отправил нас на дело, сказав: «Если встретите того-то и того-то, то сожгите их в огне», когда же мы хотели выступить, он ﷺ сказал нам: «Я приказал вам сжечь того-то и того-то, но никто не может наказывать огнем, кроме Аллаха. Потому, если встретите их, то убейте».

Вывел Ахмад в своем «Муснаде» от Абу Хурайры, который сказал: «Посланник Аллаха ﷺ отправил нас на дело, сказав: «Если встретите того-то и того-то из людей Курайша, то сожгите их в огне». Когда же мы хотели выступить, он ﷺ сказал нам: «Я приказал вам сжечь того-то и того-то, но никто не может наказывать огнем, кроме Аллаха. Потому, если встретите их, то убейте».

Поэтому сжигание живого существа огнем запрещено, и этот запрет общий и не касается лишь человека, а включает в себя все творения. Шариатским хукмом в отношении наказания (сжигания) огнем и всего, что относится к наказанию (или сжиганию) огнем, в том числе наказание электрическим током или убийство электрическим током, будет харам.

5) Что же касается хадиса, из которого вы поняли, что убийство огнем и сжигание – это макрух (неодобряемое), а не харам, опираясь на слова: «мне стыдно перед Аллахом...», то этот вывод слаб (марджух), т.к. Посланник Аллаха ﷺ сказал после этого: «Не положено никому наказывать наказанием Аллаха». Вот текст хадиса:

Вывел Саид ибн Мансур в «Сунан» от Ибн Абу Наджих, который сказал: «…Посланник Аллаха ﷺ отправил отряд, сказав: «Если вы встретите их, то соберите их среди двух тюков дров, и подожгите под ними огонь». А затем сказал: «Поистине мне стыдно перед Аллахом, не положено никому наказывать наказанием Аллаха…», конец. Как вы видите, Посланник Аллаха ﷺ после слов: «мне стыдно перед Аллахом...», сказал: «Не положено никому наказывать наказанием Аллаха». И если сопоставить этот хадис с хадисом аль-Бухари, станет очевидно, что наказание и убийство огнем запретно – харам.

Итак, шариатский хукм здесь связан с пониманием действительности применения (манат) электрической ракетки-мухобойки, чтобы знать, убивает ли она насекомых сжиганием, или же сгорание происходит после поражения насекомого электрическим током, в результате чего оно погибает, а уже затем ток, протекая по его телу, сжигает его. Все это нуждается в дополнительном изучении специалистов, опираясь на которые выводится шариатский хукм.

И я повторю то, с чего начал свое письмо: у вас есть стремление и желание выводить шариатские хукмы, ваш метод изучения хороший, вы исследуете доказательства, выводя из них шариатское решение в соответствии с нашим усулем… И это дело предвещает добро! Я прошу Всемогущего Аллаха помочь и сопутствовать вам!


Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
01 Рабиъ уль-авваль 1435 г.х.
02.01.2014

Серия ответов амира Хизб ут-Тахрир, шейха Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта, на вопросы посетителей страницы в Фейсбуке.
Ответ можно посмотреть на станице амира в фейсбук:
https://www.facebook.com/photo.php?fbid=247452435422841

Главное меню