от Абу Ханифы Фавальха
Вопрос: Ассаляму алейкум, достопочтенный амир. Прошу прощения, что отвлекаю Вас своим вопросом от важных дел Уммы, однако я не смог найти ответа на свой вопрос. Мой вопрос заключается в следующем: обращение за медицинской помощью является ваджибом, или мандубом, или чем-то другим? Дай Аллах, чтобы Ваш ответ принёс пользу всей Умме.
Ответ: Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху.
Ответ на свой вопрос Вы сможете найти в книге «Законы Шариата относительно клонирования, трансплантации органов, аборта и смерти...». Я лишь приведу цитату о хукме лечения: «Чтобы принять хукм с разъяснением, мы приведём доказательства, касающиеся лечения. Приводит Бухари от Абу Хурайры (р.а.): «Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَا أَنْزَلَ اللَّهُ دَاءً إِلَّا أَنْزَلَ لَهُ شِفَاءً
«Какую бы болезнь ни послал Аллах, Он обязательно посылает и исцеление от неё».
Приводит Муслим от Джабира ибн Абдуллаха (р.а.), что Пророк ﷺ сказал:
لِكُلِّ دَاءٍ دَوَاءٌ فَإِذَا أُصِيبَ دَوَاءُ الدَّاءِ بَرَأَ بِإِذْنِ اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ
«Для каждой болезни есть лечение, и если лечение будет соответствовать болезни, то наступит исцеление по воле Аллаха — Всемогущего и Великого».
Приводит Ахмад в своём «Муснаде» от Абдуллаха ибн Масуда (р.а.):
مَا أَنْزَلَ اللَّهُ دَاءً إِلَّا قَدْ أَنْزَلَ لَهُ شِفَاءً عَلِمَهُ مَنْ عَلِمَهُ، وَجَهِلَهُ مَنْ جَهِلَهُ
«Какую бы болезнь ни послал Аллах, Он обязательно посылает исцеление от неё. Знает об этом тот, кто знает, и не знает тот, кто не знает».
Эти три хадиса, сообщают о том, что Всевышний Аллах ниспослал болезнь и ниспослал всякой болезни исцеление, если лекарство совпало с болезнью, то с помощью Аллаха наступит исцеление. Знает об этом тот, кто знает, и не знает тот, кто не знает. Эти хадисы, указывают на то, что любая болезнь излечима, а такое положение вещей толкает на поиски лекарства, которое ведёт к излечению болезней, с дозволения Аллаха. Следовательно, болезнь — от Аллаха, исцеление — от Аллаха, а не от лекарства. В лекарство Аллах вложил особенность исцеления, если оно соприкоснулось с болезнью. Смысл хадисов несёт в себе наставление, а не обязательство.
Приводит Ахмад от Анаса (р.а.):
إِنَّ اللَّهَ حَيْثُ خَلَقَ الدَّاءَ خَلَقَ الدَّوَاءَ فَتَدَاوَوْا
«Аллах создал болезнь и создал исцеление, так лечитесь же».
Приводят Абу Дауд и Ибн Маджа от Усамы ибн Шурайка следующий текст этого хадиса (сказав, что это хасан сахих хадис):
كُنْتُ عَنْدَ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَجَاءَتِ الْأَعْرَابُ فَقَالُوا يَا رَسُولَ اللَّهِ أَنَتَدَاوَى فقال نَعَمْ يَا عِبَادَ اللَّهِ تَدَاوَوْا فَإِنَّ اللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ لَمْ يَضَعْ دَاءً إِلَّا وَضَعَ لَهُ شِفَاءً
«Я был с Пророком ﷺ, когда пришёл бедуин и сказал: «О Посланник Аллаха, следует ли нам лечиться?», — на что он ﷺ ответил: «Да, о рабы Аллаха, лечитесь! Воистину, Аллах не создал болезни, от которой бы не создал исцеление…».
В первом хадисе содержится приказ лечиться. Во втором хадисе имеются: ответ бедуину о том, что надо лечиться; обращение к людям, чтобы они лечились. Причина этого заключается в том, что Аллах не создал болезни, от которой бы не создал исцеление. В обоих хадисах обращение пришло в приказной форме. Приказ означает требование (таляб), но не означает обязательность (ваджиб), если только требование не является категоричным (джазим). Однако для категоричности требования необходимо присутствие карины, указывающей на это (категоричность). В обоих хадисах подобная карина отсутствует.
Таким образом, все три вышеупомянутых хадиса являются сообщениями и наставлениями, что делает требование лечения в этих хадисах необязательным. Кроме того, имеются хадисы, которые указывают на дозволенность оставить лечение, что говорит о его (лечении) необязательности. Приводит Муслим от Имрана ибн Хаси́на (р.а.), что Пророк ﷺ сказал:
يَدْخُلُ الْجَنَّةَ مِنْ أُمَّتِي سَبْعُونَ أَلْفًا بِغَيْرِ حِسَابٍ قَالُوا وَمَنْ هُمْ يَا رَسُولَ اللهِ قَالَ هُمُ الَّذِينَ لَا يَكْتَوُونَ وَلَا يَسْتَرْقُونَ وَعَلَى رَبِّهِمْ يَتَوَكَّلُونَ
«Зайдут в Рай без расчёта из моей Уммы семьдесят тысяч человек». Его спросили: «О Посланник Аллаха, кто они?», — на что он ﷺ ответил: «Они — те, кто не просит, чтобы им читали рукъю (молитвы, используемые при лечении), не делают прижигания и на своего Господа только полагаются!».
Приводит Бухари от Аты ибн Абу Рабаха: «Ибн Аббас (р.а.) сказал мне: «Не показать ли тебе женщину из числа обитателей Рая?». Я сказал: «Да». Ибн Аббас продолжил:
هَذِهِ الْمَرْأَةُ السَّوْدَاءُ أَتَتِ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَقَالَتْ إِنِّي أُصْرَعُ وَإِنِّي أَتَكَشَّفُ فَادْعُ اللَّهَ تَعَالَى لِي قَالَ إِنْ شِئْتِ صَبَرْتِ وَلَكِ الْجَنَّةُ وَإِنْ شِئْتِ دَعَوْتُ اللَّهَ تَعَالَى أَنْ يُعَافِيَكِ فَقَالَتْ أَصْبِرُ فَقَالَتْ إِنِّي أَتَكَشَّفُ فَادْعُ اللَّهَ لِي أَنْ لَا أَتَكَشَّفَ فَدَعَا لَهَا
«Эта чернокожая женщина пришла к Пророку ﷺ и сказала: «Когда у меня бывают приступы, я начинаю обнажаться. Обратись к Аллаху с мольбой за меня!», — на что он ﷺ сказал: «Если хочешь, терпи, и тогда тебе будет Рай, а если хочешь, я обращусь к Аллаху с мольбой, чтобы Он исцелил тебя». Она сказала: «Я буду терпеть», — а потом добавила: «Я обнажаюсь, попроси же Аллаха, чтобы я не обнажалась», — и он обратился к Аллаху с мольбой за неё».
Приведённые два хадиса указывают на дозволенность оставления лечения. Так в первом хадисе те, кто войдёт в Рай без расчёта, описываются как категория людей, которая не прибегает к лечению рукъей (молитвенные формулы, используемые при лечении), не делает прижигание, а своё положение они оставили в руках своего Господа и на Него Одного лишь полагаются во всех делах. Нужно отметить, что рукъя и прижигание — это методы лечения.
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
اَلشِّفَاءُ فِي ثَلَاثَةٍ شَرْبَةِ عَسَلٍ وَشَرْطَةِ مِحْجَمٍ وَكَيَّةِ نَارٍ وَأَنْهَى أُمَّتِي عَنِ الْكَيِّ
«Исцеление приносят три вещи: глоток мёда, применение банок (для кровопускания), прижигание. Но я запрещаю моей Умме делать прижигание» (Бухари от Ибн Аббаса).
Во втором хадисе Посланник Аллаха ﷺ предоставил женщине право выбора между тем, чтобы проявлять терпение в отношении эпилепсии, за что её ожидает Рай, и исцелением от болезни. Данный подход указывает на то, что дозволено оставить лечение.
Таким образом, оба хадиса отклоняют обязательность лечения, т.е. приказ лечиться не является решительным. Однако, учитывая то, что Посланник ﷺ побуждает к лечению, это указывает на то, что лечиться — мандуб» (конец цитаты).
23 Шавваля 1442 г.х.
04.06.2021 г.
Серия ответов учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные на его странице в «Фейсбуке» на тему «Фикх»