Вопрос: Ассаляму алейкум, дорогой шейх! Мой вопрос заключается в следующем: придерживается ли Хизб ут-Тахрир в вопросах акыды ашаритского толка, или же он имеет собственные взгляды? Заранее благодарю за ответ.
Ответ:
Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху. Чтобы получить ответ на этот вопрос, необходимо прояснить следующее:
Во-первых — что представляет собой Хизб ут-Тахрир:
1 — В своих книгах он пишет: «Хизб ут-Тахрир — это политическая партия, идеологией которой является Ислам, а деятельностью — политика. Хизб ведёт свою деятельность среди Уммы и вместе с ней, чтобы та восприняла Ислам своей судьбоносной проблемой, дабы повести её к установлению Халифата и возобновлению правления по законам Аллаха. Хизб ут-Тахрир — это политическое сплочение. Хизб не является духовным сплочением, как и не является научной, просвещенческой или благотворительной организацией. Исламская идея является духом для тела Хизба, его ядром и душой». Согласно этому определению, Хизб ут-Тахрир не является ни мыслительным течением, ни теологическим мазхабом, ни школой фикха. Хизб ут-Тахрир — это политическая партия, которая стоит на стороне интересов Уммы, защищает их и работает над тем, чтобы утвердить Ислам на земле и сохранить его после утверждения. Хизб верит в исламскую акыду, а каждого, кто так же верит в неё, считает своим братом. Аллах говорит:
إِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ إِخْوَةٌ
«Воистину, верующие — братья» (49:10).
А по поводу каждого разногласия со своими братьями Хизб вступает в обсуждение наилучшим образом.
2 — Хизб ут-Тахрир утвердил (табанни) у себя некоторые идеи, положения и взгляды, включая книги и публикации, которые необходимы ему для выполнения своей задачи. Однако он не исследовал каждый вопрос и каждую идею и не утверждал у себя определённое мнение по многим вопросам, особенно по вопросам убеждения (акыда) и поклонения (ибадат), потому что в этом нет необходимости для продолжения своей деятельности в качестве политической партии, которая стремится поднять Умму и установить государство Халифат, а также сосредоточить мысли и чувства мусульман. Например, Хизб утвердил у себя определённое мнение по вопросу непогрешимости пророков и посланников и по вопросу иджтихада Пророка ﷺ из-за воздействия этих вопросов на законодательное понимание. Но он не утвердил определённое мнение по многим другим вопросам, в которые погрузились учёные науки калям.
3 — Хизб привержен силе доказательств, и это видно из того, что он постоянно пересматривает своё просвещение и всё, что было утверждено, опираясь на силу доказательств. Соответственно, иногда он вносит исправления в свои книги. Он не продолжает придерживаться какого-либо мнения, если его доказательства оказались слабыми, а доказательства противоположного мнения — сильными. Он оставляет мнение со слабыми доказательствами и принимает мнение с более сильными. Это прослеживается во всех исправлениях и дополнениях, внесённых в книги Хизба. Также приверженность Хизба силе доказательства видна тогда, когда он время от времени проводит полный обзор своих книг.
Во-вторых — некоторые мусульмане, упоминая мыслительные школы и мазхабы, которые различаются по второстепенным вопросам акыды и науки калям, называют их конкретными именами, например, говорят «ашаризм» в отношении школы имама аль-Ашари, или «матуридизм» в отношении школы имама аль-Матуриди, а также салафизм и другое. И эти мусульмане называют их мнения «акыдой», говоря: «ашаритская акыда», «матуридитская акыда», «салафитская акыда» и так далее. Даже определённые записи и книги учёных они называют «акыдой», например, «Аль-Акыда ат-Тахавийя», согласно книге имама Тахави, или «Аль-Акыда аль-Васитыя» согласно книге имама Ибн Таймии. На самом деле, использование термина «акыда» для обозначения всего этого некорректно и неуместно, а также создаёт путаницу и разногласия среди мусульман. Позиция мазхабов по второстепенным вопросам акыды — это не сама акыда.
Акыда только одна — исламская, установленная в Шариате неопровержимыми доказательствами. И в исламской акыде недопустимы разногласия. Соответственно, не существует таких понятий, как «ашаритская акыда», «салафитская акыда» или «акыда тахавийя», а существует только исламская акыда, объединяющая всех мусульман повсюду с их различными мазхабами и взглядами. Среди мыслительных течений и школ, таких как ашаризм, матуридизм, салафизм и других, существуют разные мнения по второстепенным вопросам, а не по самой исламской акыде. И по этим вопросам у каждой группы есть своё мнение, которое не выходит за рамки исламской акыды.
В-третьих — метод, которого придерживается Хизб при утверждении у себя идей, положений и мнений, состоит в том, чтобы принять их согласно силе доказательства, независимо от того, являются ли доказательства умственными (аклий) или переданными (наклий), и не обращая внимания на то, кто первым высказал их. Поэтому в некоторых вопросах акыды Хизб ут-Тахрир утвердил у себя мнения, которые ранее высказали ашариты, а в некоторых других вопросах утвердил мнения, которые ранее высказали другие. По шариатским вопросам Хизб изучал мнения как известных школ фикха, так и других, не ограничиваясь какой-либо конкретной школой. Поэтому нельзя сказать, что Хизб придерживается, например, шафиитского мазхаба или ханафитского.
Как и нельзя сказать, что он ашаритского толка, или матуридитского, или салафитского, или мутазилитского. И нельзя сказать, что Хизб — это школа мнения или школа хадиса. Хизб — это политическая партия, идеологией которого является Ислам. Он принимает мнение согласно силе доказательства, и после тщательного изучения утверждает его в своих книгах, независимо от того, кто ранее высказал это мнение. Среди мнений Хизба вы можете найти то, что ранее высказали ашариты, салафиты и другие школы. Но он принял эти мнения только согласно силе доказательства, а не придерживаясь линии или подхода одной из этих школ. Хизб не сосредотачивается на разногласиях, которые имели место между мусульманами в прошлом, а считает всех их одной Уммой, несмотря на разные течения и взгляды. Он призывает всех мусульман присоединиться к его деятельности, чтобы установить Шариат, нести послание Ислама и объединить Умму под знаменем Исламского Халифата.
Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
17 Зуль-хиджа 1442 г.х.
27.07.2021 г.