28
Вс, апр

Как взаимодействовать с повсеместно распространённым ауратом?

Ответы Амира
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

от Abdullah Ibn Al-Mufakkir

Вопрос: Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху, дорогой наш амир. Прошу Аллаха защитить Вас, сохранить Ваше здоровье для несения призыва и дать Вам долгую жизнь, чтобы Вы могли совершить больше поклонений. Прошу Аллаха дать Вам возможность засвидетельствовать появление Второго Праведного Халифата, прошу Его сохранить, укрепить данный призыв и объединить Умму под знаменем Посланника Аллаха ﷺ.

Мой вопрос касается мужчин, смотрящих на женщин. Как мы знаем, на Западе большинство женщин выставляют напоказ свои аураты, особенно в летнее время. Как я знаю, смотреть на открытый аурат женщины — харам мужчинам, независимо от того, привлекательны женщины или нет, точно так же, как харам смотреть на аурат другого мужчины, даже если первый мужчина не испытывает к нему влечения.

Как я знаю, первый взгляд допустим, а уже последующий взгляд является харамом. В повседневной жизни на Западе мужчины сталкиваются с открытым ауратом женщин. Например, в транспорте или на улице. Однако когда ты работаешь, то невозможно на рабочем месте ограничиться лишь одним взглядом, будь то в школе или магазине. Другими словами, человек на рабочем месте не может общаться с коллегами-женщинами, не видя их аурат, иначе ему при каждом взаимодействии с ними придётся закрывать глаза или потуплять взгляд в пол. Я имею в виду смотреть с вожделением. Да, коллега может быть некрасива, но всё равно для взаимодействия с ней мужчина вынужден смотреть на неё более одного раза. Например, учащийся-мусульманин не сможет полноценно участвовать в работе класса, поскольку учительница показывает свой аурат, ведь взглянув на неё в начале урока, он не может смотреть на неё до конца урока, даже если она старая и некрасивая. Аналогично ситуация обстоит в купле-продаже.

Отсюда у меня вопросы: правильно ли я понимаю, что смотреть на аурат любой женщины является харамом, за исключением первого взгляда, и здесь не важно, красива женщина или уродлива, ведь это аналогично запрету смотреть на аурат мужчины, даже если к нему нет влечения? Если взгляд на женщин — харам, то дозволена ли работа, где имеет место общение с женщинами, у которых аурат открыт, учитывая, что в этом есть вынужденность (дарура)? Не могли бы Вы разъяснить, что значит первый взгляд? Не могли бы Вы разъяснить, что значит «чтобы они опускали свои взоры» и когда это нужно делать?

Пусть Аллах воздаст Вам благом!

Ответ:

Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху.

Что касается повсеместно распространённого аурата, которого трудно избежать в нынешних условиях, поскольку Ислам отсутствует в жизни общества, то Аллах повелевает нам две вещи:

1) Опускать взор, т.е. смотреть столько, сколько нужно для ходьбы и выполнения той или иной деятельности.

2) Не посылать взгляд вслед за внезапным взглядом.

Об этом мы подробно писали в книге «Социальная система»; приведём оттуда следующую цитату: «…с того времени, как западная культура распространилась в странах мусульман и стала править над нами системами неверия, женщины-немусульманки стали ходить словно нагие: с открытой грудью и спинами, с открытыми волосами, руками и ногами. Некоторые мусульманки стали подражать им и выходить на улицы в таком же виде. Дошло до того, что мужчина уже не мог различить мусульманку от немусульманки в общественном месте. Мужчины-мусульмане, которые живут в этих городах, не могут сами по себе устранить это зло. Невозможно жить в этих городах, не видя аураты женщин, поскольку сущность жизни и форма жилищ неизбежно приводят к тому, что мужчина видит аурат женщины. Ни один мужчина не может предохранить себя от видения рук, груди, спины, ног, волос, как бы он ни старался. Этого можно достичь только в том положении, если он будет сидеть в своём доме и не выходить из него, что является для него абсолютно невозможным, т. к. он нуждается в установлении с людьми отношений, необходимых для его жизни, таких как купля-продажа, аренда, наём и т.п., поскольку всё это — жизненная необходимость. Он не может устанавливать отношения, не смотря при этом на аураты женщин, однако запрет смотреть на них очевиден в Коране и Сунне. Что ему остаётся делать? Выход из этой проблемы заключается в двух положениях:

1) Внезапный взгляд, и это то, что человек видит по дороге. В этом случае ему прощается первый взгляд, но он не должен бросать взгляд второй раз согласно хадису, переданному от Джарира ибн Абдуллаха, который сказал:

سَأَلْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَنْ نَظَرِ الْفُجَاءَةِ فَأَمَرَنِي أَنْ أَصْرِفَ بَصَرِي

«Я спросил Посланника Аллаха ﷺ о внезапном взгляде, и он велел мне отклонять взор» (Муслим). Передаётся от Али:

قَالَ لِي رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ لَا تُتْبِعِ النَّظْرَةَ النَّظْرَةَ فَإِنَّمَا لَكَ الْأُولَى وَلَيْسَ لَكَ الْآخِرَةُ

«Посланник Аллаха ﷺ сказал мне: «Не посылай взгляд вслед за взглядом. Ты вправе сделать только первый взгляд, но не вправе сделать второй» (Ахмад от Бурайды).

2) Разговаривать с женщиной, у которой открыта голова, руки и то, что обычно бывает открытым у них. В таком случае необходимо отводить от неё взор согласно тому, что передано от Абдуллаха ибн Аббаса:

كَانَ الْفَضْلُ رَدِيفَ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَجَاءَتِ امْرَأَةٌ مِنْ خَثْعَمَ فَجَعَلَ الْفَضْلُ ينْظُرُ إِلَيْهَا وَتَنْظُرُ إِلَيْهِ وَجَعَلَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَصْرِفُ وَجْهَ الْفَضْلِ إِلَى الشِّقِّ الْآخَرِ

«Когда аль-Фадль сидел верхом позади Посланника Аллаха ﷺ, подошла какая-то женщина из племени Хасъам. Аль-Фадль принялся смотреть на неё, а она — на него. Тогда Пророк ﷺ повернул его лицо в другую сторону» (Бухари). Всевышний Аллах сказал:

قُل لِّلۡمُؤۡمِنِينَ يَغُضُّواْ مِنۡ أَبۡصَٰرِهِمۡ وَيَحۡفَظُواْ فُرُوجَهُمۡۚ

«Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы» (24:30).

Решение этой проблемы заключается в том, чтобы мужчина опускал свой взор, продолжая свою работу, которой он занимается. Например, он должен опускать взор во время необходимых разговоров с ней, во время поездки в транспорте, во время сидения на террасе в жару и т.д. Эти ситуации являются неотъемлемой частью общественной жизни человека, без которых он не может обойтись, но при этом он не может устранить открытые аураты. Следовательно, он должен опускать взор, руководствуясь текстом аята, и совершать что-то иное ему абсолютно запрещено.

Здесь неуместно будет сказать, что данный порок есть повсеместно распространённое явление и сложно предостеречь себя от этого. Это правило противоречит Шариату, т. к. харам не становится халялем, если харам стал повсеместно распространённым явлением, и так же халяль не становится харамом, если он почти отсутствует в жизни людей. Неправильно будет сказать, что эти женщины являются неверными, а следовательно, с ними следует обращаться как с рабынями, ведь их аурат — это аурат рабыни. Так нельзя говорить, поскольку хадис является общим, а значит, применим ко всем женщинам, а не только к мусульманкам. Посланник ﷺ сказал:

إِنَّ الْجَارِيَةَ إِذَا حَاضَتْ لَمْ يَصْلُحْ أَنْ يُرَى مِنْهَا إِلَّا وَجْهُهَا وَيَدَاهَا إِلَى الْمَفْصِلِ

«Когда у девушки начинает происходить менструальный цикл, не дозволяется, чтобы кто-либо видел её [аурат], за исключением лица и кистей рук» (Абу Дауд от Катады). Этот хадис ясно запрещает смотреть на женщину, будь она мусульманкой или немусульманкой. Хадис является общим, а значит, применим ко всем положениям, в частности — к положению, о котором идёт речь. Будет неверно проводить аналогию между немусульманкой и рабыней, потому что для этого здесь нет основания <…> Те мужчины, кто живёт в городах и вынужден взаимодействовать с обществом или во время купли-продажи, разговора, аренды, найма и т.п. вещах иметь дело с немусульманками, у которых открыты аураты, должны опускать свои взоры во время этих отношений и ограничиваться тем размером взгляда, в котором они нуждаются» (конец цитаты).

Я надеюсь, что этот ответ будет исчерпывающим, но Аллаху более известно!

 

9 Зуль-хиджа 1442 г.х.
19.07.2021 г.

Серия ответов учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные на его странице в «Фейсбуке» на тему «Фикх»

Главное меню