От Асада аз-Захирия
Вопрос: В книге «Концепция ХТ» используется выражение «исламская философия», но, как известно, у нас в Хизб ут-Тахрир утверждается, что в Исламе нет философии и философов.
Да благословит Вас Аллах и воздаст всем наилучшим!
Ответ:
В книге «Концепция ХТ» говорится: «Таким образом, поступки человека являются материей. Человек материально осуществляет их. Однако при выполнении этих дел он осознаёт свою связь с Аллахом благодаря своему знанию о дозволенности или запретности поступка, и на этой основе он совершает его или воздерживается от его исполнения. Осознание человеком связи с Аллахом является рухом (духом). Это осознание заставляет человека изучать Шариат Аллаха для того, чтобы различать между своими поступками. Вследствие этого человек начинает отличать добро (хайр) от зла (шарр), когда узнаёт о том, какими деяниями доволен Аллах, а какие вызывают у Него гнев.
Также человек начинает различать между красивыми (хасан) и безобразными (кабих) делами так, как это определил Шариат. Это осознание заставляет изучать Шариат Аллаха для того, чтобы в соответствии с Шариатом видеть необходимые для исламского общества ценности. Тем самым у человека при выполнении поступка и осознании своей связи с Аллахом появляется возможность совершить какой-либо поступок или воздержаться от его исполнения, ибо он знает вид, качество и ценность поступка.
Из этого вытекает, что философия Ислама заключается в единении материи с рухом (духом), т.е. в исполнении дел согласно повелениям и запретам Аллаха. Эта философия является необходимой и постоянной для любого поступка, будь он малым или большим. Именно исламская философия и является представлением о жизни. Благодаря тому, что исламская акыда является основой жизни, основой философии и основой всех систем Ислама, исламская культура (хадара) — которая является совокупностью понятий о жизни с точки зрения Ислама — построена на единственной духовной основе, т.е. на акыде. Исламская акыда смотрит на жизнь как на единение материи с рухом (духом), а счастье, согласно ей, заключается в достижении довольства Аллаха» (конец цитаты).
Таким образом, именно единение материи с рухом (духом) подразумевается под словом «философия» в исламском понимании, т.е. осознание связи с Творцом. Поэтому термин «философия» в таком значении будет правильным термином.
Что касается использования философии в рамках греческой терминологии (поиск за пределами бытия или за пределами материи) или в чём-то подобном, то такое Ислам не приемлет. Во вступлении в книге «Ат-Тафкир» говорится: «Человечество преодолело этот длинный путь жизни, этот длинный отрезок времени, уделяя внимание главным образом плодам разума и мышления, но не уделяя внимание реальности разума и реальности мышления. Да, было несколько попыток постичь реальность разума со стороны мусульманских и немусульманских учёных в прошлом и настоящем, но они потерпели неудачу в этом. Также было несколько попыток разработки метода мышления, однако, хоть и были успехи в некоторых результатах этого метода благодаря научным достижениям, но при этом учёные ошиблись в понимании самого процесса мышления.
Более того, они ввели в заблуждение и тех последователей, которые были ошеломлены научным успехом. До этого, греческие учёные и их последователи стремились постичь суть мышления, но смогли прийти лишь к логике и преуспеть в постижении ряда идей. Таким образом, они исказили познание. И вместо того, чтобы логика стала путём, ведущим к познанию, и мерилом правильности (как это предполагалось изначально), она стала злом для познания. Кроме того, те, кто намеревался постичь мышление, пришли к тому, что называется «философией», называется «любовью к мудрости», и углубились в метафизические вопросы. В результате они вывели метод познаний и изысканий, который доставляет людям удовольствие от исследования и результатов, но при этом далёкий от реальности и истины. К сожалению, всё это отдалило человека от истины и реальности и, соответственно, ввело многих людей в заблуждение и отклонило мышление от правильного курса» (конец цитаты).
Изучение тщательным образом того, что было упомянуто в книге «Ат-Тафкир», с дозволения Аллаха, раскроет истину о философии.
Надеюсь, этого разъяснения будет достаточно, но Аллах знает лучше, ведь Он — Мудрый и Всезнающий.
3 Джумада аль-ахира 1443 г.х.
06.01.2022 г.
Серия ответов учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные на его странице в «Фейсбуке» на тему «Фикх»