21
Чт, нояб

Почему Посланник Аллаха ﷺ не обратился с таляб ун-нусра к курайшитам?

Ответы Амира
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

От Раида аль-Харша Абу Муаза

Вопрос: Правда ли, что Посланник Аллаха ﷺ не обращался с таляб ун-нусра к курайшитам из-за их неспособности оказать помощь, или же это происходило потому, что они отвергли Ислам? Если это так, но ведь Посланник ﷺ обратился с таляб ун-нусра к людям Ясриба, несмотря на то, что лидеры и вожди Ясриба не приняли Ислам и не оказали помощь. Прошу Вас разъяснить этот аспект. Да благословит Вас Аллах и воздаст всем наилучшим!

Ответ:

Что касается того, что Посланник Аллаха ﷺ не обращался с таляб ун-нусра к курайшитам, то проблема заключается в следующем:

Посланник Аллаха ﷺ обращался с таляб ун-нусра к тем обладателям силы, которые были способны изменить верховенство джахилии на верховенство Ислама. Поэтому сначала он ﷺ призывал курайшитов принять Ислам, и если они соглашались, то он ﷺ обращался к ним с таляб ун-нусра. Лидеры Мекки были из числа тех, кто мог изменить верховенство джахилии на верховенство Ислама, но они отказались принять Ислам, поэтому Посланник Аллаха ﷺ не стал обращаться к ним с таляб ун-нусра, он ﷺ лишь ограничился призывом к Исламу. Ниже я приведу Вам то, как это проходило:

Ибн Хишам в своей книге «Ас-Сирату ан-набавия» писал:

1. «Ибн Исхак сказал: «Затем Посланник Аллаха ﷺ вернулся в Мекку. А его народ стал ещё сильнее выступать против него и его религии, за исключением немногих из числа слабых, которые уверовали в него. В сезоны паломничества он ﷺ представлял себя арабским племенам, призывал их к Аллаху, сообщал им, что он — Пророк, посланный Аллахом, а затем просил поверить в него и предоставить защиту, чтобы он мог продолжать говорить о том, с чем его отправил Аллах». Ибн Исхак сказал: «Мне рассказал Хусайн ибн Абдуллах ибн Убайдуллах ибн Аббас: «Я слышал, как мой отец рассказывал Рабиа ибн Аббаду следующее: «Как-то в юности я был вместе со своим отцом в Мине [и мы видели, как] Посланник Аллаха ﷺ, стоя возле стоянок арабских племён, говорил следующее:

يَا بَنِي فُلَانٍ إِنِّي رَسُولُ اللَّهِ إِلَيْكُمْ يَأْمُرُكُمْ أَنْ تَعْبُدُوا اللَّهَ وَلَا تُشْرِكُوا بِهِ شَيْئًا وَأَنْ تَخْلَعُوا مَا تَعْبُدُونَ مِنْ دُونِهِ مِنْ هَذِهِ الْأَنْدَادِ وَأَنْ تُؤْمِنُوا بِي وَتُصَدِّقُوا بِي وَتَمْنَعُونِي حَتَّى أُبَيِّنَ عَنْ اللَّهِ مَا بَعَثَنِي بِهِ

«О такое-то племя! Я — Посланник Аллаха к вам. Я повелеваю вам поклоняться Аллаху и не приобщать к Нему ничего, повелеваю отречься от идолов, которым вы поклоняетесь, и уверовать в меня, поверить в меня, защитить меня, пока я буду разъяснять то, с чем Аллах послал меня».

2. «Ибн Исхак сказал: «Мне рассказал аз-Зухри, что Посланник Аллаха ﷺ пришёл к Бану Амир ибн Саъсаъ, призвал их к Аллаху и представил им себя. Один из них, по имени Байхара ибн Фирас1, сказал: «Клянусь Аллахом, если бы я взял этого юношу, то при его помощи поглотил бы всех арабов!». Затем он сказал: «Что ты скажешь, если мы присягнём твоему делу, а потом Аллах поможет тебе победить тех, кто тебе противодействует, будет ли нам после тебя власть?», — на что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

اَلْأَمْرُ لِلَّهِ يَضَعُهُ حَيْثُ يَشَاءُ

«Власть принадлежит Аллаху, и Он даёт её кому пожелает». На это Бахайра ибн Фирас сказал: «Мы будем подставлять свои шеи [под мечи] арабов из-за тебя, а когда Аллах даст тебе победу, власти нам не достанется?! Тогда нам нет нужды в твоём деле!».

3. «Ибн Исхак сказал: «Посланник Аллаха ﷺ продолжал таким образом своё дело. Каждый раз, когда собирались люди в сезон хаджа, он ﷺ приходил к ним и призывал племена к Аллаху и Исламу, представлял им себя и предлагал им принесённые от Аллаха прямой путь и милость. Как только он ﷺ слышал, что кто-то из знатных, благородных арабов прибыл в Мекку, тотчас же отправлялся к нему, призывал его к Аллаху и предлагал ему то, что у него» (конец цитаты).

Как Вы видите, Посланник ﷺ сначала призывал обладателей силы к Исламу, и в случае их положительного ответа уже обращался к ним с таляб ун-нусра.

Ибн Касир в своей книге «Ас-Сирату ан-набавия» писал:

1. «Али сказал: «Затем мы достигли собрания, где царило спокойствие и серьёзность, где сидели уважаемые старейшины. Абу Бакр выдвинулся вперёд и поприветствовал их. Он всегда опережал нас в благих делах. Абу Бакр спросил: «Из какого вы племени?». Ему ответили: «Бану Шайбан ибн Сааляба». Абу Бакр повернулся к Посланнику Аллаха ﷺ и сказал: «О Посланник Аллаха! Это очень благородный народ» (в другой версии он сказал: «Перед ними никто не устоит» или «Они — из лучших арабов»). На собрании находились такие люди, как Мафрук ибн Амр, Хани ибн Кабиса, аль-Мусанна ибн Хариса, ан-Нуман ибн Шарик.

Самым близким по родословной к Абу Бакру оказался Мафрук ибн Амр, который был самым красноречивым из сидящих, и у него были две заплетённые косы, которые свисали на его грудь. Абу Бакр его спросил: «Какова ваша численность?», — на что Мафрук ответил: «Нас больше тысячи, а тысячу не одолеть меньшей силой». Абу Бакр спросил: «Насколько вы умеете держать оборону?». Он ответил: «Изо всех сил, но, конечно же, если нам сопутствует удача, как и каждому народу». Абу Бакр спросил: «Как проходят ваши войны с врагами?». Мафрук сказал: «Мы ведём себя с ними насколько возможно сурово. Мы отдаём предпочтение скакунам, нежели своим детям, а оружие — дойным верблюдицам, что касается победы, то она — от Аллаха. Иногда удача на нашей, а иногда — на их стороне. Похоже, что ты из курайшитов?».

На это Абу Бакр сказал: «Наверно, до вас дошла новость о Посланнике Аллаха ﷺ, вот он перед вами!». Мафрук сказал: «Да, до нас дошло то, что он себя так называет», — и, повернувшись к Посланнику Аллаха ﷺ, спросил: «К чему ты призываешь, о брат курайшитов?». Тогда Посланник Аллаха ﷺ выступил вперёд и присел, Абу Бакр же встал и закрыл его от солнца своей одеждой. Посланник Аллаха ﷺ сказал:

أَدْعُوكُمْ إِلَى شَهَادَةِ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَحْدَهُ لَا شَرِيكَ لَهُ وَأَنِّي رَسُولُ اللَّهِ وَأَنْ تُؤُوُونِي وَتَنْصُرُونِي حَتَّى أُؤَدِّيَ عَنِ اللَّهِ الَّذِي أَمَرَنِي بِهِ فَإِنَّ قُرَيْشًا قَدْ تَظَاهَرَتْ عَلَى أَمْرِ اللَّهِ وَكَذَّبَتْ رَسُولَهُ وَاسْتَغْنَتْ بِالْبَاطِلِ عَنِ الْحَقِّ وَاللَّهُ هُوَ الْغَنِيُّ الْحَمِيدُ

«Я призываю вас к свидетельству, что нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха Единого, у Которого нет сотоварища, и что я — Посланник Аллаха. Призываю вас также оказать мне поддержку, защищать меня и помогать мне в деле выполнения миссии, возложенной на меня Всевышним Аллахом. Курайшиты уже объединились против миссии Аллаха и обвинили во лжи Его Посланника, посчитали достаточным следование заблуждению вопреки истине, но лишь Аллах Самодостаточен и Достохвален». Его ﷺ спросили: «О брат курайшитов! К чему ещё ты призываешь?». Тогда Посланник Аллаха ﷺ зачитал им:

قُلْ تَعَالَوْا أَتْلُ مَا حَرَّمَ رَبُّكُمْ عَلَيْكُمْ ۖ أَلَّا تُشْرِكُوا بِهِ شَيْئًا ۖ وَبِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَانًا ۖ وَلَا تَقْتُلُوا أَوْلَادَكُم مِّنْ إِمْلَاقٍ ۖ نَّحْنُ نَرْزُقُكُمْ وَإِيَّاهُمْ ۖ وَلَا تَقْرَبُوا الْفَوَاحِشَ مَا ظَهَرَ مِنْهَا وَمَا بَطَنَ ۖ وَلَا تَقْتُلُوا النَّفْسَ الَّتِي حَرَّمَ اللَّهُ إِلَّا بِالْحَقِّ ۚ ذَٰلِكُمْ وَصَّاكُم بِهِ لَعَلَّكُمْ تَعْقِلُونَ ١٥١‏ وَلَا تَقْرَبُوا مَالَ الْيَتِيمِ إِلَّا بِالَّتِي هِيَ أَحْسَنُ حَتَّىٰ يَبْلُغَ أَشُدَّهُ ۖ وَأَوْفُوا الْكَيْلَ وَالْمِيزَانَ بِالْقِسْطِ ۖ لَا نُكَلِّفُ نَفْسًا إِلَّا وُسْعَهَا ۖ وَإِذَا قُلْتُمْ فَاعْدِلُوا وَلَوْ كَانَ ذَا قُرْبَىٰ ۖ وَبِعَهْدِ اللَّهِ أَوْفُوا ۚ ذَٰلِكُمْ وَصَّاكُم بِهِ لَعَلَّكُمْ تَذَكَّرُونَ ١٥٢‏ وَأَنَّ هَٰذَا صِرَاطِي مُسْتَقِيمًا فَاتَّبِعُوهُ ۖ وَلَا تَتَّبِعُوا السُّبُلَ فَتَفَرَّقَ بِكُمْ عَن سَبِيلِهِ ۚ ذَٰلِكُمْ وَصَّاكُم بِهِ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ

«Скажи: «Придите, и я прочту то, что запретил вам ваш Господь». Никого не приобщайте к Нему в сотоварищи и делайте добро родителям. И не убивайте своих детей, опасаясь нищеты, ведь Мы обеспечиваем пропитанием вас вместе с ними. И не приближайтесь к мерзким поступкам, явным или сокрытым. Не убивайте душу, которую Аллах запретил убивать, если только у вас нет на это права. Это заповедал вам Аллах, — быть может, вы уразумеете. Не приближайтесь к имуществу сироты, кроме как во благо ему, пока он не достигнет зрелого возраста. Наполняйте меру и весы по справедливости. Мы не возлагаем на человека сверх его возможностей. Когда вы произносите слово, будьте справедливы, даже если это касается родственника. Будьте верны договору с Аллахом. Это заповедал вам Аллах, — быть может, вы помяните назидание. Таков Мой прямой путь. Следуйте по нему и не следуйте другими путями, поскольку они собьют вас с Его пути. Он заповедал вам это, — быть может, вы устрашитесь» (6:151–153).

Мафрук спросил: «О брат курайшитов! К чему ещё ты призываешь? Клянусь Аллахом! Это слова не обитателей земли, ведь если они были бы их словами, то мы бы их сразу узнали!». Посланник Аллаха ﷺ зачитал им следующее:

إِنَّ اللَّهَ يَأْمُرُ بِالْعَدْلِ وَالْإِحْسَانِ وَإِيتَاءِ ذِي الْقُرْبَىٰ وَيَنْهَىٰ عَنِ الْفَحْشَاءِ وَالْمُنكَرِ وَالْبَغْيِ ۚ يَعِظُكُمْ لَعَلَّكُمْ تَذَكَّرُونَ

«Воистину, Аллах повелевает блюсти справедливость, делать добро и одаривать родственников. Он запрещает мерзости, предосудительные деяния и бесчинства. Он увещевает вас, — быть может, вы помяните назидание» (16:90).

Мафрук сказал: «О брат курайшитов! Клянусь Аллахом, ты призываешь к благородному нраву, благим делам, а народ, который посчитал тебя лжецом и вышел против тебя, сам является лжецом». Затем Мафрук решил подключить к разговору Хани ибн Кабиса, сказав: «Это Хани, наш шейх и религиозный предводитель». Далее продолжил уже Хани: «О брат курайшитов! Я послушал твою речь, и я согласен с ней. Однако я считаю, что оставление нами своей религии и следование за тобой, за твоей религией, только из-за одной встречи, при том, что об этой религии пока ничего не известно, не поразмыслив над твоим делом и не оценив должным образом последствия того, к чему ты призываешь, будет ошибочно, безрассудно и поверхностно. Ведь ошибка часто совершается в спешке! За нами есть люди, поэтому мы не считаем правильным заключение договоров, не согласовав их с теми, кто за нами. Мы вернёмся, и ты возвращайся, ты подумай, и мы подумаем». Затем Хани, как бы желая, чтобы Мусанна ибн Хариса присоединился к его словам, сказал следующее: «Это Мусанна, наш шейх и военный предводитель».

Далее продолжил уже Мусанна [впоследствии он примет Ислам]: «О брат курайшитов! Я послушал твою речь. Твоя речь мне понравилась, и я был удивлён тем, о чём ты говорил. Однако мой ответ такой же, как сказал Хани ибн Кабиса. Ведь прежде чем мы оставим свою религию и последуем за тобой только из-за одной встречи, нужно помнить, что мы живём между двумя водоёмами, один из них — в аль-Ямаме, другой — в ас-Саммаве». Посланник ﷺ спросил:

مَا هَذَانِ الصُّرَيَّانِ

«Что это за два водоёма?». Мусанна ответил: «Возле одного из них берег и земли арабов, возле другого — земли персов и реки Хосроя. Мы поселились там по договору с Хосроем, в котором сказано, что мы не должны быть зачинщиками событий и не давать прибежища зачинщикам. По-видимому, дело, к которому ты нас призываешь, о брат курайшитов, ненавистно царям. В землях арабов прощают проступки и принимают оправдания. Что касается земель персов, то там не прощают проступков и не принимают оправданий. Поэтому если ты пожелаешь, чтобы мы дали тебе прибежище и оказали помощь, то мы это сделаем только против арабов». На это Посланник Аллаха ﷺ сказал:

مَا أَسَأْتُمْ فِي الرَّدِّ إِذْ أَفْصَحْتُمْ بِالصِّدْقِ، وَإِنَّ دِينَ اللَّهِ لَنْ يَنْصُرَهُ إِلا مَنْ حَاطَهُ مِنْ جَمِيعِ جَوَانِبِهِ

«Ваш ответ не был плохим, если вы говорили правду! Оказать помощь религии Аллаха сможет лишь тот, кто будет защищать её со всех сторон».

2. «Али сказал: «После этого мы отправились на встречу с племенами Аус и Хазрадж, и мы не ушли, пока они не присягнули Пророку ﷺ. Оба племени оказались правдивыми и терпеливыми. Посланник Аллаха ﷺ был рад тому, что Абу Бакр знал их родословную. Посланник ﷺ подождал немного, а затем вышел к своим сподвижникам и обратился к ним со следующими словами:

اِحْمَدُوا اللهَ كَثِيرًا فَقَدْ ظَفِرَتِ الْيَوْمَ أَبْنَاءُ رَبِيعَةَ بِأَهْلِ فَارِسَ قَتَلُوا مُلُوكَهُمْ وَاسْتَبَاحُوا عَسْكَرَهُمْ وَبِي نُصِرُوا

«Воздайте хвалу Аллаху в большом количестве, потому что сегодня потомки Рабиа победили персов! Они убили их царей и победили их войско! И Аллах поддержал их из-за меня!». [Али продолжил:] «Сражение произошло при Куракир, что близ Ди-Кар» <…> [Ибн Касир пишет: «] Этот хадис гариб, и мы записали его, потому что в нём указания на пророческую миссию, описание благих нравов и красноречие арабов. В другой версии хадиса рассказывается, что когда они встретились в битве с персами в местности Куракир, что близ Евфрата, то их кличем было имя Мухаммада ﷺ, и так они победили персов. После этого они приняли Ислам <…>

Мухаммад ибн Умар аль-Вакиди после тщательного изучения информации об этих племенах упомянул, что Посланник Аллаха ﷺ представил себя племенам Бану Амир, Гассан, Бану Фазара, Бану Мурра, Бану Ханифа, Бану Суляйм, Бану Абс, Бану Надр ибн Хавазин, Бану Сааляба ибн Укаба, Кинда, Кальб, Бану Аль-Харис ибн Кааб, Бану Узра и Кайса ибн Хатыма и другим. Сообщений об этом много, мы же постарались упомянуть достоверные из них. Аллаху принадлежат хвала и милость.

Ахмад сказал: «Нам рассказал Асвад ибн Амир: «Нам сообщил Исраиль от Усмана, т.е. от Ибн аль-Мугиры, а он — от Салима ибн Абу аль-Джаади, а он — от Джабира ибн Абдуллаха:

كَانَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَعْرِضُ نَفْسَهُ عَلَى النَّاسِ بِالْمَوْقِفِ فَيَقُولُ هَلْ مِنْ رَجُلٍ يَحْمِلُنِي إِلَى قَوْمِهِ فَإِنَّ قُرَيْشًا قَدْ مَنَعُونِي أَنْ أُبَلِّغَ كَلَامَ رَبِّي عَزَّ وَجَلَّ

«Пророк ﷺ представлял себя людям во время их стоянки [в Арафате] и говорил им: «Найдётся ли человек, который отведёт меня к своему народу? Курайшиты препятствуют мне доносить до людей речь моего Всемогущего и Великого Господа!» (конец цитаты).

Из всего этого становится понятным, что Посланник Аллаха ﷺ обращался с таляб ун-нусра только после того, как происходило принятие людьми Ислама, если же лидеры не принимали Ислам, то он ﷺ не обращался к ним с таляб ун-нусра. Что касается курайшитов, то они не приняли Ислам, поэтому Посланник ﷺ не обратился к ним с таляб ун-нусра.

 

26 Джумада аль-уля 1443 г.х.
30.12.2021 г.

Серия ответов учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные на его странице в «Фейсбуке» на тему «Фикх»

_________________

1. Ибн Хишам сказал, что это был Фирас ибн Абдуллах Саляма ибн Кушайри ибн Кааб ибн Рабиа ибн Амир ибн Саъсаъ.