Вопрос: В книге «аль-Амваль» (имущество) на стр. 158 приводится следующее: «Если нисаб золота или серебра был полным с начала года, и имело место использование его в течение этого года, то следует обратить внимание на следующее:
Если данное использование имело место в торговле, то следует соотнести это к основе и считать срок данного использования сроком основы. Так как использование имело место в росте имущества, а значит – является продолжением его.
Если данное использование имело место в роде нисаба без всякого роста, как, например, в форме передачи наследства или принесения подарка, то следует продержать это использование полный срок в один год и не соотносить его к основе. Подобная польза от использования золота или серебра не подпадает под срок основы нисаба».
Что касается первого абзаца, то его содержание понятно, а вот со вторым абзацем есть вопросы. Так, если у меня образовался нисаб в месяц Мухаррам этого года, а через четыре месяца в Джумада аль-уля мне передали наследственное имущество в размере тысячи динаров, то означает ли это, что в моём имуществе теперь два срока в том смысле, что закят с основного имущества (ан-нисаб аль-аслий) я буду платить в следующий месяц Мухаррам, а закят с наследственного имущества – в следующий месяц Джумада аль-уля? То есть существует два срока для закята в одном году? Или разрешается выплатить закят с наследственного имущества по окончании года основного имущества (ан-нисаб аль-аслий), т.е. я выплачу закят со всего имущества в месяце Мухаррам следующего года?
Ответ: Закят с находящегося у Вас имущества, полученного без всякого использования основного имущества (ан-нисаб аль-аслий), необходимо выплачивать по истечении его годовалого срока, а не по истечении года с основного имущества (ан-нисаб аль-аслий). Например, если у Вас имеется нисаб в размере 85 грамм золота или 200 грамм серебра в месяц Мухаррам этого года, то закят с этого нисаба следует выплатить по истечении одного года, если он не уменьшился в течение него.
Если благодаря торговле к вышеупомянутому нисабу прибавились тысячи динаров в месяц Джумада аль-уля, то они прибавляются к существующему у тебя имуществу и выплачивается с них со всех закят в месяц Мухаррам следующего года. Если же подобная прибавка произошла благодаря получению наследства, т.е не по причине твоего нисаба, то закят за это наследство следует выплатить по истечении одного года с момента получения наследства, а вовсе не по истечении одного года Вашего нисаба. Как это приводилось в Вашем вопросе, что следует выплачивать закят с нисаба в месяц Мухаррам следующего года, если он не уменьшится на тот момент, и выплатить закят с наследства в месяц Джумада аль-уля следующего года. Так, нисаб имеет свой годовой срок, а наследство – свой годовой срок. Это с точки зрения обязательности, т.е. вуджуб.
При этом тебе разрешается выплатить закят с наследства в конце завершения годового срока основного имущества (ан-нисаб аль-аслий), т.е. в месяц Мухаррам, не дожидаясь окончания годового срока наследства в месяц Джумада аль-уля. Другими словами, Вы выплачиваете возложенный на Вас закят за один раз после истечения годовалого срока с момента Вашего достижения имущественного нисаба, т.е. в Мухаррам. Так как разрешается заранее выплатить закят до наступления или истечения его годовалого срока. Так, Вам разрешается выплатить закят с наследства до завершения его годовалого срока вместе с выплатой закята по истечении годовалого срока основного имущества (ан-нисаб аль-аслий). Ведь Шариат разрешил заранее выплачивать закят после достижения нисаба и до истечения его годовалого срока. Обязательной является только выплата закята после истечения годовалого срока.
Доказательствами дозволенности заблаговременной выплаты закята до истечения годового срока нисаба служат следующие тексты:
- Вывел аль-Байхакъый в сборнике «ас-Сунан аль-Кубра» от Али:
أَنَّ الْعَبَّاسَ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ سَأَلَ رَسُولَ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِي تَعْجِيلِ صَدَقَتِهِ قَبْلَ أَنْ تَحِلَّ فَأَذِنَ لَهُ فِي ذَلِكَ
«Аббас, да будет доволен им Аллах, спросил Посланника Аллаха ﷺ о заблаговременной выплате своей милостыни (закята) до наступления его времени, и он ﷺ разрешил ему это».
- Вывел ад-Дарукъутний в сборнике своих достоверных хадисов от Худжа аль-Адавий, от Али, что Посланник Аллаха ﷺ сказал Умару:
إِنَّا قَدْ أَخَذْنَا مِنَ الْعَبَّاسِ زَكَاةَ الْعَامِ عَامِ الْأَوَّلِ
«Мы приняли от Аббаса годовой закят в первом полугодии».
- Вывел ад-Дарукъутний от Мусы ибн Тальхи, от Тальхи, что Пророк ﷺ сказал:
يَا عُمَرُ أَمَا عَلِمْتَ أَنَّ عَمَّ الرَّجُلِ صِنْوُ أَبِيهِ؟ إِنَّا كُنَّا احْتَجْنَا إِلَى مَالٍ فَتَعَجَّلْنَا مِنَ الْعَبَّاسِ صَدَقَةَ مَالِهِ لِسَنَتَيْنِ
«О Умар! Неужто ты не знаешь, что дядя человека – это брат его отца? Как-то нам понадобилось имущество, и мы взяли его заблаговременно у Аббаса в качестве милостыни (закята) с его имущества за два года». Относительно достоверности этой версии хадиса наиболее надёжным служит передача от Хасана ибн Муслим, которая является мурсаль.
Итого: за наследство, которое пришло к Вам спустя несколько месяцев после достижения Вами нисаба, закят с него (наследства) выплачивается по истечении его годовалого срока, а вовсе не по истечении годовалого срока нисаба. Однако разрешается Вам выплатить закят за него по истечении срока нисаба и до истечения срока наследства, которое Вы получили. Основанием тому служит позволительность заблаговременной выплаты закята согласно шариатским доказательствам относительно этого.
01 Шаъбана 1435 год по хиджре.
30.05.2014