Вопрос: Президент США Джо Байден сегодня, в среду 13.07.2022, отправился из Вашингтона на Ближний Восток с официальным визитом, который включает «Израиль», Западный берег реки Иордан и Саудовскую Аравию («alarabiya.net», 13.07.2022).
«Президент США Джо Байден сказал, что на следующей неделе отправится на Ближний Восток, чтобы начать там новую и более многообещающую главу участия Америки» («Youm7» 10.07.2022). Представитель Госдепартамента США Нед Прайс заявил, что в последние недели и месяцы Иран неоднократно выдвигал требования, выходящие за рамки ядерного соглашения 2015 года, и сказал, что в настоящее время не планируется никаких дальнейших переговоров с Ираном, сообщает «Reuters» («Asharq Al-Awsat», 05.07.2022). Возникает вопрос: означает ли это, что Америка отказалась от ядерной сделки? Какова цель визита Байдена именно в это время? Связан ли этот визит с ядерным соглашением, или он связан с чем-то другим? Может ли Иран стать ядерной державой?
Ответ: Вопрос состоит из двух частей. Первая — ядерная сделка с Ираном. Вторая — визит Байдена на Ближний Восток. Приступим к ответу:
I. Ядерная сделка с Ираном
1 — Иранская ядерная проблема с её местными, региональными и международными следствиями является важной частью американской политики в отношении Ирана и даже пересекается с другими вопросами, что и связывает её с американской региональной и международной стратегией. Поэтому Америка, после подписания соглашения в 2015 году, отказа от соглашения в 2018 году и переговоров о возвращении к нему сегодня, двигается то влево, то вправо в соответствии с изменениями в её политике. Внимательно изучив стратегический взгляд Соединённых Штатов на иранскую ядерную программу, мы обнаружим, что Америка, скорее, управляет этой проблемой, а не пытается её решить. Её взгляд на иранскую ядерную проблему тесно связан с американской стратегией в исламском регионе и на международном уровне.
2 — Необходимо признать то, что Иран в большей части своей внешней политики закулисно координирует действия с Америкой и не отклоняется от американской повестки дня. Возможно, оккупация Ирака в 2003 году в значительной степени выявила эту скрытую координацию, поскольку американское и иранское влияние в Ираке шли рука об руку. Более того, международная коалиция, возглавляемая Америкой против «ИГИЛ», вторгаясь в Сирию, не нанесла удара ни по одной из иранских целей в Сирии или по целям иранских ополченцев. Америка просто оставила их сражаться с революцией в Шаме. В то же время американские самолёты наносили удары по позициям повстанцев, оправдывая это войной против «терроризма». Вся такая согласованность может быть осуществима только между странами, которые договорились и распределили роли. Цель Америки и Ирана состояла в том, чтобы сохранить американского агента Башара Асада. Точно так же оккупация американцами Афганистана выявила американо-иранскую координацию. Некоторые иранские заявления показали, что Иран отдавал предпочтение Америке в оккупации Афганистана.
3 — После окончания ирано-иракской войны в 1988 году и становления Ирака крупной военной державой Иран в 1989 году принял ракетно-ядерную программу, чтобы возместить то, что выглядело как поражение в войне. Америка с 1950-х годов официально помогала Ирану в ядерных исследованиях. Эти исследования прекратились только после революции Хомейни, но уже в 1989 году снова возобновились. С уничтожением иракской силы американской армией в 1990–1991 годах и изгнанием Ирака из Кувейта, а также введением санкций и всяких инспекций в отношении Ирака арена в региональном масштабе опустела. Иран получил шанс проявить свою силу. Америка после «Холодной войны» искала воображаемого врага, чтобы оправдать присутствие военных базах по всему миру после падения Советского Союза. Иран хорошо подходил на эту роль. Америка начала оправдывать свою политику иранской угрозой. Даже Россия была очень удивлена, когда Америка решила установить свой противоракетный щит в Польше и Румынии, оправдывая это иранской ракетной угрозой.
4 — Таким образом, иранская ядерная программа и стремление Ирана обрести тысячи установок по обогащению урана вызвали тревогу в крупных европейских странах, а также в странах Персидского залива. Всё это было необходимым для американской политики с двух сторон:
а) Создание иранской угрозы для стран Персидского залива, где находятся источники нефти, чтобы Америка могла предложить защиту их правителям. Президент Трамп хвастался, что Америка обеспечивает защиту Саудовской Аравии, и потребовал от неё денег в манере шантажиста и мафии, говоря, что без американской защиты КСА не продержится и двух недель.
б) На международном уровне Америка усиливает стратегическую осаду России и устанавливает свой противоракетный щит у её границ. Всё это происходит под предлогом защиты европейских стран от иранских ракет.
5 — На фоне растущих опасений Европы международные державы с 2006 года начали переговоры с Ираном в надежде на то, что он будет развивать свою ядерную программу в мирных, а не военных целях. Для этого была создана группа «5+1», то есть пять ядерных держав + Германия. Хотя Америка входит в число этих пяти держав, но переговоры по ядерной программе с Ираном велись без её прямого участия. То есть переговоры, которые длились 9 лет (до 2015 года), не воспринимались серьёзно американской стороной как инструмент сдерживания иранской ядерной программы. Европейские страны вместе с Россией и Китаем проводили встречу за встречей в порочном круге переговоров. Эти переговоры так же помогли привлечь внимание мира к иранской угрозе.
6 — Внутренний раскол в Америке сильно повлиял на вопрос иранской ядерной программы. В период правления Трампа внутренний раскол достиг высшего предела. Президент Трамп раскритиковал политику своего предшественника Обамы в отношении ядерной программы Ирана. Помимо выхода из ядерного соглашения в 2018 году, он объявил о максимальных санкциях против Ирана и открыл еврейскому образованию возможность дальнейшей подрывной деятельности против Ирана. Трамп вёл себя по-ковбойски и унизил Иран, когда в начале января 2020 года был убит командующий отрядом КСИР «Аль-Кудс» Касем Сулеймани. Администрация Трампа находилась в полной гармонии с еврейским образованием во главе с Нетаньяху, в отличие от администрации демократа Обамы. При Трампе еврейское образование зашло слишком далеко в ударах по иранским целям, будь то прямые удары, такие как удар по ядерному объекту в Натанзе, или косвенные, такие как кража секретных ядерных документов из Ирана в дополнение к многочисленным убийствам иранских учёных-ядерщиков.
7 — В свете этих событий демократы в Америке, находясь вне правительства, связались с представителями иранского режима, в частности — с тогдашним министром иностранных дел Джавадом Зарифоми, утишая их тем, что победа Демократической партии на президентских выборах 2020 года означала бы возвращение к ядерному соглашению. Это стало публичным предвыборным обещанием кандидата от Демократической партии Байдена. Таким образом, Байден взял на себя обязательство вернуться к ядерному соглашению с Ираном по причинам, связанным с внутренним расколом в Америке. Действительно, Америка вернулась к ядерным переговорам с Ираном вскоре после того, как президент Байден приступил к исполнению своих обязанностей в начале 2021 года. Однако с тех пор ничего не сдвинулось с места, и это связано с тем, что возвращение Америки к ядерному соглашению с Ираном больше не стоит на повестке американской стратегии; скорее, на повестке стоит лишь повторное раздувание иранской угрозы. Кроме того, представители республиканцев потребовали, чтобы новое соглашение с Ираном было вынесено на голосование в Конгрессе, и пригрозили снова отказаться от него, когда у них будет большинство. Такая обстановка затруднила переговорный процесс, и вот уже полтора года администрация Байдена не может вернуться к ядерному соглашению с Ираном.
8 — Война в Украине тоже бросила тень на вопрос ядерной сделки с Ираном. Администрация Байдена взяла на себя обязательство гарантировать поставки нефти в Европу взамен российской. Америка должна решить этот вопрос как лидер Запада, особенно — в рамках альянса НАТО. Администрация Байдена сделала ставку на снятие санкций с Ирана и вывод его нефти на международный рынок, так же как и на вывод нефти Венесуэлы и Саудовской Аравии. Было видно, как Америка в марте 2022 года, то есть вскоре после российского вторжения в Украину, спешит заключить ядерное соглашение с Ираном. Администрация Байдена была даже готова отреагировать на требование Ирана исключить Корпус стражей исламской революции из списка террористических организаций, в который его внёс бывший президент Трамп. Возвращение Америки к ядерному соглашению было не за горами, поскольку это стало новым требованием американской политики на фоне войны в Украине. Но когда Россия, входящая в группу «5+1», поставила условие, а именно — чтобы её торговые отношения с Ираном были освобождены от западных санкций, введённых в отношении России, Америка отказалась от подписания соглашения. Ожидается, что если Россия останется на своих условиях, то вопрос ядерного соглашения продолжит затягиваться в ближайшие месяцы вплоть до завершения промежуточных выборов в Конгресс США в ноябре 2022 года. Заметно, что Байден сейчас на вопросе промежуточных выборов сосредоточен больше, чем на ядерном соглашении с Ираном.
II. Визит Байдена на Ближний Восток
1 — Визит Байдена в регион связан с промежуточными выборами в США. Цель заключается в том, чтобы помочь своей партии на этих выборах, даже если Байден пытается скрыть это другими целями. Байден находится в состоянии кризиса из-за давления Республиканской партии, особенно по двум вопросам: во-первых, Республиканская партия демонстрирует возросший интерес Байдена к ядерному соглашению с Ираном без давления и дополнительных санкций, как это делал Трамп; во-вторых, Республиканская партия поднимает вопрос отсутствия заинтересованности Байдена в расширении и укреплении отношений с еврейским образованием, как это делал Трамп. Поскольку эти два вопроса повлияют на промежуточные выборы, Байден пытается решить проблему в оставшееся время до выборов в ноябре 2022 года. Для этого он использовал два приёма:
— Решение первой проблемы заключалось в том, что Байден оговорил этот визит устами официального представителя Госдепартамента США Неда Прайса, который заявил: «В настоящее время не планируется никаких дальнейших переговоров с Ираном («Asharq Al-Awsat», 05.07.2022). Это в дополнение к заявлениям самого Байдена, которые ведут к прекращению раундов ядерных переговоров, или, как минимум, к приостановлению их до промежуточных выборов, чтобы не дать Республиканской партии использовать этот вопрос против Байдена и его партии.
— Решение второго вопроса заключалось в том, что Байден заявил о беспрецедентной поддержке еврейского образования, передав крупнейший в истории пакет поддержки Тель-Авиву, оцениваемый более чем в 4 миллиарда долларов. Это произошло в дополнение к ускорению нормализации отношений стран региона с еврейским образованием. Всё это делается для того, чтобы перетянуть на свою сторону голоса еврейского лобби в Конгрессе в противовес Трампу и его партии, которые так же поддерживают еврейское образование. Таким образом, время, выбранное Байденом для визита в регион, особенно для посещения еврейского образования в июле 2022 года и выражение поддержки евреям, даёт Демократической партии некоторые преимущества в преддверии промежуточных выборов. Кроме того, этот визит положительно влияет на популярность Байдена, поскольку демонстрирует то, что американские агенты и вассалы в регионе поддерживают его. Особенно это заметно в вопросе энергоносителей Саудовской Аравии и стран Персидского залива, что, конечно же, считается достижением накануне промежуточных выборов. Это подтверждается следующими новостями:
а) Белый дом заявил, что президент США Джо Байден хочет использовать свой визит на Ближний Восток, который начинается в среду, для усиления роли США в регионе, приобретающем всё большее стратегическое значение. Советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан на пресс-конференции в Белом доме в понедельник представил цели этого визита. Это первое подобное турне Байдена за время его президентства. В ходе этой поездки он планирует посетить «Израиль», Палестину, а затем — Саудовскую Аравию, где он встретится с лидерами Совета сотрудничества стран Персидского залива, а также Египта, Иордании и Ирака. Что касается вопроса о нормализации отношений, Салливан упомянул о желании администрации США укрепить то, что он назвал «курсом улучшения отношений между «Израилем» и арабскими странами», заявив, что любая «нормализация положительна».
Байден призвал страны Персидского залива увеличить добычу нефти на фоне высоких цен, которые превышают отметку в 100 долларов за баррель, что способствовало ускорению темпов инфляции особенно в свете глобальной озабоченности по поводу энергетической и продовольственной безопасности, а также продолжения войны России против Украины («Al Jazeera», 11.07.2022).
б) Президент США Джо Байден сказал, что на следующей неделе отправится на Ближний Восток, чтобы начать там новую и более многообещающую главу участия Америки. Как отмечается в статье журнала «The Washington Post», «президент США заявил, что встреча лидеров региона в Джидде, Саудовская Аравия, станет показателем того, что более стабильный Ближний Восток возможен». Байден отметил, что он станет первым американским президентом, который отправится из «Израиля» в Джидду. Что касается отношений с «Израилем», то Байден заявил о беспрецедентной поддержке еврейского образования, передав крупнейший пакет поддержки Тель-Авиву в истории, оцениваемый более чем в 4 миллиарда долларов («Al Jazeera», 10.07.2022).
в) Официальный представитель Госдепартамента США Нед Прайс заявил сегодня, во вторник, что Иран в последние недели и месяцы неоднократно выдвигал требования, выходящие за рамки ядерного соглашения 2015 года, добавив, что новые требования указывают на отсутствие серьёзности со стороны Тегерана. На прошлой неделе в Дохе непрямые переговоры между Тегераном и Вашингтоном, направленные на выход из тупика в вопросе о том, как спасти ядерную сделку, закончились без ожидаемого прогресса. Прайс заявил, что в настоящее время не планируется никаких дальнейших переговоров с Ираном, сообщает «Reuters» («Asharq Al-Awsat», 05.07.2022).
д) Президент США Джо Байден и Демократическая партия по мере приближения промежуточных выборов в Конгресс столкнулись с несколькими вызовами, которые возникли после последовательных кризисов, поразивших американскую администрацию. Она почти 3 месяца не могла убедить Россию в необходимости остановить войну на территории Украины, несмотря на ряд последовательных экономических санкций, введённых ею против Москвы. Это сопровождалось глобальным ростом показателей инфляции и перебоями в поставках энергоносителей, что побудило Федеральную резервную систему США повысить процентную ставку на 0,5%, что стало самым большим увеличением за последние 22 года. По мнению аналитиков и американских СМИ, промежуточные выборы — это референдум, который определит успех или провал президентства Байдена в первые два года его правления («Youm7», 05.05.2022).
Как мы сказали выше, визит Байдена в регион именно в это время связан с промежуточными выборами в США. Цель заключается в том, чтобы помочь своей партии на этих выборах, даже если Байден пытается скрыть это за другими целями.
III. Вывод
1 — Так называемые «великие державы» имеют проблемы, которые иногда приводят к острым конфликтам между их партиями и другими компонентами. Но, как это происходит (и довольно часто), они находят решение в наших странах и за наш счёт. Байден посещает Ближний Восток, начиная свой визит с врага мусульман — еврейского образования, которое оккупировало земли Палестины, а затем отправляется в Саудовскую Аравию, где его радушно принимают наши правители. Байден гордится, заявляя, что «он станет первым американским президентом, который отправится из «Израиля» в Джидду, анонсируя беспрецедентную поддержку еврейского образования». Впрочем, правителям Саудовской Аравии совсем не стыдно. Затем Байден встречается с правителями стран Персидского залива, чтобы обсудить увеличение производства энергии для снижения инфляции в Америке. Затем он встречается с правителями Египта, Ирака и Иордании, чтобы обсудить нормализацию отношений с еврейским образованием, заявляя, что любая «нормализация положительна». Байден хочет, чтобы они вместо объявления джихада оккупанту вступили в нормализацию отношений с ним. И после всего этого правители мусульман стоя аплодируют Байдену, нисколько не страшась Аллаха, Его Посланника ﷺ и мусульман, вместо того, чтобы относиться к еврейскому образованию и Америке так, как того требует Коран:
هُمُ ٱلۡعَدُوُّ فَٱحۡذَرۡهُمۡۚ قَٰتَلَهُمُ ٱللَّهُۖ أَنَّىٰ يُؤۡفَكُونَ ٤
«Они являются врагами — остерегайся же их. Да погубит их Аллах! До чего же они отвращены от истины!» (63:4).
Вместо этого правители мусульман подчиняются им и вступают в нормализацию.
2 — Что касается последней части вопроса: может ли Иран стать ядерной державой? Ответ будет таким: да, может, если не будет координировать свою внешнюю политику с Соединёнными Штатами. И вообще, Иран может стать сильной державой. Однако то, что он вращается в орбите американской политики, не позволяет ему стать полностью независимой силой. Иран продолжает это делать, потому что правящая элита по-прежнему привязана к американской политике и никак не отделима от неё. Вместо того, чтобы самому контролировать ядерное соглашение, Иран увязал его с переговорами в Вене, то есть находится в ожидании одобрения Америки. Пресс-секретарь министра иностранных дел Ирана Саид Хатибзаде заявил на пресс-конференции: «Если завтра в Вене будет заключено соглашение, то все действия Ирана могут быть технически обратимы» («independentarabia», 13.06.2022). Поэтому коренные изменения в Иране маловероятны, если только внутренние и внешние дела не станут управляться Исламом, после чего Иран полностью и необратимо разорвёт свои отношения с Америкой. Мы исключаем то, что нынешние правители могут сделать это, но в то же время цитируем аят:
قَالُواْ مَعۡذِرَةً إِلَىٰ رَبِّكُمۡ وَلَعَلَّهُمۡ يَتَّقُونَ
«Они сказали: «Чтобы оправдаться перед вашим Господом. Быть может, они устрашатся» (7:164).
15 Зуль-хиджа 1443 г.х.
14.07.2022 г.