Новость:
Королевская комиссия по делам Священного города Мекки и святых мест запустила кампанию «Очисти мой дом», направленную на повышение осведомлённости о святости Мекки, укрепление взаимопомощи в обществе и формирование чувства личной ответственности. Кампания подчёркивает, что чистота является неотъемлемой частью веры и святости этого места. В её рамках также продвигаются устойчивые экологические практики, такие как бережное отношение к воде и энергии, с акцентом на их значимость для поддержания экологического баланса.
Кампания стимулирует общество к участию в делах, связанных со святостью города. Цель Королевской комиссии — повысить качество жизни, сделать Священный город уникальным и особенным для его жителей и гостей, а также улучшить уровень услуг, предоставляемых паломникам и посетителям святых мест.
Комментарий:
Проведение работы по повышению осведомлённости людей о важности чистоты как личной, так и чистоты окружающей среды, соблюдения порядка, выбрасывания мусора в предназначенные для этого места, а также экономного использования воды и энергии — безусловно, похвальное дело. Священный Коран, ниспосланный Пророку Мухаммаду ﷺ, затрагивает вопрос чистоты и очищения широко и многогранно, охватывая различные аспекты жизни. Среди них: очищение семьи Пророка ﷺ от грехов, предостережение от половой близости с женщиной во время её очищения (менструации) а также вопросы, касающиеся омовения, даже если человек стоит под дождём. Коран также говорит о нечистоте сердец тех, кто отказался от истины, прибег к лжи и искажению слов. В частности, это касается евреев и лицемеров. Кроме того, упоминается обязанность уплаты закята, который служит очищением и путём к принятию покаяния, и необходимость поддерживать чистоту одежды, что включает её стирку и избегание греховных деяний.
Что касается аятов, связанных с очищением Запретной Мечети пророком Ибрахимом (а.с.), в сурах «Хадж» и «Аль-Бакара» Всевышний Аллах говорит:
وَإِذْ بَوَّأْنَا لِإِبْرَاهِيمَ مَكَانَ الْبَيْتِ أَن لَّا تُشْرِكْ بِي شَيْئاً وَطَهِّرْ بَيْتِيَ لِلطَّائِفِينَ وَالْقَائِمِينَ وَالرُّكَّعِ السُّجُودِ
«Вот Мы указали Ибрахиму (Аврааму) на место Дома (Каабы): «Ничего не приобщай ко Мне в сотоварищи и очищай Мой Дом (Каабу) для тех, кто совершает обход, выстаивает намазы, кланяется и падает ниц» (22:26).
وَإِذْ جَعَلْنَا الْبَيْتَ مَثَابَةً لِّلنَّاسِ وَأَمْناً وَاتَّخِذُوا مِن مَّقَامِ إِبْرَاهِيمَ مُصَلًّى وَعَهِدْنَا إِلَى إِبْرَاهِيمَ وَإِسْمَاعِيلَ أَن طَهِّرَا بَيْتِيَ لِلطَّائِفِينَ وَالْعَاكِفِينَ وَالرُّكَّعِ السُّجُودِ
«Вот Мы сделали Дом (Каабу) пристанищем для людей и безопасным местом. Сделайте же место Ибрахима (Авраама) местом моления. Мы повелели Ибрахиму (Аврааму) и Исмаилу (Измаилу) очистить Мой Дом (Каабу) для совершающих обход, пребывающих, кланяющихся и падающих ниц» (2:125).
Аяты в этих двух сурах связывают обряд паломничества и очищение Каабы со следующими моментами:
Искренность в поклонении Аллаху и избегание многобожия — ключевые принципы Ислама, подчёркивающие необходимость очищения от идолопоклонства.
Важность ежегодного призыва людей со всего мира к совершению хаджа и обрядов в подчинении Аллаху, включая обход Каабы, и противостояние тем, кто препятствует этому.
Призывается избегать лживых речей, быть приверженными истине Ислама и его утверждениям.
Способность к руководству, будь то пророчеству или власти, что не может находиться в руках тиранов.
Безопасность и благополучие тесно связаны с верой в Аллаха и в Судный День, а также с заботой тех, кто стремится к их обеспечению.
Принесение жертвы ради Аллаха, строительство Каабы, формирование Исламской Уммы, общины покаяния и веры в последнее Писание, ниспосланное нашему господину Мухаммаду ﷺ и следование ему до самой смерти. Также подчёркивается, что послание Мухаммада ﷺ — это религия Ибрахима (а.с.), в отличие от других религий и верований, искажённых с течением времени.
Также к этой теме можно отнести следующие слова Всевышнего Аллаха:
وَإِذْ قَالَ إِبْرَاهِيمُ رَبِّ اجْعَلْ هَذَا الْبَلَدَ آمِناً وَاجْنُبْنِي وَبَنِيَّ أَن نَّعْبُدَ الْأَصْنَامَ * رَبِّ إِنَّهُنَّ أَضْلَلْنَ كَثِيراً مِّنَ النَّاسِ فَمَن تَبِعَنِي فَإِنَّهُ مِنِّي وَمَنْ عَصَانِي فَإِنَّكَ غَفُورٌ رَّحِيمٌ
«Вот Ибрахим (Авраам) сказал: «Господи! Сделай этот город безопасным и убереги меня и моих сыновей от поклонения идолам. Господи! Воистину, они ввели в заблуждение многих людей. Тот, кто последует за мной, относится ко мне. А если кто ослушается меня, то ведь Ты — Прощающий, Милосердный» (14:35,36).
Хотелось бы, чтобы эта комиссия, каким бы ни было её название, добавила к своим задачам, связанным с необходимостью поддержания чистоты в Запретной Мечети и экономией воды и энергии, ещё одну задачу — реализацию вышеупомянутых смыслов в сурах «Аль-Хадж», «Аль-Бакара» и «Ибрахим». В частности, это касается недопустимости присвоения правителями богатств Уммы, а также очищения Священного города не только от загрязнения, но и также от духовной скверны. Священный город должен быть местом, свободным от поступков, неугодных Аллаху, и никто не должен осквернять его своими грехами. Не должно присутствовать подчинение творениям в ослушании Творца, даже если это представители дома Аль-Сауд. Там не должно быть идолов, даже если они воплощены в людях, а не в камне.
В Священном городе не должны распространяться пороки и грехи под предлогом развлечений. Не допустимо молчать об истине перед лицом несправедливых из страха перед арестом или обвинением в «разжигании смуты», ведь истинная смута — это молчание о несправедливости и притеснениях. Такое молчание лишь придаёт смелости неверующим, которые открыто распространяют порочность и призывают к своему образу жизни. Смута — это оставлять тех, кто не соблюдает границы, установленные Аллахом, и позволение им управлять людьми, стремясь вычеркнуть из жизни общества значение следующего аята:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِنَّمَا الْمُشْرِكُونَ نَجَسٌ فَلَا يَقْرَبُوا الْمَسْجِدَ الْحَرَامَ بَعْدَ عَامِهِمْ هَذَا وَإِنْ خِفْتُمْ عَيْلَةً فَسَوْفَ يُغْنِيكُمُ اللَّهُ مِن فَضْلِهِ إِن شَاءَ إِنَّ اللَّهَ عَلِيمٌ حَكِيمٌ
«О те, которые уверовали! Воистину, многобожники являются нечистыми. И пусть они после этого года не приближаются к Заповедной мечети. Если же вы боитесь бедности, то Аллах обеспечит вас богатством из Своей милости, если пожелает. Воистину, Аллах — Знающий, Мудрый» (9:28).
Если оставить это дело полностью на усмотрение правителей из семьи Аль-Сауд, без вмешательства Исламской Уммы, они могли бы попытаться уничтожить всё, что Аллах ниспослал Своему Посланнику ﷺ, включая смыслы и законы, связанные с данным аятом, который требует защиты установленных границ Аллаха. Истина в том, что правители из семьи Аль-Сауд наносят значительный вред Исламской Умме и пренебрегают границами, установленными Аллахом. Их положение напоминает описание тех, о ком Всевышний Аллах сказал:
الْأَعْرَابُ أَشَدُّ كُفْراً وَنِفَاقاً وَأَجْدَرُ أَلَّا يَعْلَمُوا حُدُودَ مَا أَنزَلَ اللهُ عَلَى رَسُولِهِ وَاللهُ عَلِيمٌ حَكِيمٌ
«Бедуины оказываются самыми упорными в неверии и лицемерии. Они больше других не признают ограничений, которые Аллах ниспослал Своему Посланнику. Воистину, Аллах — Знающий, Мудрый» (9:97).
Было бы лучше, если бы правители из семьи Аль-Сауд и им подобные были изолированы вдали от Исламской Уммы и её дел, не говоря уже о праве на руководство ею, поскольку Умма уже достаточно настрадалась от их действий.
Хотелось бы, чтобы эта комиссия взяла на себя задачу следовать аятам, упомянутым в суре «Ибрахим», призывая людей к следованию за истинными лидерами, которые представляют путь исламского призыва и пророков (а.с.), как это было прежде, следуя примеру Посланника Аллаха ﷺ. Комиссия должна призывать к идее единой Исламской Уммы и отвергать всё, что ей противоречит, включая правителей из семьи Аль-Сауд и политику «саудизации», ведь они ввели многих в заблуждение, особенно в вопросах дозволенного и запретного. Они превратили добро в зло, а зло в добро так, что законы устанавливаются не Аллахом, а под разными предлогами: то в виде повиновения правителю, то в рамках «Видения 2030» или от лица «новатора, вдохновлённого свыше». Комиссия должна воздерживаться от лжесвидетельства и не поддерживать притеснителей. В то же время её основная задача — поддерживать чистоту в Запретной Мечети и за её пределами — остаётся важной и похвальной. Главное, чтобы вся эта работа выполнялась исключительно ради довольства Всевышнего Аллаха, у которого нет сотоварищей.
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
لَتَتَّبِعُنَّ سَنَنَ مَنْ قَبْلَكُم شِبْرًا بشبْر، وذراعًا بذراع، حتَّى لو سَلَكُوا جُحْر ضَبٍّ لَسَلَكْتُمُوهُ قلنا: يا رسول الله؛ اليهودُ والنَّصارى؟ قال النَّبيُّ: «فَمَن؟!
«Вы последуете по пути тех, кто был до вас пядь за пядью, локоть за локтем, вплоть до того, что если они войдут в нору ящерицы, вы последуете за ними». Мы спросили: О, посланник Аллаха, (ты имеешь в виду) евреев и христиан?» Он ответил: «А кто ещё?» (Бухари, Муслим).
Специально для радио Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Низар Джамаль
30 Раби ас-Сани 1446 г.х.
2 ноября 2024 г.