Пятая тема: Разделяй и властвуй
Запад начал использовать свои скрытые методы, поощряя сепаратистские движения внутри Исламского Государства и разжигая распри между турками и арабами. Он содействовал образованию националистических движений и помогал созданию турецких и арабских политических партий, таких как «Младотурки», «Единение и прогресс», «Арабская партия независимости», «Партия договора» и т.д.
Самым опасным для Халифата было создание партии «Единение и прогресс», которая изначально была основана в Париже руками молодых турок, пропитанных французскими идеями и внимательно изучивших Великую французскую революцию. Вначале партия была создана как подпольное общество под руководством влиятельной личности Ахмеда Ризы-бея, целью которого было перенесение западной идеологии в Турцию. Его общество имело филиалы в Берлине, Салониках и Стамбуле.
Центром движения «Единение и прогресс» был Париж, его члены придерживались крайних убеждений, а его пропаганда — сильной. У организации была своя газета под названием «Новости», которая завозилась контрабандой из Европы в Стамбул, где за её тайную раздачу отвечала группа турок. Таким же способом раздавались политические бюллетени. Члены общества получали поддержку от итальянской «Великой масонской ложи», действующей в Салониках, и от других масонских лож, члены которых присоединились к партии «Единение и прогресс» и «Младотурки». Они продолжали свою тайную деятельность до 1908 года, когда совершили переворот и захватили власть. Тогда их силы проявились, а Европа показала своё довольство происходящими событиями.
Данное движение получило власть над Османским государством и стало правящей партией, которая считала, что Ислам устарел и что будет правильным принять западную идею и культуру. Также она считала сохранение турецкого национализма одним из главных задач и впоследствии стала превозносить турецкий народ над другими исламскими народами.
Так начался распад Османского Халифата, потому что связь на основе национализма разрушает единство народов и сеет среди них вражду, ненависть и войны. Изначально члены организации внушали мысль, что их общество основано на благо всех подданных Османского государства, и что для них нет разницы между турком, арабом, албанцем и черкесом. Однако после получения власти они запретили арабам находиться в организации, которая стала исключительно турецкой. Так появилась нетерпимость к арабам, которые подвергались дискриминации; в частности, у них было отнято и передано туркам министерство вакфов, как все посты во внутренней и внешней политике. В качестве валиев в арабские страны были умышленно отправлены турки, которые не знают арабского языка и которые ограничили арабский язык исключительно изучением Корана, а турецкий язык стал официальным языком Османского государства. Впоследствии люди стали изучать арабскую грамматику (сарф и нахв) на турецком языке.
С другой стороны, англичане и французы проникли в среду арабов, распространяя среди них идею национализма. При этом европейцы активизировали свои посольства, чтобы наладить контакты с арабами, и способствовали созыву Конференции арабской молодёжи 18 июня 1913 года в Париже. С этого началось присоединение арабских националистов к Англии и Франции против Османского государства.
В ответ на эту конференцию члены партии «Единение и прогресс» основали движение «Турецкие очаги», целью которого было уничтожение Ислама. В различных вилаятах Османского государства начался процесс отуречивания путём распространения турецкого языка и поощрения публикаций книг на турецком языке. Помимо Стамбула, турецкие газеты и журналы распространялись в Ираке и Шаме, количество которых в промежутке с 1895 до 1907 года достигло сорока.
Итогом всего этого стало то, что валии Османского государства отвернулись от Ислама и стали руководствоваться национализмом и патриотизмом, призывая людей объединиться на основе того, что они являются арабами или турками.
Специально для Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Рина Мустафа
20 Джумада аль-уля 1438 г.х.
17.02.2017 г.