Четвёртая тема: Удары по слабым местам Халифата
В своей миссионерской деятельности на исламской территории Запад опирался на выискивание слабых мест, чтобы погрузить мусульман в межэтнические и конфессиональные розни и таким образом создать предлог для вмешательства западных стран в дела Исламского Государства, как это произошло во время междоусобиц в Ливане и Шаме в 1840, 1860, 1958 и 1975 годах. Востоковеды и миссионеры сосредоточили все свои усилия на запуск проекта под названием «проблемы меньшинств», чтобы в дальнейшем европейские страны выступали как защитники этих самых меньшинств; особенно это касалось христиан. Они достигли этой цели при помощи договоров между Османским государством и Францией в XVI веке, носивших название «Капитуляции Османской империи», согласно которым христиане Европы получили в Халифате привилегии и беспрепятственно осуществляли там свои проекты. В дальнейшем эти договоры относились ко всем католикам, включая христиан-маронитов Ливана. Также и Британия пыталась влиять на христиан, образовав дружеские отношения с друзами в Ливане и Сирии, а также с иудеями в Палестине путём открытия школ и университетов, которые распространяли её идеи среди населения.
Большое количество людей из этих меньшинств бросилось в объятия Запада, приняло его традиции, пропиталось его просвещением, проповедовало его идеи, изучало западные языки и даже осуществляло его проекты и защищало его интересы во многих регионах Исламского Государства.
По этим причинам миссионерская деятельность приняла другую окраску. Помимо открытия школ, миссионерских центров, типографий и лечебниц они начали проводить политическую деятельность, особенно — в Бейруте и Стамбуле, которые уже стали центрами для ведения атак против Исламского Государства путём создания там различных обществ.
В 1847 году в Бейруте американские миссионеры учредили «Общество искусств и наук», членами которого были английские агенты Насиф аль-Язиджи и Бутрус Бустани из числа христиан Ливана, а также Илия Смит и Корнелиус ван Дайк — американцы. Однако за два года своей деятельности по всему Шаму это «общество» смогло набрать лишь 50 новых членов из числа христиан. Цели этого общества сначала были скрыты, но спустя некоторое время они начали открыто пропагандировать западное просвещение по методу миссионеров под видом распространения науки. Однако это общество не достигло ощутимых результатов, кроме того, что пробудило желание у других миссионеров создавать такие же общества, и оно было закрыто спустя пять лет после своего учреждения.
Так продолжалось до 1857 года, когда образовалось «Сирийское научное общество» с новой арабской окраской, поскольку все его основатели были арабами, среди которых можно выделить Мухаммада Арслана из числа друзов, Мухаммада Джамиля Байхума из числа мусульман, Ибрахима аль-Язиджи и сына Бутруса Бустани (с аналогичным именем) — из числа христиан. Целью общества было объединение всех упомянутых конфессий, чтобы пробудить среди них арабский национализм, не говоря уже о скрытых целях — миссионерстве под видом распространения науки с дальнейшей колонизацией арабских стран, что очевидно прослеживалось в пропаганде западного просвещения и культуры.
В 1875 году в Бейруте было основано «Тайное общество», которое работало как политическая партия, основанная на идее арабского национализма. Это — первая политическая партия в исламском мире, призывающая к арабскому национализму и отделению религии от государства и возбуждающая вражду к Османскому Халифату, который они назвали «Турецким государством», а также отвращающая мусульман от исламской акъыды. Она обвинила Турцию в том, что та отняла Халифат у арабов, которые более близки к исламской религии. И это происходило несмотря на то, что члены этого общества были христианами, ненавидящими Ислам!
Изучающий историю этих движений и обществ заметит, что они были основаны и управлялись Западом. Таким образом, европейские страны добились в Бейруте европеизации людей и идей в различных слоях общества, начиная с женщин, детей и студентов и заканчивая стариками, как это произошло в 1907 году, когда в странах Шама появилась миссионерская организация, специализирующаяся исключительно на престарелых людях.
Факты показывают, что большинство бедствий, которые обрушились на страны исламского мира, пришли из-за миссионеров и их учеников. Что касается миссионерского центра в Стамбуле и его работы по ослаблению Османского Халифата, то мы вернёмся к этому в следующей теме.
Специально для Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Рина Мустафа
20 Джумада аль-уля 1438 г.х.
17.02.2017 г.