Для правильного воспитания ребёнка необходимо равномерно сформировать в нём все ценности, чтобы одна не подавляла другую и чтобы все они присутствовали в ребёнке одновременно.
1 — Духовная ценность. Её формируют в ребёнке с самого детства, связывая его действия с исламской акъыдой и законами Шариата, такими как законы ибадата, нравственности, одежды, еды и отношений с другими людьми.
— Любовь к азану и икъамату. После рождения ребёнка в его правое ухо произносится азан, а в левое — икъамат. Сообщается от Хусейна ибн Али, от Пророка ﷺ:
مَنْ وُلِدَ لَهُ مَوْلُودٌ، فَأَذَّنَ فِي أُذُنِهِ الْيُمْنَى، وَأَقَامَ فِي أُذُنِهِ الْيُسْرَى، لَمْ يَضُرَّهُ أُمُّ الصِّبْيَانِ
«Если у человека родился ребёнок, и он произнёс азан ему в правое ухо, а икъамат — в левое, то ему не причинит вреда джинн по имени Умм Сыбьян» (Ибн Сунни, аль-Байхакы, Абу Яйла).
— Обучение ребёнка чтению дуа перед едой, питьём и справлением нужды.
— Обучение аятам из Корана, пока он не начал совершать намаз в семь лет, так как Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مُرُوا أَبْنَاءَكُمْ بِالصَّلَاةِ لِسَبْعِ سِنِينَ، وَاضْرِبُوهُمْ عَلَيْهَا لِعَشْرِ سِنِينَ، وَفَرِّقُوا بَيْنَهُمْ فِي الْمَضَاجِعِ
«Приказывайте своим детям совершать намаз с семи лет, начинайте побивать их, если они к десяти годам все ещё не совершают намаз, и отделяйте их ложе» (Ахмад).
Родители должны выбрать самые лучшие способы того, как научить детей намазу и посту с раннего возраста, потому что эти обряды поклонения нуждаются в подготовке с самого детства. Сподвижники (р.а.) приучали своих детей посту, а если ребёнок плакал из-за голода, то давали им игрушки, чтобы отвлечь от еды.
— Рассказы детям о Сире Пророка ﷺ и его качествах. Сподвижник Саад ибн Абу Ваккас (р.а.) говорил: «Мы обучали наших детей Сире Посланника ﷺ и истории его военных походов подобно тому, как обучали их Корану».
— Необходимо, чтобы дети боялись Аллаха, зная, что Он наблюдает за всеми их действиями, и тем самым они стали бы подчиняться Его приказам и отдаляться от Его запретов.
2 — Гуманная ценность. Аллах вложил в каждого человека инстинкт продолжения рода. Эта характерная черта побуждает человека сохранить человеческий род, а к проявлениям этого инстинкта относятся отцовская и материнская любовь. Если бы этих качеств у нас не было, то человеческий род исчез бы, родители не были бы терпеливыми в заботе о своих детях, не обеспечивали бы их, не воспитывали и не оберегали бы их от болезней и проблем. Всевышний Аллах говорит:
الْمَالُ وَالْبَنُونَ زِينَةُ الْحَيَاةِ الدُّنْيَا
«Богатство и сыновья — украшение мирской жизни» (18:46),
وَالَّذِينَ يَقُولُونَ رَبَّنَا هَبْ لَنَا مِنْ أَزْوَاجِنَا وَذُرِّيَّاتِنَا قُرَّةَ أَعْيُنٍ وَاجْعَلْنَا لِلْمُتَّقِينَ إِمَامًا
«Они говорят: «Господь наш! Даруй нам отраду глаз в наших супругах и потомках и сделай нас образцом для богобоязненных»» (25:74).
Взамен на родительскую любовь, которая оберегает детей и помогает им в жизни, Аллах требует от детей так же любить своих родителей, знать их права, уважать, совершать благодеяния, слушаться и ухаживать за ними в старости. Всевышний Аллах говорит:
وَقَضَى رَبُّكَ أَلاَّ تَعْبُدُواْ إِلاَّ إِيَّاهُ وَبِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَانًا إِمَّا يَبْلُغَنَّ عِندَكَ الْكِبَرَ أَحَدُهُمَا أَوْ كِلاَهُمَا فَلاَ تَقُل لَّهُمَآ أُفٍّ وَلاَ تَنْهَرْهُمَا وَقُل لَّهُمَا قَوْلاً كَرِيمًا * وَاخْفِضْ لَهُمَا جَنَاحَ الذُّلِّ مِنَ الرَّحْمَةِ وَقُل رَّبِّ ارْحَمْهُمَا كَمَا رَبَّيَانِي صَغِيرًا
«Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Уф!», — не кричи на них и обращайся к ним почтительно. Преклоняй пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: «Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребёнком»» (17:23,24).
Также к гуманной ценности относится благодеяние в отношении соседей, друзей, родственников и всех людей и взаимопомощь с ними в нуждах. Посланник Аллаха ﷺ сказал:
وَاللَّهُ فِي عَوْنِ الْعَبْدِ مَا كَانَ الْعَبْدُ فِي عَوْنِ أَخِيهِ
«Аллах будет оказывать помощь (Своему) рабу, пока сам раб оказывает её своему брату» (Муслим).
3 — Моральная ценность. Нравственность — неотъемлемое и врождённое качество человека, поэтому необходимо с самого детства воспитывать в ребёнке честность, верность, правдивость, исполнение обещаний и очищение языка от оскорблений и непристойностей. Ребёнок должен воспитываться вдали от подлостей и всего, что противоречит мужеству. Он должен учиться контролировать себя и свои чувства, разделять чувствительное и мыслительное восприятие. Например, если кто-либо оскорбил его, он не должен в тот час же отвечать и мстить, наоборот, должен хранить спокойствие и овладеть собой, чтобы им не овладела злоба. Сообщается от Абу Хурайры (р.а.), что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
لَيْسَ الشَّدِيدُ بِالصُّرَعَةِ، إِنَّمَا الشَّدِيدُ الَّذِي يَمْلِكُ نَفْسَهُ عِنْدَ الْغَضَبِ
«Силён не тот, кто победит другого, а силён тот, кто овладеет собой в гневе» (Бухари, Муслим).
Воспитатель должен быть примером для своих детей — не лгать им, чтобы успокоить, когда они плачут и гневаются, или чтобы побудить к чему-либо, потому что ребёнок станет замечать ложь и брать пример с родителей. Сообщается, что Абдуллах ибн Амир ибн Рабиа (р.а.) сказал: «Однажды, когда я был ещё ребёнком, к нам домой пришёл Посланник Аллаха ﷺ, а я убежал играть. Тогда мать позвала меня: «О Абдуллах! Подойди сюда! Я тебе кое-что дам!». Посланник Аллаха ﷺ сказал ей: «Что ты ему хотела дать?». Она ответила: «Финик». Он сказал ей: «Если ты не сделаешь это, то на тебе будет ложь»».
Стоит учесть, что люди различаются в определении приоритета одной ценности над другой. Бывают случаи, когда времени достаточно только для того, чтобы охватить лишь одну ценность, и приходится оставлять другую. В таких случаях неправильно оставлять выбор на человеческий разум, потому что он подвергается воздействию той среды, в которой живёт. К тому же человек ограничен в своих возможностях и нуждается в помощи Аллаха. Таким образом, он должен обращаться с этой проблемой к Исламу, который ниспослан Аллахом, Знающим, что лучше выбрать человеку.
أَلَا يَعْلَمُ مَنْ خَلَقَ وَهُوَ اللَّطِيفُ الْخَبِيرُ
«Неужели этого не будет знать Тот, Кто сотворил, если Он — Проницательный, Сведущий?» (67:14).
В таких случаях Ислам не установил твёрдого правила. Иногда он требует предпочесть гуманную ценность над духовной. Например, когда мать совершает намаз и замечает, что её ребёнок приблизился к чему-либо опасному, то ей нужно немедленно отдалить ребёнка от опасности, а затем продолжить совершение намаза.
Иногда Ислам предпочитает материальную ценность над духовной. Сообщается, что Умар ибн аль-Хаттаб проходил мимо группы людей, совершающих намаз в мечети, в то время как все уже разошлись по своим делам, и спросил: «Кто вы?». Они ответили: «Мы — уповающие на Аллаха». Тогда Умар начал бить их палкой и сказал: «Бездельники! Вы надеетесь, что золото и серебро упадёт с небес?!».
Однако в большинстве случаев духовная ценность предпочтительнее материальной. Всевышний Аллах говорит:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا نُودِي لِلصَّلَاةِ مِن يَوْمِ الْجُمُعَةِ فَاسْعَوْا إِلَى ذِكْرِ اللَّهِ وَذَرُوا الْبَيْعَ ذَلِكُمْ خَيْرٌ لَّكُمْ إِن كُنتُمْ تَعْلَمُونَ
«О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали» (62:9).
Так же духовная ценность предпочитается над гуманной ценностью. Всевышний Аллах говорит:
قُلْ إِن كَانَ آبَاؤُكُمْ وَأَبْنَآؤُكُمْ وَإِخْوَانُكُمْ وَأَزْوَاجُكُمْ وَعَشِيرَتُكُمْ وَأَمْوَالٌ اقْتَرَفْتُمُوهَا وَتِجَارَةٌ تَخْشَوْنَ كَسَادَهَا وَمَسَاكِنُ تَرْضَوْنَهَا أَحَبَّ إِلَيْكُم مِّنَ اللّهِ وَرَسُولِهِ وَجِهَادٍ فِي سَبِيلِهِ فَتَرَبَّصُواْ حَتَّى يَأْتِيَ اللّهُ بِأَمْرِهِ وَاللّهُ لاَ يَهْدِي الْقَوْمَ الْفَاسِقِينَ
«Скажи: «Если ваши отцы, ваши сыновья, ваши братья, ваши супруги, ваши семьи, приобретённое вами имущество, торговля, застоя в которой вы опасаетесь, и жилища, которые вы облюбовали, милее вам, чем Аллах, Его Посланник и борьба на Его пути, то ждите, пока Аллах не придёт со Своим велением. Аллах не наставляет на прямой путь нечестивых людей»» (9:24).
Специально для Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Наджах Сабаттин, Иордания
4 Джумада ас-сани 1438 г.х.
03.03.2017 г.