22
Вс, окт

Главная причина коротких браков — неправильный выбор

Статьи
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Количество разводов, в особенности — такого феномена, как разводов до вступления в полноценную супружескую жизнь, среди молодых семей в Иордании продолжает расти, и главной причиной является неверный выбор супруга, сообщает министерство социального развития.

Так, согласно исследованию д-ра Фаваза ар-Ратруда, официального представителя министерства соцразвития Иордании, ежегодно в среднем 13541 семья разрывает брак ещё до начала совместной жизни, что составляет 42% от общего числа разводов.

Брак является неотъемлемым элементом человеческой жизни и обязан регулироваться нормами Шариата, первая из которых в данной сфере касается правильного выбора супругов: мужчина должен выбирать женщину за её богобоязненность и хороший нрав, аналогично должна делать свой выбор и женщина в отношении будущего мужа. От Абу Хурайры сообщается, что Пророк (с.а.с.) сказал:

تُنْكَحُ الْمَرْأَةُ لِأَرْبَعٍ: لِمَالِهَا، وَلِحَسَبِهَا، وَلِجَمَالِهَا، وَلِدِينِهَا، فَاظْفَرْ بِذَاتِ الدِّينِ تَرِبَتْ يَدَاكَ

«Женщина берётся замуж по четырём качествам: богатству, знатному происхождению, красоте и религиозности. Женись на религиозной и процветай».

Находясь под влиянием неверных устоев, люди предпочитают женщину за её богатство, красоту, происхождение или авторитет, однако шариатский закон настаивает на выборе богобоязненной женщины для брака —поступать так является обязательным. Что же касается выбора по остальным качествам, то они являются рекомендуемыми.

От Абдуллаха ибн Саляма передаётся, что Пророк (с.а.с.) сказал:

خَيْرُ النِّسَاءِ مَنْ تَسُرُّكَ إِذَا أَبْصَرْتَ، وَتُطِيعُكَ إِذَا أَمَرْتَ، وَتَحْفَظُ غَيْبَتَكَ فِي نَفْسِهَا ومَالِكَ

«Лучшая из женщин — это та, которая радует тебя, когда смотришь на неё, повинуется тебе, когда велишь ей, и в твоё отсутствие бережёт себя и твоё имущество».

Пророк (с.а.с.) приказывал:

تَزَوَّجُوا الْوَدُودَ الْوَلُودَ، فَإِنِّي مُكَاثِرٌ الأَنْبِيَاء يَوْمَ الْقِيَامَةِ

«Женитесь на любящей и часто рожающей женщине. Поистине, в Судный День я буду превосходить вами остальных пророков».

«Любящая» (аль-вадуд) — та, которая вызывает любовь своего мужа своим хорошим супружеством, не обременительна, не хмура и не многожалобна, а «часто рожающая» (аль-валюд) — это та, чьи женщины в роду, такие как мать, сёстры и тётки, в своих семьях имеют большое количество детей. Вот два качества, которые необходимо искать в будущей жене.

Ограничиваться же богатством, происхождением или знатностью, полностью отвергая при этом религиозность и хороший нрав, запрещено. Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

لَا تَزَوَّجُوا النِّسَاءَ لِحُسْنِهِنَّ، فَعَسَى حُسْنُهُنَّ أَنْ يُرْدِيَهُنَّ، وَلَا تَزَوَّجُوهُنَّ لِأَمْوَالِهِنَّ، فَعَسَى أَمْوَالُهُنَّ أَنْ تُطْغِيَهُنَّ، وَلَكِنْ تَزَوَّجُوهُنَّ عَلَى الدِّينِ، وَلَأَمَةٌ خَرْمَاءُ سَوْدَاءُ ذَاتُ دِينٍ أَفْضَل

«Не женитесь на женщинах только из-за их красоты — может быть, красота погубит их! Не женитесь из-за их богатства — может быть, богатство выведет их за границы дозволенного. Однако женитесь на них за их религиозность. Темнокожая с отверстием в носу (для кольца) невольница, которая привержена своей религии, лучше».

Так необходимо выбирать жену; и то же относится и к выбору мужа: в нём должны присутствовать богобоязненность и хороший нрав. Пророк (с.а.с.) сказал:

إِذَا جَاءَكُمْ مَنْ تَرْضَوْنَ دِينَهُ وَخُلُقَهُ فَأَنْكِحُوهُ إِلَّا تَفْعَلُوا تَكُنْ فِتْنَةٌ فِي الْأَرْضِ وَفَسَادٌ

«Если к вам пришёл (просить руки вашей подопечной незамужней женщины) тот, чьей приверженностью к религии вы довольны, то выдавайте замуж за него. Иначе, если вы не сделаете этого, будет смута на земле и начнётся массовая растленность» (ат-Тирмизи).

Остальные качества, такие как богатство, красота и т.д., являются второстепенными, предпочтительными. Посланник (с.а.с.) считал растрату мужем имущества и его неспособность содержать жену достаточной причиной, чтобы отказать ему в женитьбе. Плохой нрав, плохое обращение и избиения так же были поводом отказать такому человеку. Как сообщает Фатима бинт Кайс, когда она стала дозволенной для замужества, к ней посватались Муавия ибн Абу Суфьян и Абу Джахм, и она пришла к Пророку (с.а.с.) спросить совета, на что он (с.а.с) сказал:

أَمَّا أَبُو جَهْمٍ فَلَا يَضَعُ عَصَاهُ عَنْ عَاتِقِهِ، وَأَمَّا مُعَاوِيَةُ فَصُعْلُوكٌ لَا مَالَ لَهُ، انْكِحِي أُسَامَةَ بْنَ زَيْدٍ

«Что касается Абу Джахма, то он бьёт женщин, что касается Муавии, то у него нет денег, поэтому выходи замуж за Усаму ибн Зейда» (Муслим).

Ибн Аббас (р.а.) сказал, что жена Сабита ибн Кайса пришла к Пророку (с.а.с.) и сказала: «О Посланник Аллаха, я не жалуюсь ни на нрав, ни на религию Сабита ибн Кайса, однако мне ненавистно неверие (неблагодарность мужу) в Исламе». Он сказал ей:

أَتَرُدِّينَ عَلَيْهِ حَدِيقَتَهُ؟

«Вернёшь ли ты ему его сад (дарованный в качестве махра)?». Она ответила: «Да», — и тогда Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

‏اقْبَلْ الْحَدِيقَةَ وَطَلِّقْهَا تَطْلِيقَةً

«Возьми сад и дай ей окончательный развод» (Бухари).

У Ибн Маджи сообщается, что она попросила развод из-за того, что он был уродлив: «Сабит ибн Кайс был настолько безобразен, что его жена Хабиба бинт Сахль сказала: «Если бы я не страшилась Аллаха, то плюнула бы ему в лицо, когда он впервые уединился со мной».

Таковы некоторые качества, на которые следует уделить внимание тем, кто вступает в супружескую жизнь, для того, чтобы их выбор и брак были здоровыми. Однако сегодня мужчины и женщины, находясь в поисках своих будущих супругов, в последнюю очередь смотрят на богобоязненность и нрав, а в первую — на богатство, красоту и высокое положение, что в итоге приводит к частым разводам.

Наряду с этим, брак является не индивидуальным и личным делом каждого, а социальным взаимоотношением между мужчиной и женщиной, что требует особой системы, которая регулирует данные взаимоотношения и решает возможные проблемы. Этим занимается государство с помощью законов, выведенных из Шариата. Согласно требованию Ислама, в случае развода опека над детьми возлагается на мать, а их содержание — на отца. Если же мать выходит замуж, то обязательство опеки переходит к бабушке со стороны матери, если её нет — к бабушке, тёте, со стороны отца, или к его сестре и т.д. Таким же образом, согласно шариатскому закону о содержании, в случае неспособности отца обязательства возлагаются на дедушку со стороны отца и т.д. Так исполняется закон в исламском государстве. Что же касается сегодняшнего положения, то выполнение ряда шариатских законов оставлено на личное усмотрения каждого, не применяется надлежащим образом или отсутствует вовсе, что служит причиной возникновения проблем, с которыми разведённая женщина не в состоянии справиться — нарушаются её права и права детей; семья мужа отказывается принять их и выполнять обязательства по их содержанию; семья разведённой отказывается принять её с детьми; общество смотрит на неё осуждающе, а некоторые «волки» считают её лёгкой добычей и преследуют; она вынуждена работать, т.к. государственные пособия по уходу за детьми недостаточны и их хватает лишь на несколько дней. Мы острее всего нуждаемся в претворении Шариата нашего Господа для того, чтобы выйти из этого огромного количества социальных проблем, которые обернули жизнь значительной части женщин в страдания.

Специально для радио Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Наджах Сабаттин, Иордания
21 Джумада аль-уля 1436 г.х.
12.03.2015 г.

 

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS