С именем Аллаха — Милостивого и Милосердного
Постящийся в свете Корана и Сунны:
Повеление одобряемого и удерживание от порицаемого занимает особое место в Исламе. На это указывает огромное количество шариатских текстов из Корана и Сунны, а также вознаграждение, уготованное тому, кто совершает это, и ответственность, которую понесёт тот, кто не делает этого, не говоря уже о том, кто повелевает порицаемое и удерживает от одобряемого, подобно лицемерам.
Повеление одобряемого и удерживание от порицаемого было неотъемлемой частью деятельности пророков и посланников, а также это является качеством праведных рабов Аллаха. Всевышний сказал:
كُنتُمۡ خَيۡرَ أُمَّةٍ أُخۡرِجَتۡ لِلنَّاسِ تَأۡمُرُونَ بِٱلۡمَعۡرُوفِ وَتَنۡهَوۡنَ عَنِ ٱلۡمُنكَرِ وَتُؤۡمِنُونَ بِٱللَّهِۗ
«Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха. Если бы люди Писания уверовали, то это было бы лучше для них. Среди них есть верующие, но большинство из них — нечестивцы» (3:110).
Более того, Аллах повелел образовать джамаат, сплочение или партию, задачей которой будет призыв к Исламу, повеление одобряемого и удерживание от порицаемого, и Он назвал их преуспевшими:
وَلۡتَكُن مِّنكُمۡ أُمَّةٞ يَدۡعُونَ إِلَى ٱلۡخَيۡرِ وَيَأۡمُرُونَ بِٱلۡمَعۡرُوفِ وَيَنۡهَوۡنَ عَنِ ٱلۡمُنكَرِۚ وَأُوْلَٰٓئِكَ هُمُ ٱلۡمُفۡلِحُونَ ١٠٤
«Пусть среди вас будет группа людей, которая будет призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное. Именно они окажутся преуспевшими» (3:104).
На основании этого появилась партия Хизб ут-Тахрир, повелевающая одобряемое, запрещающая порицаемое и ведущая деятельность ради установления Исламского Государства, в котором будет претворяться весь Ислам.
Аллах восхваляет верующих мужчин и женщин, приписывая им качество тех, кто приказывает одобряемое и запрещает предосудительное:
وَٱلۡمُؤۡمِنُونَ وَٱلۡمُؤۡمِنَٰتُ بَعۡضُهُمۡ أَوۡلِيَآءُ بَعۡضٖۚ يَأۡمُرُونَ بِٱلۡمَعۡرُوفِ وَيَنۡهَوۡنَ عَنِ ٱلۡمُنكَرِ وَيُقِيمُونَ ٱلصَّلَوٰةَ وَيُؤۡتُونَ ٱلزَّكَوٰةَ وَيُطِيعُونَ ٱللَّهَ وَرَسُولَهُۥٓۚ أُوْلَٰٓئِكَ سَيَرۡحَمُهُمُ ٱللَّهُۗ إِنَّ ٱللَّهَ عَزِيزٌ حَكِيمٞ
«Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу. Они велят совершать одобряемое и запрещают предосудительное, совершают намаз, выплачивают закят, повинуются Аллаху и Его Посланнику. Аллах смилостивится над ними. Воистину, Аллах — Могущественный, Мудрый» (9:71).
И при этом Аллах осуждает лицемеров и лицемерок за то, что они велят совершать предосудительное и запрещают одобряемое:
ٱلۡمُنَٰفِقُونَ وَٱلۡمُنَٰفِقَٰتُ بَعۡضُهُم مِّنۢ بَعۡضٖۚ يَأۡمُرُونَ بِٱلۡمُنكَرِ وَيَنۡهَوۡنَ عَنِ ٱلۡمَعۡرُوفِ وَيَقۡبِضُونَ أَيۡدِيَهُمۡۚ نَسُواْ ٱللَّهَ فَنَسِيَهُمۡۚ إِنَّ ٱلۡمُنَٰفِقِينَ هُمُ ٱلۡفَٰسِقُونَ
«Лицемеры и лицемерки подобны друг другу. Они велят совершать предосудительное, запрещают одобряемое и сжимают свои руки (скупятся делать пожертвования). Они предали забвению Аллаха, и Он предал их забвению. Воистину, лицемеры являются нечестивцами!» (9:67).
Этого поступка достаточно, чтобы считаться нечестивцами.
Воздержание от повеления совершать благое и удержания от предосудительного обречено на суровое наказание от Всевышнего Аллаха и на то, чтобы мольба такого человека была тщетной. От Хузайфы (р.а.) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
وَالَّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ ، لَتَأْمُرُنَّ بِالْمَعْرُوفِ وَلَتَنْهَوُنَّ عَنِ الْمُنْكَرِ ، أَوْ لَيُوشِكَنَّ اللَّهُ أَنْ يَبْعَثَ عَلَيْكُمْ عَذَابًا مِنْ عِنْدِهِ ، ثُمَّ تَدْعُونَهُ فَلا يَسْتَجَابُ لَكُمْ
«Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, вы обязательно должны побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого, а иначе Аллах не замедлит подвергнуть вас Своему наказанию, и потом станете вы взывать к Нему, но не получите ответа!» (ат-Тирмизи).
В марфуъ хадисе, переданном от Джарира (р.а.), говорится:
مَا مِنْ قَوْمٍ يَكُونُ بَيْنَ أظْهُرِهِمْ مَنْ يَعْمَلُ بِالْمَعَاصِي هُمْ أعزُّ مِنْهُ وَأَمْنَعُ لَمْ يُغَيِّرُوا عَلَيْهِ إِلاَّ أَصَابَهُمُ اللهُ عزَّ وَجَلَّ بِعَذَابٍ
«Если среди какого-либо народа будут те, кто совершает грехи при том, что народ будет сильнее их, но не будет запрещать им это, Аллах обязательно пошлёт на них кару» (Ахмад и другие).
Также передаётся марфуъ хадис от Абу Убайды, а ему — от Ибн Масуда, что:
لَمَّا وَقَعَتْ بَنُو اِسْرَائِيل فِي الْمَعَاصِي نَهَتْهُمْ عُلَمَائُهُمْ فَلَمْ يَنْتَهُوا فَجَالَسُوهُمْ في مَجَالِسِهمْ وَوَاكَلُوهُمْ وَشَارَبُوهُمْ فَضَربَ اللهُ قُلُوبَ بَعضِهِمْ بِبعْضٍ, وَلَعَنَهُمْ عَلَى لِسَانِ دَاوُدَ وَعِيسَى ابْنِ مَرْيَمَ ذَلِكَ بِمَا عَصَوْا وَكَانُوا يَعْتَدُونَ وَكَانَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مُتَّكِئاً فَجَلَسَ فَقَالَ: لا والَّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ حَتَّى تَأطِرُوهُمْ عَلَى الحَقِّ أطراً
«Когда сыны Исраиля начали совершать прегрешения, знающие среди них стали запрещать им (поступать так), однако они не прекратили (делать этого, тем не менее, знающие продолжали) встречаться с ними в местах их собраний, есть и пить с ними, и тогда Аллах привёл сердца их к раздорам и проклял их через Давуда и Ису, сына Марйам, за то, что были они непокорны и преступны». И Посланник Аллаха ﷺ, который (лежал), опираясь (на руку), сел и сказал: «Нет, клянусь Тем, в чьей длани душа моя, (не придут дела ваши в порядок) пока не станете вы склонять их к истине!» (Ахмад).
Также сообщается, что однажды Посланника ﷺ спросили о наилучшем джихаде, на что он ﷺ сказал:
كَلِمَةُ حَقِّ عِنْدَ سُلْطانٍ جَائِرٍ
«Это — истинное слово, сказанное в присутствии несправедливого правителя».
Согласно этому хадису и иным текстам слово истины, сказанное несправедливому правителю, считается наилучшим джихадом. А если несправедливый правитель убьёт за это слово, то не побоявшийся сказать истину в Судный День будет находиться в компании господина шахидов — Хамзы.
Дай Аллах всем нам быть наиближайшими рабами Аллаха, соблюдающими пост месяца Рамадан, повелевающими одобряемое, запрещающими порицаемое и ведущими деятельность над установлением Исламского Государства — государства Праведного Халифата по методу пророчества — вместе с Хизб ут-Тахрир.
02.06.2017 г.
7 Рамадана 1438 г.х.