Всевышний Аллах наделил человека разумом, таким образом выделив его среди остальных Своих творений. Затем Всевышний приказал ему использовать этот разум для размышления о Вселенной и обо всём, что в ней, дабы прийти к познанию Его существования, к поклонению и подчинению только Ему Одному:
أَفَلَا يَنظُرُونَ إِلَى ٱلۡإِبِلِ كَيۡفَ خُلِقَتۡ ١٧ وَإِلَى ٱلسَّمَآءِ كَيۡفَ رُفِعَتۡ ١٨ وَإِلَى ٱلۡجِبَالِ كَيۡفَ نُصِبَتۡ ١٩ وَإِلَى ٱلۡأَرۡضِ كَيۡفَ سُطِحَتۡ
«Неужели они не видят, как созданы верблюды, как вознесено небо, как водружены горы, как распростёрта земля?» (88:17–20).
Поэтому человек не должен проявлять небрежность в отношении разума. Он должен использовать его для познания своего Господа, достичь понимания того, что только Он Один достоин поклонения и что нет у Него сотоварища, предаться Его воле и руководствоваться Его законами. Всё это необходимо для того, чтобы не сбиться с истины и не оказаться несчастным. Оставляя разум без должного применения, человеком двигает исключительно его животная природа — инстинкты и органические потребности, прихоти. В результате человек скатывается до уровня животных, занятием которых является лишь удовлетворение потребностей желудка, сна и размножения.
Точнее будет сказать, когда происходит руководство не разумом и не законами Создателя, человек может опуститься уровнем ниже животного мира, ведь животные в отличие от человека живут в соответствии с установленным Всевышним для них порядком. Аллах создал человека, всё соразмерил и почтил его, сделал его наместником на земле (халифом). Он создал его для того, чтобы тот поклонялся только Ему Одному, дабы религия целиком было посвящена Аллаху и не существовало на земле того, кому поклоняются помимо Аллаха. Так где тот человек, о ком идёт речь? Исполнил ли он своё обязательство, возложенное на него? Ту ответственность, нести которую испугались и отказались горы и небеса? Сказал Аллах:
إِنَّا عَرَضۡنَا ٱلۡأَمَانَةَ عَلَى ٱلسَّمَٰوَٰتِ وَٱلۡأَرۡضِ وَٱلۡجِبَالِ فَأَبَيۡنَ أَن يَحۡمِلۡنَهَا وَأَشۡفَقۡنَ مِنۡهَا وَحَمَلَهَا ٱلۡإِنسَٰنُۖ إِنَّهُۥ كَانَ ظَلُومٗا جَهُولٗا
«Мы предложили небесам, земле и горам взять на себя ответственность, но они отказались нести её и испугались этого, а человек взялся нести её. Воистину, он является несправедливым и невежественным» (33:72).
Где несение той миссии, которую Аллах возложил на человека? Исполнил ли человек её сам, стремился ли к тому, чтобы и остальные люди несли её?
Мы видим, что:
— Умма находится в унижении;
— человек высокомерен, не понимая, какому пути ему следовать;
— человеком руководят его инстинкты и органические потребности, он изнурён от постоянного следования своим прихотям;
— человек, живя в порочной системе, придуманной таким же другим человеком, становится слепым, теряет разум, а его единственная задача заключается в добыче большего количества средств, прибыли и богатства в этой жизни;
— он не обращает внимания на смысл жизни и цель, ради которой он был создан;
— он отрицает Творца, игнорирует Его законы в своей жизни.
В результате всего этого человек скатывается до уровня ниже животных, которые в отличие от него не отвергают достоинств своего Господа, напротив, благодарят Его и восхваляют:
وَإِن مِّن شَيۡءٍ إِلَّا يُسَبِّحُ بِحَمۡدِهِ
«Нет ничего, что не прославляло бы Его хвалой» (17:44).
Аллах создал человека, возвысил его статус, сделал его господином во Вселенной:
وَفَضَّلۡنَٰهُمۡ عَلَىٰ كَثِيرٖ مِّمَّنۡ خَلَقۡنَا تَفۡضِيلٗا
«Даровали им явное превосходство над многими другими тварями» (17:70), —
то есть над всеми другими животными и существами. Некоторые использовали этот аят как доказательство превосходства человека над ангелами. Приводится в тафсире Ибн Касира:
«От Абдуллаха ибн Умара (р.а.) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:
إِنَّ الْمَلَائِكَة قَالَتْ يَا رَبَّنَا أَعْطَيْتَ بَنِي آدَمَ الدُّنْيَا يَأْكُلُونَ فِيهَا وَيَشْرَبُونَ وَيَلْبَسُونَ وَنَحْنُ نُسَبِّحُ بِحَمْدِكَ وَلَا نَأْكُلُ وَلَا نَشْرَبُ وَلَا نَلْهُو فَكَمَا جَعَلْتَ لَهُمْ الدُّنْيَا فَاجْعَلْ لَنَا الْآخِرَةَ قَالَ لَا أَجْعَلُ صَالِحَ ذُرِّيَّةٍ مَنْ خَلَقْتُ بِيَدَيَّ كَمَنْ قُلْتُ لَهُ كُنْ فَكَانَ
«Ангелы сказали: «О наш Господь, ты даровал людям этот мир, в то время как они едят, пьют, одеваются, а мы восхваляем тебя, не едим, не пьём, не развлекаемся. Как ты даровал для них эту жизнь, так даруй нам Последующую». На что Всевышний ответил: «Я не сделаю праведных потомков того, кого сотворил Своей рукой, наравне с теми, кому сказал: «Будь!», — и они появились» (ат-Табари)».
Аллах создал человека, вознёс его, даровал ему разум. Посредством разума человек понимает суть своего существования и цель, что предоставляет ему право называться человеком. Он не должен терять свой разум, ведь используя его человек решает свою основную проблему: откуда появился человек? Для чего он был создан? Что его ожидает в будущем? Если решение будет правильным, то жизнь, построенная на этих ответах, будет правильной. Эти ответы и послужат идейным фундаментом, на котором далее будут строиться все его мысли и поведение.
Сказал Аллах:
أَيَحۡسَبُ ٱلۡإِنسَٰنُ أَن يُتۡرَكَ سُدًى
«Неужели человек полагает, что он будет оставлен без присмотра?» (75:36).
Ибн Касир в своём тафсире этого аята дал следующий комментарий: «Исмаил ибн Абдуррахман ас-Судди сказал: «То есть полагает, что не будет воскрешён». Сказали Муджахид, Шафии и Абдуррахман ибн Зайд ибн Аслям: «Думая, что ему не будут приказывать и запрещать». Внешняя сторона аята указывает на то, что слово «судан» включает в себя все эти два значения:
1) человек не будет предоставлен самому себе в этом мире, напротив, ему будут приказывать и запрещать;
2) человек не будет оставлен в своей могиле без воскрешения, напротив, ему приказывают и запрещают в этом мире, а затем люди будут собраны перед Аллахом в Последующей жизни».
Саид Кутб в своём тафсире «Фи зиляль аль-Куръан» приводит следующий комментарий: «Люди считали, что эта жизнь — всего лишь движение, не имеющее цели. Люди рождаются и умирают, а между рождением и смертью — игры и забавы, украшения и хвастовство, наслаждения, близкие к наслаждениям животных. То, что отличает человека от животных, это его ощущения времени, событий, целей, а также его ощущение цели существования человека и всего того, что его окружает. Его подъём по лестнице развития человечества сопровождается развитием его ощущений, подъём — это не что иное, как расширение его кругозора, формирование правильного представления о существовании закона и порядка, а также необходимости связывать события и вещи с установленным законом. Каждое мгновение в его жизни, каждое событие связаны с волей Творца, который создаёт людей с определённой целью, не оставляя их без присмотра».
Да! Человек не был создан зря и не был оставлен без присмотра! Человек будет человеком и лучшим созданием только тогда, когда будет поклоняться только Одному лишь Аллаху, не придавая Ему сотоварищей. Когда он будет следовать пути Посланника ﷺ, выполняя приказы и запреты Всевышнего. Когда он будет усердно трудиться в достижении довольства Аллаха и Рая. Человек не должен быть доволен другими законами, не должен руководствоваться ими.
Сегодня человек строит свою жизнь в рамках системы, установленной и придуманной людьми, не используя свой разум, не используя тот великий дар, который ему был дан для понимания вещей, размышления, нахождения и следования истине. Он восстал против Создателя, отбросил Его законы, дал свободу своим инстинктам, органическим потребностям и прихотям, в результате став их заложником. Он идёт по пути жизни без руководства, без цели, плывёт по течению не сопротивляясь, не видя безопасного берега, куда можно пристать. Но откуда ему знать об этом, ведь он потерял разум, потерял ту причину, из-за которой ему были вменены в обязанность обязательства, потерял то, что отделяло его от других созданий, то, что давало ему возможность понять, в чём заключается его человечность!
Только придерживаясь Ислама человек может стать человеком! Он должен совершать какие-либо действия и поступки только после того, как осознает суть своего предназначения в этом мире. Идя по дороге жизни, он должен понимать, что ему вменено в обязанность выполнение законов Шариата, ведь он отличается от других творений. Человек по своей воле понёс обязательство, поэтому ему надлежит сохранить и исполнить его. Человек должен понимать, что у Создателя есть приказы и запреты, поэтому он не должен позволять, чтобы жизнь протекала иначе, т.е. с нарушением Его закона и порядка.
Человек должен быть убеждён, что только с Исламом и его законами он сможет стать человеком, если же он поступит как животные, т.е. даст полную свободу своим инстинктам и потребностям, то его жизнь станет тяжёлой и трудной, не будет в ней счастья, благополучия и спокойствия:
فَمَنِ ٱتَّبَعَ هُدَايَ فَلَا يَضِلُّ وَلَا يَشۡقَىٰ ١٢٣ وَمَنۡ أَعۡرَضَ عَن ذِكۡرِي فَإِنَّ لَهُۥ مَعِيشَةٗ ضَنكٗا وَنَحۡشُرُهُۥ يَوۡمَ ٱلۡقِيَٰمَةِ أَعۡمَىٰ
«Всякий, кто последует Моему верному руководству, не окажется заблудшим и несчастным. А кто отвернётся от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь» (20:123).
Я уверовала в Аллаха как в Господа, в Ислам как в религию, в Мухаммада как в Пророка и Посланника ﷺ. И я свидетельствую, что только Ислам показал мне то, как быть человеком!
Специально для радио Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Зинату ас-Самит
26 Рабиъ уль-авваль 1439 г.х.
14.12.2017 г.