24
Ср, апр

Возвращение Ислама к жизни: Диалог с судьёй шейхом Мухаммадом Канааном

Статьи
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Всевышний Аллах говорит:

إِنَّمَا يَخۡشَى ٱللَّهَ مِنۡ عِبَادِهِ ٱلۡعُلَمَٰٓؤُاْۗ

«Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием» (35:28).

Посланник Аллаха ﷺ сказал:

إنَّ العُلَمَاءَ وَرَثَةُ الأنْبِيَاءِ

«Обладающие знанием являются наследниками пророков» (Абу Дауд, ат-Тирмизи).

Враги набросились на Исламскую Умму со всех сторон. Беды не прекращают постигать Умму, а её богатствами и ресурсами завладели неверующие… Смотря на всё это, возникает вопрос — в чём причина падения и отсталости Исламской Уммы, о которой Аллах сказал:

كُنتُمۡ خَيۡرَ أُمَّةٍ أُخۡرِجَتۡ لِلنَّاسِ

«Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества» (3:110)?

В поиске ответов на свои вопросы мы пообщались с шариатским судьёй Бейрута шейхом Мухаммадом Канааном. Позиция шейха хорошо известна тем, что он защищает истину, не опасаясь никаких последствий, а его пятничные проповеди привлекают внимание многих мусульман из-за большой пользы и обилия знаний.

Мы посетили шейха, и он с удовольствием ответил на наши вопросы. Между нами состоялся следующий диалог:

О реальности Исламской Уммы

• Исламская Умма оказалась в таком положении, что ей необходимо найти ответы на многие вопросы. Наконец, мы должны спросить: живём ли мы так, как велел нам Аллах и Его Посланник ﷺ?

Исламская Умма не живёт так, как одобрил и велел Аллах. А ведь Он велел не соглашаться с другой религией помимо Ислама и с другим законодательством помимо Шариата Мухаммада ﷺ. Раньше мусульмане выполняли веления Аллаха и сторонились Его запретов, сражались в джихаде на пути Аллаха и не боялись никого на этом пути.

• Чем вызвана отсталость мусульман до такой степени?

Причиной ухудшения положения Уммы до такой степени является успех врагов в отделении Ислама от жизни мусульман. Враги убедили большинство мусульман в том, что Ислам — это одно, а жизнь со всеми её политическими, экономическими и социальными системами — это совсем другое. Многие мусульмане согласились с тем, что Ислам не имеет ничего общего с жизнью и что жизнь может быть счастливой и благополучной, если мусульмане откажутся от своей религии. Вот тогда мусульмане и потеряли секрет счастья, вследствие чего разразился хаос и ухудшилось их положение.

Нет сомнений в том, что мусульмане должны отыскать причину своего унизительного положения. Таким положением дел недовольны ни Аллах, ни Его Посланник ﷺ, ни общество верующих. Отыскать причину означает осознать всё, что произошло, и найти ошибки. Следует составить описание и симптомы, а затем приступить к излечению болезни и вернуть всё в такое состояние, которое было во времена расцвета Ислама.

• Дорогой шейх, как религия смотрит на те системы, которые применяются над мусульманами сегодня?

Здравомыслящий человек понимает, что вся земля принадлежит Аллаху, а следовательно, все люди являются Его рабами и обязаны подчиняться и поклоняться лишь Ему Одному. Аллах говорит:

وَمَا خَلَقۡتُ ٱلۡجِنَّ وَٱلۡإِنسَ إِلَّا لِيَعۡبُدُونِ

«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (51:56).

Человек, например, хочет, чтобы в его доме действовал только его закон, как и на его рабочем месте или в магазине. Более того, он приходит в ярость и даже наказывает того, кто нарушает его приказы в его владениях. А как насчёт Великого Творца, Который сотворил всё сущее? Правильно ли, чтобы его создания подчинялись приказам других? Нормально ли благодарить других и быть неблагодарными Аллаху, в то время как Он — Единственный дарующий удел? Власть принадлежит только Аллаху. Он — Единый Создатель. Поэтому на земле должны соблюдаться только Его приказы и запреты.

Из вышесказанного понимается, что любые законы, применяющиеся над людьми, кроме законов Аллаха, должны быть аннулированы. Мусульмане обязаны бороться за то, чтобы на земле главенствовал только Закон Аллаха.

• А как быть с системами, которые контролируют взаимоотношения внутри мусульманских обществ: социальные, экономические, образовательные?

Когда мы говорим «системы правления», мы имеем в виду все системы во всех их аспектах: политических, экономических, социальных и т.д. Всё, что не из Ислама, не имеет никакого отношения к Аллаху.

• Что же тогда должны сделать мусульмане, чтобы изменить это положение?

Во-первых, важно сказать, что мусульмане обязаны работать над изменением такой реальности. Таков их шариатский долг. Эта деятельность подпадает под рамки «приказа одобряемого и запрета предосудительного». Что касается путей достижения этой цели, то их нужно черпать из Ислама посредством глубокого изучения религии и её положений, а затем обратиться со всеми выводами к обществу, доводя и просвещая людей. Выведенному пути мусульмане должны следовать вплоть до того, как будет достигнута цель. В конце концов, власть полностью будет принадлежать Аллаху как в теории, так и на практике.

Возвращение к Исламу

• Мы часто слышим, что решение проблем мусульман заключается в возвращении к Исламу. Но многие мусульмане не понимают, что это значит. Поэтому они не видят конкретной цели и ясного пути к ней. Так что же означает лозунг «возвращение к Исламу»?

Возвращение к Исламу — широкое понятие, в первую очередь означающее, что мусульмане в целом находятся в неприемлемом для Аллаха и Его Посланника ﷺ положении в том смысле, что они отклонились от правильного пути, и поэтому они слабы и унижены. Во-вторых, это означает, что Ислам является решением и лекарством.

Возвращение к Исламу означает, что сбитые с толку и больные приходят к тому, у кого есть решение и лекарство. Разговоры о «возвращении к Исламу» появляются из скрытого чувства, поскольку каждый мусульманин, даже если он грешник, не видит решения проблемы ни в чём другом, кроме Ислама.

• К какому Исламу нам вернуться? Другими словами: решатся ли наши проблемы, если все мы станем, к примеру, дервишами?

Дервишизм означает уединение и изоляцию без шариатской необходимости. Хотя некоторые и могут подумать, что возвращение к Исламу — это и есть возвращение к дервишизму, однако это совсем не так. Становиться дервишем не является шариатским долгом мусульманина. Шариат требует следовать примеру Посланника Аллаха ﷺ и праведных халифов, которые своими усилиями создали исламское общество и Исламское Государство.

• Какова роль учёных в этом?

Роль учёных очень важна, поскольку их обязанностью является просвещение и обучение. Именно от них люди берут свои шариатские знания. Их ответственность перед Аллахом важна. Как же велика их награда, если они поступят правильно! И как велико их наказание, если они поступят неверно!

• Дозволены ли по Исламу частичные решения?

Частичных решений в Исламе нет вообще, потому что шариатские законы представляют собой единое целое. Даже если мы можем применять одно из предписаний Ислама, каким бы оно ни было, всё равно не позволено останавливаться на достигнутом или колебаться.

• Что говорится в Шариате о «постепенном применении предписаний Ислама», особенно в переходный период, когда Ислам не реализуется в полной мере?

Мы не видим разницы между частичными решениями или постепенным применением норм Ислама. И наш ответ на постепенность такой же, как на частичные решения. Пока мы в состоянии выполнять что-то, нам не дозволено это оставлять. И здесь нет разницы, как называть такое положение. Важно понимать, что мусульманину, способному исполнить шариатское решение сейчас, не дозволено откладывать его, иначе он станет грешником. Если нет возможности выполнять какой-либо закон Шариата, то это называется не постепенностью, а неспособностью, даже если эта неспособность касается всего лишь одного закона. Когда появляется правитель, который начинает понемногу внедрять Исламский Шариат, как это происходит в Судане — хотя это плохой пример, — то если он в состоянии применять шариатские законы, но не делает этого, тогда он становится грешником. Если же он, предположим, не может применить все шариатские законы и ограничивается некоторыми, то это называется не постепенностью, а неспособностью. К тому же, постепенное внедрение законов происходило только во времена Откровений, то есть в эпоху Посланника Аллаха ﷺ, а после него Откровения больше не будет.

• Мы достигли важного момента. Что, если правитель хотел ввести исламский закон или несколько законов, чтобы успокоить определённые исламские силы, а не угодить Аллаху и Его Посланнику ﷺ, как это сделал Нимейри в Судане, считается ли это применением Ислама?

Тот факт, что правители некоторых исламских земель, таких как Судан, выполняют некоторые предписания Ислама, но не все, является не чем-то похвальным, а скорее, означает нарушение Ислама и искажение красоты религии. Эти люди не думают о применении Ислама целиком, да и не хотят этого делать. В то же время шариатские постановления, как мы сказали, дополняют друг друга, а некоторые из них и вовсе показывают величие других.

С другой стороны, эти правители только пытаются применять наказания (худуд). Они применяют законы наказания за воровство в обществе, где изобилуют нищета и нужда. Они лишают рук людей, хотя, может, положение и не соответствует условиям применения этого наказания. Они отдают приказы пороть людей за прелюбодеяние в обществе, полном разврата. Потом раздаётся крик, и люди видят, что правители поступают нелогично. Такова реальность… Поэтому люди отчуждаются от Ислама и просят, чтобы его снова исключили из жизни. Именно этого добиваются враги Ислама. Подобным образом они наносили удары по воинствующим исламским силам. Призывающие править по Исламу как бы говорят людям: мы хотим правления Ислама, а к правлению Ислама относятся такие законы, как отсечение руки, побивание камнями и отсечение головы. Они искажают образ религии, применяя некоторые шариатские положения в системе, полностью противоречащей Исламу. Откуда люди увидят красоту и справедливость Ислама, процветание и безопасность при Исламе?!
Исламская жизнь

• Мы хотели бы поговорить об исламской жизни. В Исламе системой правления является Халифат. Каковы основные особенности этой системы?

Чтобы дать правильное представление об Исламе, говорить об исламской жизни недостаточно, потому что Ислам был ниспослан Аллахом как религия, в соответствии с которой нужно жить. Кто жил в Исламе, тот знает. Люди не узнают ценности Ислама, пока не увидят его применяющимся. Ислам — это уникальная система, поскольку установлена Аллахом, в то время как любая другая система разработана человеком.

• Что означает слово «дар» в словосочетаниях дар уль-Ислям и дар уль-куфр? Живём ли мы с вами в дар уль-Ислям или в дар аль-куфр?

Где бы мы ни жили согласно различию факихов в определении дар уль-Ислям и дар аль-харб, бесспорно, мусульмане не живут по исламской системе, как это должно быть. Я повторю то, что говорил ранее: мусульмане должны всеми силами работать над возвращением Ислама к жизни, будь то социальной или частной. И да поможет им в этом Аллах!

• На какой стадии сейчас находится деятельность по возвращению Ислама? Видны ли признаки пробуждения?

Нет сомнений в том, что исламское пробуждение происходит, несмотря на репрессии, насилие и террор, с которыми сталкиваются мусульмане со стороны правящих режимов в своих странах. Мы молимся о том, чтобы Аллах помог тем искренним мусульманам, которые работают над возвращением Ислама к жизни.

Благодарим Вас, дорогой шейх, что приняли нас в гостях, уделили нам время и ответили на наши вопросы.

 

Журнал «Аль-Ваъй», №5
18.10.1987

Главное меню