Многие люди, особенно на Западе, верят в Бога, однако их вера заключается в том, что Бог — это идея, а не действительность.
Они считают, что вера в существование Бога — это вера в существование идеи о Боге. Они полагают, что когда человек принимает идею о существовании Бога, то отдаляется от зла и становится ближе к добру. При этом они понимают, что внутренний побудительный фактор сильнее внешнего. Поэтому они считают, что вера в Бога необходима, и побуждают людей к вере, чтобы они были склонны к добру, и это они называют «религиозным стимулом».
Но этот путь прямо ведёт к атеизму, поскольку человек отказывается от своей веры сразу после того, как разум пытается познать существование этой «идеи». Когда разум не может почувствовать существование Бога и не видит Его следов, тогда он начинает отрицать Его существование. Восприятие Бога как идеи приводит к тому, что человек и добро воспринимает как идею. Как следствие, он совершает добро по мере своего представления о добре и совершает зло по мере своего представления о нём.
Причиной подобного вида веры стал отказ от использования разума в постижении существования Бога. Они не нашли правильного разумного решения основной проблеме человека, порождённой естественными вопросами о Вселенной, жизни и человеке, а также об их связи с тем, что было, и с тем, что будет. Они приняли такое решение, которое выгодно некоторым закулисным суфлёрам, став верующими без ясного осознания существования того, в кого они верят. Некоторые из них попытались использовать разум, но получили ответ, что религия выше разума, и тогда они были вынуждены замолчать.
Истина заключается в том, что Аллах — это действительность, а не идея. Его существование ощутимо, даже если Его сущность непостижима. Разве человек, услышав звук самолёта в небе, когда сидел у себя дома и не видел его своими глазами, не утверждает, что он там есть, хотя и не может описать его? Он точно убеждён в том, что самолёт летит в небе, поскольку слышит его звуки. То есть, его убеждение — категоричное. Осознание существования самолёта — это не то же самое, что осознание его типа. Осознания типа не происходит из-за того, что человек не постиг органами чувств самого самолёта. Однако осознание существования самолёта однозначное, поскольку человек слышал его звуки. Другими словами, существование самолёта — это действительность, а не мысль.
Точно так же дело обстоит с другими ощутимыми вещами. Их существование утверждается категорично, поскольку они ощущаемы и наблюдаемы. Тот факт, что они нуждаются в ком-то ином, тоже является категоричным, потому что это ощущается. Небесным телам нужен порядок, а огню, чтобы он сжигал, нужен тот, кто его использует. Точно так же и все другие ощутимые вещи нуждаются в ком-то другом. Нуждающийся не может быть извечным, потому что, если бы он был извечным, то обходился бы без кого-либо иного. Быть нуждающимся означает не быть извечным. Соответственно, тот факт, что все вещи ощущаемы и осязаемы, означает, что они, несомненно, сотворены, поскольку то, что не извечно, создано Творцом. Ощущение творений, как и звука самолёта, является однозначным. Существование Творца этих созданий, которые исходят от Него, как и существование самолёта, из которого исходил звук, является несомненным. Таким образом, существование Творца является категоричным. Человек постиг творения своими ощущениями и разумом, и, ощутив их, он твёрдо осознал существование их Творца. Существование Творца — это действительность, которую человек ощутил, а не идея, которую человек вообразил в своём уме.
Согласно разуму, Творец должен быть извечным, потому что, если бы Он не был извечным, то нуждался бы в ком-то ином, а это означало бы, что Он сотворён. Так как природа не извечна и вынуждена следовать определённым пропорциям и условиям, за рамки которых она не может выйти, это означает, что она нуждается в этих пропорциях и условиях. Материя не извечна и нуждается, так как она не может переходить из одного состояния в другое, кроме как в определённых условиях, и не может выйти за рамки этих установленных условий. Следовательно, материя тоже нуждается. Природа не является Творцом, поскольку она не извечна. Материя не является Творцом, поскольку она не извечна. Тогда Творцом является Тот, Кто Извечен и которого люди называют Аллахом, Богом и другими именами, описывающими одну и ту же действительность — Извечного Создателя.
Аллах — это действительность, существование которой ощущается через Его творения. Если человек чувствует страх, это означает, что он боится Того, Кто существует на самом деле и существование Которого ощущается. Если человек поклоняется Аллаху, это означает, что он поклоняется Тому, Кто существует на самом деле и существование Которого ощущается. Если человек старается заслужить довольство Аллаха, это означает, что он желает заслужить довольство Того, кто существует на самом деле и существование Которого ощущается. Поэтому человек боится Аллаха, поклоняется Аллаху, желает получить довольство Аллаха, будучи убеждённым в Его существовании.
Из книги «Исламская мысль»