14
Вт, мая

Использование нарисованных картин

Ответы Амира
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Вопрос от Мухаммада Наваджа:

Мира вам, милость Аллаха и Его благословение...

Закон про картины, нарисованные от руки, а также картины, на которых изображены фигуры, в которых есть жизнь, как например, человек или животное, и последующая установка или подвешивание этих картин в домах.

Пусть Аллах благословит вас, оградит вас от ваших ошибок, и откроет вам перед вашими руками.

Ответ:

И вам мир, милость Аллаха и Его благословение.

По поводу картины написанной от руки, и рисования фигур, в которых есть жизнь...

Рисование картин, на которых изображены личности, животные и их реалистичное подобие... Поистине, на это распространяется запрет, к которому имеются доказательства, все равно будь то сделан рисунок ручкой от руки или с использованием «мышки» на компьютере. И пока рисование ведется от руки человека, имитирующей то, в чем есть душа, то на это распространяется запрет. Вывел Бухари хадис от Ибн Аббаса, который сказал: «Сказал Посланник Аллаха ﷺ:

مَنْ صَوَّرَ صُورَةً فَإِنَّ اللَّهَ مُعَذِّبُهُ حَتَّى يَنْفُخَ فِيهَا الرُّوحَ وَلَيْسَ بِنَافِخٍ فِيهَا أَبَدًا

«Кто нарисует картину, то поистине, Аллах будет мучить его, пока тот не вложит в него душу, а он никогда не сможет сделать этого».

А так же вывел от Ибн Умара, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

إِنَّ الَّذِينَ يَصْنَعُونَ هَذِهِ الصُّوَرَ يُعَذَّبُونَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ يُقَالُ لَهُمْ أَحْيُوا مَا خَلَقْتُمْ

«Поистине, те, которые изваяют это изображение, будут наказаны в Судный День, им будет сказано: «Оживите то, что вы сотворили».

Что же касается закона приобретения их и водружения или подвешивания в домах, то он следующий:

Если эти картины были установлены в местах поклонения, как коврики для молитвы, шторы в мечети, рекламы и объявления при мечети, и так далее... то это харам, и не дозволено. Доказательства на это следующие:

a) Хадис от Ибн Аббаса, что Посланник Аллаха ﷺ запретил входить в Каабу, пока не будут стерты изображения внутри нее. Отклонение Посланником Аллаха ﷺ от вхождения в мечеть, кроме как после стирания изображений внутри нее, это къарина (мотив) на решительное оставление установки изображений в местах для поклонения, и является доказательством запретности изображений в мечети.
Вывел имам Ахмад от Ибн Аббаса что «Пророк ﷺ когда увидел изображения в Доме, т. е. в Каабе не зашел и приказал стереть их в ней».

b) Если установление их было в местах не для поклонения, то есть доказательства на дозволенность этого:
вместе с макрухом, т. е. нежелательностью, если установление их было в местах, к которым относятся с почтением или эти места для неких организаций, например шторы для дома, или в местах культурных учреждений, на рубашке или пальто... в школах, библиотеках, на объявлениях, которые не имеют отношения к поклонению, или было прикреплено перед входом в комнату, или одевать для улучшения внешнего вида и так далее... – все это макрух.

как мубах, если была установлена не в местах поклонения и не в местах, к которым относятся с почтением, как если была расположена на обеденном коврике на земле или на матраце для сна и отдыха, на подушках, о которые опираются, или как рисунки на земле по которым ходят, и так далее... – все это мубах.

Доказательством на это является:

Хадис от Абу Тальхи у Муслима, говорившего: «Я слышал как Посланник Аллаха ﷺ говорил:

لا تدخل الملائكة بيتاً فيه كلب ولا صورة

«Ангелы не заходят в дома, в которых есть собака или изображение».

В риваяте Муслима приводится, что Посланник Аллаха сказал:

إلا رقماً في ثوب

«кроме как если цифра на одежде».

Из этого понимается, что ангелы входят в дом, в котором на одежде нарисована цифра.

Это подразумевает, что плоская картина в виде «цифры на одежде» дозволена, так как ангелы входят в дом, в котором плоское изображение. Но также имеются иные хадисы, которые поясняют эту дозволенность:

Хадис от Аиши (р.а.), который вывел Бухари. Она сказала: «Вошел ко мне Посланник Аллаха, а в моем доме был «кирам», на котором было изображение. Его лицо поменялось в цвете, потом он взял занавесь и разорвал ее». Кирам это вид одежды, и был повешен как занавесь над домашней дверью. Лицо Посланника Аллаха ﷺ изменилось в цвете и снятие занавеси – это указывает на требование снятия занавеси над дверью, если на ней есть изображение. А если прибавить к этому разрешение ангелам входить в дом, в котором есть изображение «цифры на одежде», то это указывает на то, что это требование нерешительное, т. е. макрух, а также потому, что место расположения этой картины было над дверью, а это место почтительное, а расположение картины в почтительном месте – это макрух.
Хадис Абу Хурайры (р.а.), который вывел Ахмад о словах Джбриля (а.с.) Посланнику ﷺ:

وَمُرْ بِالسِّتْرِ يُقْطَعْ فَيُجْعَلَ مِنْهُ وِسَادَتَانِ تُوطَآَنِ

«Прикажи, чтобы занавесь разорвали и сделали из нее две подушки, на которые опираются».

Джибриль указал Посланнику Аллаха убрать покрывало с уважительного места и сделать из него две подушки для обволакивания.
Это указывает на то, что использование нарисованной картины как в последних двух случаях не в почтительных местах – является мубахом.


Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
Взято со страницы Амира в facebook
18 Джумада аль-уля 1435 г.х.
19.03.2014

Серия ответов амира Хизб ут-Тахрир, шейха Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта, на вопросы посетителей страницы в Фейсбуке.

Главное меню