Вопрос:
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!
Уважаемому ученому Ата ибн Халил Абу ар-Рашта, пусть Аллах сохранит Вас.
Можете ли вы поподробнее пояснить вопрос, как смотрит Ислам на этанол? Считается ли это вещество хамром, и, следовательно, харамом? Независимо, было ли оно использовано как таковое либо являлось частью какого-либо раствора, а так же невзирая на количественное соотношение этанола в этом растворе (например, если говорить о жидкостях, употребляемых в виде напитков, или духах и т. п.). Прошу прощение, есть еще одно обстоятельство, дайте пояснение касательно содержания этанола во фруктах? Баракаллаху фикум. От Adhipati-Yudhistira Indradiningrat
Ответ:
Ва алейкум ассалам ва рахматуллахи ва баракятуху.
Как мне стало известно от специалистов в области спиртного, существует два основных вида спирта: этиловый и метиловый. Если заданный вопрос об «этаноле» подразумевает этиловый спирт, тогда ответ следующий:
1. Один вид спирта, именуемый метиловый, как мне стало известно, не является опьяняющим, потому как считается смертельным ядом. Используется он, прежде всего, как топливо, его изготовляют из опилок и прочих древесных материалов, еще его называют древесным спиртом. Употребление даже небольшого количества этой жидкости может вызвать слепоту, в других же случаях – в течение нескольких дней может привести к смерти. Соответственно, метил не является хамром и потому не приобретает с точки зрения Шариата соответствующую норму (хукм), как то наджаса или запрет. Это если только говорить о применении метила в качестве яда, беря во внимание «правило о вреде». Вывел Ибн Маджа от Убады ибн ас-Самита:
أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلّمَ، قَضَى أَنْ لَا ضَرَرَ وَلَا ضِرَارَ
«Пророк ﷺ постановил, (что) нельзя причинять вред ни себе, ни другим».
2. Второй вид спирта – этиловый, он же используется в алкогольных напитках, его еще называют медицинским спиртом. Также этиловый спирт используется в промышленности. Служит растворителем для пищевых ароматизаторов. Может быть использован как консервант для хлебобулочных изделий, применим в кондитерской промышленности. Широко используется в медицине. Является растворителем различных веществ и основным компонентом духов, одеколонов, аэрозолей и т. п. Также применим в химической промышленности. Столь широкое применение данного вида спирта можно поделить на три вида:
а) где спирт применяется в качестве растворителя и только, или как добавка к некоторым веществам. Применение спирта в подобных целях сохраняет его сущность и качества. Он продолжает сохранять свой состав и вызывать опьянение. Данный вид, безусловно, подразумевает запрет на его использование. Например, одеколон, недопустимо его использование, он считается наджасом. Так как наджас смешался с ним и вызывающий опьянение алкоголь сохранился в неизменном виде. Таким образом, одеколон считается веществом, в состав которого входит хамр, а хамр является наджасом. Доказательством этому служит хадис от аль-Хушаний: вывел ад-Дарукутаний от аль-Хушаний, который сказал: я сказал: о Посланник Аллаха, мы живем вместе и сталкиваемся с многобожниками. У нас в наличии нет другой посуды, кроме их посуды. На что Пророк ﷺ оветил:
اسْتَغْنُوا عَنْهَا مَا اسْتَطَعْتُمْ فَإِنْ لَمْ تَجِدُوا فَارْحَضُوهَا بِالْمَاءِ فَإِنَّ الْمَاءَ طَهُورُهَا ثُمَّ اطْبُخُوا فِيهَا
«Обходитесь без нее по мере возможности, а если не можете, то ополаскивайте водой, так как поистине, вода очищает ее, после чего вы можете готовить в ней». Пророк Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, вода очищает ее», т. е. данная посула была наджасом, т. к. в ней ранее содержался хамр, а после того, как помыли ее, стала чистой. Этот пример служит доказательством тому, что хамр является наджасом. Отсюда возник вопрос относительно этой посуды, в которой ранее находился хамр, как об этом приводится в сообщении аль-Хушаний от Абу Дауда, передавшего от Абу Саълабы аль-Хушаний, что последний спросил у Посланника Аллаха ﷺ: «Мы проживаем по соседству с людьми Писания. Они же готовят свинину и пьют хамр из своей посуды». На что Посланник Аллаха ﷺ ответил:
إِنْ وَجَدْتُمْ غَيْرَهَا فَكُلُوا فِيهَا وَاشْرَبُوا، وَإِنْ لَمْ تَجِدُوا غَيْرَهَا فَارْحَضُوهَا بِالْمَاءِ وَكُلُوا وَاشْرَبُوا
«Если можете найти другую посуду, то ешьте и пейте из другой, а если не в состоянии найти другую, то очищайте ее водой и затем можете есть и пить из нее». Следовательно, свинина и хамр являются наджасом, оскверняющим ту посуду, в которой они находятся. Отчего необходимо помыть ее, чтобы очистить и пользоваться дальше.
б) второй вид подразумевает, что спирт теряет свою сущность, теряет качество опьяняющего. Из данного спирта и смешанного с ним других веществ образуется новое вещество, качества которого исключают качества спирта. При этом полученное вещество не является ядовитым и, следовательно, оно не приобретает хукм хамра, остается чистым предметом, не наджасом, как и любое другое вещество, которое подпадает под правило: «Основа в вещах мубах, пока не приводится доказательство запретности».
в) третий вид подразумевает, что спирт теряет свою сущность, теряет качество опьяняющего. Из данного спирта и смешанного с ним других веществ образуется новое вещество, качества которого исключают качества спирта. При этом полученное вещество является ядом. Закон Шариата по этому поводу подобен закону о яде — чистый (не наджас), но использование его в виде употребления харам, так как это повлечет пагубные последствия, вред как самому себе, так и другим людям.
3. Следовательно, если этиловый спирт смешается с другими веществами, то решение Шариата (хукм) относительно образовавшегося в результате смешивания вещества зависит от выяснения того, потеряло ли новое (смешанное с этиловым спиртом) вещество качество опьяняющего или нет. И далее, стало ли данное вещество токсичным или нет. В свою очередь, это нуждается в выявлении реальности (Тахкъыкъ аль-Манат) со стороны специалистов. Если научно или путем опыта будет установлено, что данное вещество опьяняет, то оно приобретает хукм хамра, что указывает на то, что этиловый спирт в новополученном веществе не потерял своих качеств и сущности. Если же подтвердится, что данное вещество перестало быть опьяняющим, но при этом оно стало токсичным, тогда оно не приобретает хукм хамра, а рассматривается в рамках закона о ядах.
Далее, если возникшее от смеси с этанолом вещество осталось опьяняющим, как одеколон, тогда оно приобретает хукм хамра. Так как Пророк ﷺ в передаче от матери правоверных Аиши (р.а.) сказал:
كُلُّ شَرَابٍ أَسْكَرَ فَهُوَ حَرَامٌ
«Каждое опьяняющее является запретным» (Бухари, Муслим). Также в передаче от Ибн Умара, который сказал: «Пророк Аллаха ﷺ сказал:
كُلُّ مُسْكِرٍ خَمْرٌ، وَكُلُّ مُسْكِرٍ حَرَامٌ
«Все, что опьяняет – хамр. Все, что опьяняет – харам» (Муслим). В другой версии от Ибн Умара, говорится:
كُلُّ مُسْكِرٍ خَمْرٌ، وَكُلُّ خَمْرٍ حَرَامٌ
«Все, что опьяняет – хамр, а каждый хамр – харам».
Хамр является запретным в десяти положениях, а не только в случае употребления. Вывел ат-Тирмизи от Анаса ибн Малика, который сказал:
لَعَنَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم فِي الخَمْرِ عَشَرَةً: عَاصِرَهَا، وَمُعْتَصِرَهَا، وَشَارِبَهَا، وَحَامِلَهَا، وَالمَحْمُولَةُ إِلَيْهِ، وَسَاقِيَهَا، وَبَائِعَهَا، وَآكِلَ ثَمَنِهَا، وَالمُشْتَرِي لَهَا، وَالمُشْتَرَاةُ لَهُ
«Десять категорий людей, связанных со спиртным, прокляты:
- изготовляющие спиртное,
- употребляющие его,
- тот, кто поит других,
- тот, кто несёт его,
- тот, для кого несут,
- торговец спиртным,
- тот, для кого торгуют,
- продавец,
- покупатель,
- тот, кто даже что-либо скажет, чтобы сделали спиртное». Таким образом, любой из этих десяти категорий людей попадает под запрет.
4. Что касается второй части вопроса о содержании этилового спирта во фруктах, то вопрос не совсем понятен... Если подразумевалось естественное содержание этанола во фруктах, т. е. когда на деревьях спеют фрукты и в них содержится энное количество этилового спирта, другими словами, так они созданы. Например, если провести исследование над апельсином, можно найти что-то из этилового спирта, то ведь в этом нет ничего страшного. В данном случае, содержащийся спирт не выглядит как опьяняющая жидкость, а представляет собой естественный элемент составной части фрукта. Если же фрукт, в составе которого находится этиловый спирт, несет вред, тогда не допускается его употребление согласно правилу о вреде. Вывел Ибн Маджа от Убады ибн ас-Самита, что Пророк ﷺ сказал:
أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلّمَ، قَضَى أَنْ لَا ضَرَرَ وَلَا ضِرَارَ
«Пророк ﷺ постановил, (что) нельзя причинять вред ни себе, ни другим».
Если же во второй части вопроса подразумевалось нечто другое, тогда это требует дополнительного пояснения, чтобы представилась возможность ответить на заданный вопрос с соизволения Аллаха.
Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
ссылка: https://www.facebook.com/Ata.abualrashtah/photos/a.154439224724163.1073741827.154433208058098/274592986042119/?type=1&;theater
23 Джумада аль-уля 1435 г.х.
24.03.2014 г.