بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Вопрос:
Ассаляму алейкум, дорогой наш шейх.
Прошу Вас ответить на мои два вопроса, если Вы имеете на то возможность. Баракаллаху фикум.
Вопрос первый из книги «Социальная система Ислама»:
а) на странице 51, предпоследняя строчка, приводится «нет необходимости закрывать ступни, т.к. они и так закрыты». Означает ли это предложение, что нет необходимости (не фард) одевать что-либо на аврат «ступни ног» под одеждой женщины, предназначенной для общественной жизни?
б) стр. 51 из этой же книги, 8 строчка, говорится «свободная, опущенная до низу, до ступней ног одежда является обязательной (фард)». Использованное тут выражение (до ступней ног) не указывает разве на то, что ступни не входят в число тех мест, которые должны быть покрыты джильбабом. Так выглядит с точки зрения арабского языка, но всё же первая мысль говорит об обратном, о необходимости покрывать ступни. Ради исключения путаницы в языке и более точного определения не лучше было бы сказать: «до самого низу ступней ног»?
Ответ:
Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху.
Во-первых, вопрос, связанный со ступнями:
1 — Первое предложение в Вашем вопросе «нет необходимости закрывать ступни, т.к. они и так закрыты». Да, действительно, нет необходимости одевать на ступни то, что закрывало бы их отдельно помимо одеяния женщины для общественной жизни. Это в том случае, когда одеяние опущено до пола на пядь или на локоть (не более), как об этом говорится в абзаце приведённого Вами первого предложения, если его прочесть полностью.
2 — Второе предложение из Вашего вопроса: «свободная, опущенная до низу, до ступней ног одежда является обязательной (фард)» означает, что если ступни ног закрыты носками или чем-либо другим, то для одежды женщины, предназначенной для общественной жизни, достаточно, чтобы эта одежда опускалась до ступней ног, без нужды волочить её по земле. Таким образом, упоминаемое в аяте необходимое опускание одежды достигнуто, также это ясно понимается из абзаца, из которого было извлечено второе предложение вопроса.
3 — Чтобы картина была более ясной, приведу часть текста ранее опубликованного мною ответа:
а) Женщины, особенно в пустыне, ходили босыми или одевали сандалии или что-то подобное, что не до конца покрывало их ступни ног. В случае, когда женщина не надевала одежду, которая волочилась по земле, её ступни ног оставались открытыми. Когда Пророк ﷺ запретил волочить одежду из-за высокомерия, Умму Салама посчитала, что если женщина не будет волочить одежду по земле, то во время ходьбы будут виднеться её ступни, поскольку они оголены и поскольку она ходит босой или в сандалиях и не покрывает их. Она переспросила Пророка ﷺ: «А что делать женщинам с подолами одежды?», потому что женщины волочили свои джильбабы или плащи по земле, чтобы не виднелись их ступни. И Пророк ﷺ дозволил им опускать на пядь, а затем на локоть ниже ступней. И даже если она шла босыми ногами, то её ступни не виднелись, пока одежда покрывала ступни и волочилась по земле… Тема касалась волочения одежды, чтобы покрыть ступни ног. То есть вопрос был связан с покрытием ступней, или, другими словами — с волочением джильбаба по земле и опусканием ниже ступней ног, что было связано с их (ступней) покрытием. Мотив (иллят) волочения одежды по земле, помимо необходимого опускания одежды, кроется в покрытии ступней. Мотив связан со следствием, при наличии мотива должно быть следствие, при отсутствии же — нет, т.е. если ступни ног покрыты, тогда нет необходимости волочить одежду по земле, достаточным является достижение смысла слов «опускания до низу», приводимых в нижеследующем аяте:
يُدْنِينَ عَلَيْهِنَّ مِنْ جَلابِيبِهِنَّ
«…чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала» (33:59), т. е. опускали одеяние до покрытых ступней ног.
б) Однако, как Умму Салама отмерила пядь или локоть? Вопрос касался «волочения одежды по земле». Именно об этом спрашивала Умму Салама и считала, что если не волочить одежду по земле, то ступни будут виднеться во время ходьбы. И это правильно. Если не волочить одежду по земле и если женщина будет ходить босыми ногами или в сандалиях, то это не будет покрывать её ступни и во время ходьбы будут видны части её ступней. И Пророк ﷺ дозволил опускать одежду на пядь, потому что хадис касался волочения одежды по земле. И слово «волочение» означает – по земле и указывает на то, что пядь – это волочение по земле, то есть ниже ступни.
Я повторюсь, что опускание здесь имеется в виду для того, чтобы не оголялись ступни ног во время ходьбы. Если ступни были покрыты носками, то достаточно опускания на себя джильбаба до самой верхней части ступни, покрытой носками. То есть достаточно опускания до щиколоток, если остальная часть аврата – ступни ног – покрыта. Конец ответа на первый вопрос.
Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
12 Джумада аль-ахира 1435 г.х.
02.04.2014
Серия ответов амира Хизб ут-Тахрир шейха Ата ибн Халиля Абу ар-Рашты на вопросы посетителей страницы в Фейсбуке.
Ссылка на ответ в фейсбуке:
https://www.facebook.com/Ata.abualrashtah/photos/a.154439224724163.1073741827.154433208058098/280717448763006/?type=1