06
Пн, мая

Каково шариатское одеяние женщины в общественной и частной жизни?

Ответы Амира
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Адресован Nessrine Boudhafri, Mosa Za, بلوغك مرامي

Вопрос:

Nessrine Boudhafri

Пусть Аллах благословит Вас, дорогой амир, и окажет Вам помощь. Мой вопрос заключается в следующем. Ранее в вашем ответе звучало: «По этой причине женщина не имеет права открыто носить парик в общественной жизни, даже если она одета в джильбаб. Исключением, естественно, является тот случай, когда поверх парика надет платок (химар), скрывающий парик полностью для взглядов других людей и покрывающий его абсолютным образом». Из ваших слов понимается, что женщина может носить парик под платком или в своём доме, например. Но разве парик можно носить? Не относится ли он к запрету об удлинении волос?

بلوغك مرامي

Не считается ли парик запретным в связи с запретом на удлинение волос, упомянутым в хадисе: «Аллах проклял ту, которой удлиняют волосы, и ту, которая делает это»? И пусть Аллах воздаст Вам благом.

Mosa Za

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху. Дорогой брат, у нас есть некоторые сомнения относительно вопроса, связанного с ношением джильбаба поверх штанов, если длинна его достигает колен. Разве такое допустимо?

ОтветВа алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху!

Ваши вопросы близки по теме, поэтому в своём ответе я объединю их:

а) Женщина не может выходить в общественное место или участвовать в общественной жизни, не надев на себя шариатское одеяние, в котором должно быть выражено три условия: сокрытие аврата, одеяние в виде джильбаба с химаром и отсутствие табарруджа (выставления себя напоказ).

— Что касается джильбаба, то это – широкое одеяние (верхняя одежда), способное скрыть нижнюю одежду, длинна которого достигает ступней ног. Всевышний Аллах говорит:

  يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ قُلْ لِأَزْوَاجِكَ وَبَنَاتِكَ وَنِسَاءِ الْمُؤْمِنِينَ يُدْنِينَ عَلَيْهِنَّ مِنْ جَلَابِيبِهِنَّ ۚ

«О Пророк! Скажи твоим жёнам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала (джильбабы)» (33:59).

Другими словами, пусть они надевают на себя длинные, до самого низу, одеяния (накидка, покрывало, плащ), чтобы выходить в общественную жизнь. По этой причине условием джильбаба является то, чтобы его длинна достигала ступней ног, покрывая их, потому что слова Всевышнего гласят:

يُدْنِينَ عَلَيْهِنَّ مِنْ جَلَابِيبِهِنَّ

«чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала (джильбабы)» (33:59).

Джильбаб следует опускать донизу, потому как частица مِنْ в аяте, с точки зрения арабского языка, приводится для разъяснения. Свою верхнюю одежду, покрывало, плащ, накидку необходимо опускать донизу, чтобы покрыть ступни ног. Если же ступни ног скрыты под носками или обувью, то это не говорит о том, что не следует опускать верхнюю одежду донизу, т.к., на самом деле, должно осуществиться значение слова «ирха» (опускание донизу). В данном случае необязательно верхнее одеяние должно скрыть ступни ног, ведь они уже покрыты. Речь идёт о том, что оно должно достигать длины ступней ног, чтобы осуществилось значение слова «ирха» (опускание донизу). Другими словами, джильбаб должен опускаться донизу настолько, чтобы было видно и понятно предназначение данного одеяния для общественной жизни, которое должна носить женщина в обществе. Из веления Всевышнего Аллаха:

يُدْنِينَ

«чтобы они опускали»

должно осуществляться опускание донизу (ирха). Это означает опускание краёв верхней одежды до земли в том случае, когда ступни ног открыты. Когда же они закрыты носками либо обувью, тогда опускание краёв верхней одежды достаточно до ступней ног, но не короче этого. Главное, чтобы было осуществлено значение слова «ирха».

Следовательно, женщине непозволительно в общественной жизни ходить в штанах с накидкой до колен, т.е. накидкой, не достигающей длинны ступней, скрытых, в свою очередь, носками. Это не соответствует шариатскому значению смысла джильбаба. Женщина не может выходить в общественную жизнь без джильбаба, который закрывал бы её нижнюю одежду и длинна которого опускалась бы до ступней ног. Если же она не находит такой одежды, то не может выходить. Либо она должна спросить у своей соседки соответствующее одеяние согласно хадису, переданному Муслимом в «Сахихе» от Умму Атыййи:

    أَمَرَنَا رَسُولُ اللَّهِ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، أَنْ نُخْرِجَهُنَّ فِي الْفِطْرِ وَالْأَضْحَى، الْعَوَاِتقَ، وَالْحُيَّضَ، وَذَوَاتِ الْخُدُورِ، فَأَمَّا الْحَيَّضُ فَيَعْتَزِلْنَ الصَّلاَةَ، وَيَشْهَدْنَ الخَيْرَ، وَدَعْوَةَ الْمُسْلِمِينَ. قُلْتُ: يَا رَسُولَ اللهِ إِحْدَانَا لاَ يَكُونُ لَهَا جِلْبَابٌ، قَالَ: لِتُلْبِسْها أُخْتُهَا مِنْ جِلْبَابِهَا

«Посланник Аллаха ﷺ велел нам, чтобы в день разговения и в день жертвоприношения мы выводили друг друга из дома: молодых девушек, женщин, у которых начались месячные кровотечения, а также девушек, находящихся взаперти. Однако женщины, у которых начались месячные кровотечения, стоя в стороне от места моления, принимали участие в благих начинаниях и присутствовали при обращении мусульман с мольбой к Аллаху. Я сказала: «О Посланник Аллаха! У одной из нас нет джильбаба». Он ﷺ ответил: «Пусть её сестра даст ей из своего джильбаба»».

— Что же касается химара (платка), то это – покрывающая голову материя, которая скрывает волосы, шею и разрез груди на платье «аль-Джайб». Всевышний Аллах говорит:

وَلْيَضْرِبْنَ بِخُمُرِهِنَّ عَلَىٰ جُيُوبِهِنَّ ۖ

«И пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди» (24:31).

Т.е. женщинам следует прикрывать платками свои шеи и груди, чтобы скрыть то, что осталось неприкрытым рубахой либо другой нижней одеждой – область шеи и груди.

— Что касается табарруджа, то это – украшения, привлекающие внимание. Так, брюки (штаны) скрывают аврат, но если поверх них не надет джильбаб, тогда возникает табаррудж. Парик так же относится к табарруджу, потому как привлекает внимание. А поэтому не дозволено ношение парика в общественных местах в открытой форме, даже если при этом женщина была в джильбабе. Допустимо, если парик был полностью спрятан под платком таким образом, чтобы перед посторонним взглядом ничего не просматривалось. Украшение, даже если оно скрыто, но привлекает взор, будет считаться табарруджем, как об этом сказал Всевышний Аллах в отношении браслетов на ногах, скрытых под платьем, которые при ходьбе издают звук. Если женщина ударила ногой о землю, и при этом издаётся звук браслета, то это – табаррудж, даже если он и скрыт под одеждой, т.к. из-за звука он стал привлекать внимание:

وَلا يَضْرِبْنَ بِأَرْجُلِهِنَّ لِيُعْلَمَ مَا يُخْفِينَ مِنْ زِينَتِهِنَّ

«И пусть они не стучат своими ногами, давая знать об украшениях, которые они скрывают» (24:31).

б) Что же касается того, относится ли парик к вопросу об удлинении волос, то на самом деле это не так. Парик не считается удлинением волос. Женщина, которая удлиняет себе волосы, и та, которая ей оказывает подобную услугу, – занимаются удлинением волос, т.е. к родным волосам добавляются другие, чтобы они казались длинными и красивыми. В толковых словарях арабского языка приводится значение слова «валися» (удлиняющая себе волосы) – Лисан аль-Араб: «Василя из числа женщин – это те, кто присоединяют к своим волосам другие волосы». Данное действие является запретным при любых обстоятельствах, где бы ни находилась женщина, даже в собственном доме. Основанием этому служит хадис, который вывел Бухари от Абу Хурайры (р.а.), от Пророка Аллаха ﷺ:

لَعَنَ اللَّهُ الْوَاصِلَةَ وَالْمُسْتَوْصِلَةَ ...

«Аллах проклял ту, которой удлиняют волосы, и ту, которая делает это».

Париком же считаются волосы, которые одеваются поверх своих волос. И это считается табарруджем, который недопустим для женщины в общественной жизни, как и ношение штанов без должного джильбаба, что так же считается табарружем. А табаррудж, как известно, запрещён по Шариату.

Основываясь на вышеизложенном, женщина может одеть парик перед мужем из соображений красоты (в рамках личной жизни). Но недопустимо, чтобы ношение парика происходило в общественной жизни без платка, который скрывал бы его полностью, ведь появление женщины в общественном месте в парике считается табарруджем и запретным поступком.


Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта.
23 Рабиъ аль-авваль 1436 х.
14.01.2015 г.

Серия ответов амира Хизб ут-Тахрир шейха Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты на вопросы посетителей его страницы в Фейсбук «Ответ фикхий»

Главное меню