Ответ Маъну ас-Сарсуру
Вопрос: Мир Вам от Аллаха. Я работаю в одном из палестинских университетов, и часто нам приходится работать сверхурочно. Но заработную плату за сверхурочную работу мы не получаем, и она остаётся долгом за университетом.
Таким образом, сумма накопленного долга за годы сверхурочной работы часто может превышать нисаб (установленный минимум для выплаты закята). Этот долг считается реальным, но неизвестно, когда его можно будет получить. Я, например, не получаю плату за сверхурочную работу уже четыре года и не знаю, когда получу её. Должен ли я выплачивать с этих денег закят или нет? Если нужно выплачивать, то это делается один раз во время получения, или нужно делать это каждый год?
Примечание: многие преподаватели находятся в замешательстве касательно данной темы и ищут окончательный ответ.
Ответ: Я понял из Вашего вопроса то, что получение платы за сверхурочную работу согласовано с университетом и что Вы заслуживаете получение определённой платы при выполнении своей работы. Если же университет не смог заплатить Вам, то это считается его долгом… И это не является «премиальными» или вознаграждением, как если бы Вы выполнили сверхурочную работу по своей инициативе, а университет дал бы Вам столько, сколько пожелал, или вообще бы ничего не дал… Если я правильно понял Вас, то ответ на Ваш вопрос содержится в книге «Имущество в государстве Халифат» в следующем абзаце:
«…Если какому-то человеку должны вернуть долг, и ему должен богатый и не оттягивающий выплату человек, и кредитор может попросить о возврате долга и заполучить его в любое время, когда пожелает, тогда он должен выплатить закят с этих денег по истечении года. Передаёт Ибн Убайд от Умара ибн аль-Хаттаба, что он сказал: «Если наступил срок уплаты закята, то посчитай, сколько тебе должны и сколько есть у тебя, затем сложи всё это и выплати закят (из полученного)». Передаётся от Усмана ибн Аффана, что он сказал: «Закят выплачивается с долга, который ты можешь заполучить от должника, если потребуешь». Передаёт Абу Убайд от Ибн Умара, что он сказал: «Ты должен выплачивать закят по истечении года с любого долга, который ты можешь заполучить, если потребуешь».
Если же долг был на бедном человеке, или на богатом, но оттягивающем выплату, то закят с таких денег выплачивается только после их получения на руки. Если он получил их на руки, то нужно выплатить закят с них за все годы, в течение которых они находились у должника. Передаётся от Али (да будет доволен им Аллах) о долге, который надеются получить: «Если он прав, то, когда получит его, пусть даст с него закят за всё прошедшее время». Передал Абу Убайд и передаётся также от Ибн Аббаса, что он сказал о долге: «Если ты не надеешься получить долг, то не выплачивай закят с него. Если же ты получил его, то выплати закят с него»». Конец цитаты из книги «Имущество в государстве Халифат».
А поэтому Ваша заработная плата, которая висит на университете в виде долга – Вы не должны выплачивать с неё закят в настоящее время. Напротив, Вы должны сделать это тогда, когда университет выплатит Вам её. Вы не знаете, когда получите свою заработную плату, не можете потребовать её от университета в желанное время. И, поскольку дела обстоят так, Вы должны выплатить закят тогда, когда получите её. И тогда Вы выплатите закят за прошлые годы с учётом того, что Ваше имущество достигло нисаба (установленный минимум) и прошёл год. То есть Вы выплатите закят за все прошедшие годы по истечении установленного года в отношении Вашего имущества, достигшего нисаба (установленный минимум). Вы выплачиваете закят не только за один год, но и за все годы после истечения установленного года в отношении нисаба (установленный минимум)…
Я прошу Всевышнего Аллаха благословить Ваше имущество, семью и детей.
Ваш брат Ата ибн Халил Абу ар-Рашта.
3 Зуль-каъда 1437 г.х.
06.08.2016 г.