Вопрос: Шейх, я хочу задать вопрос о 3-х днях как крайнего срока для назначения халифа после отставки предыдущего.
В книге «Госаппараты Халифата» сказано, что эта длительность (времени) основывается на приказе Умара, да будет доволен им Аллах, убить любого из шести сподвижников, если они не придут к соглашению (о кандидатуре) через 3 дня. Вопрос в следующем: некоторые люди утверждают, что этот риваят из Ат-Тарих ат-Табари является слабым (даиф). Что вы скажете об этом? Да воздаст вам Аллах благом. Ahmad Nadhif.
Ответ: Мир вам, милость Аллаха и Его благословение.
Событие, когда Умар, да будет доволен им Аллах, определил для сподвижников срок в три дня для избрания халифа, происходило на виду у сподвижников. Умар, да будет доволен им Аллах, в присутствии сподвижников сказал Сухайбу: «Будешь имамом для людей в намазе на протяжении трех дней. Собери Али, Усмана, аз-Зубайра, Саада, Абд ар-Рахман ибн Ауфа и Талху, если он вернется. Следи за ними, и если пятеро из них согласятся с одной кандидатурой, а один станет отвергать, то отруби мечем ему голову…». Это передал Ибн Шабба в книге «Тарих аль-Мадина» и Ат-Табари в своей книге «ат-Тарих ат-Табари». Риваят с таким же содержанием передал Ибн Саад в книге «ат-Табакат аль-Кубра». Умар сказал это, несмотря на то, что данные люди были из числа великих сподвижников, состояли в Шуре, и с ними всегда держался совет. Это происходило в присутствии и на виду сподвижников. Нет сообщений о том, что кто-то из них был иного мнения в этом, выступил против или отвергал.
Следовательно, данное положение является единодушием со стороны сподвижников в том, что мусульманам не дозволяется оставаться без халифа на протяжении более трех дней и ночей. Единодушие сподвижников служит таким же шариатским доказательством как Коран и Сунна. Поэтому когда место халифа становится свободным, мусульманам отводится лишь трехдневный срок для того, чтобы они выбрали следующего халифа. Исключением является положение, которое в силу непреодолимых обстоятельств мешает им исполнить это. В таком случае грех за неисполнение данной обязанности снимается с них, поскольку они заняты ее исполнением, но срок ее исполнения вынужденно оттягивается. Ибн Хиббан и Ибн Маджа передали от Ибн Аббаса: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине Аллах снял с моей Уммы ответственность за ошибку, забывчивость и за то, к чему они принуждаются». Если же они не были заняты исполнением этой обязанности, то все впадают в грех до появления халифа. С его появлением эта обязанность снимается с них, а грех, совершенный ими по причине их бездействия в установлении халифа, остается на них, за который они будут спрошены Аллахом, как и за любой другой грех, совершенный мусульманином из-за неисполнения им обязанности.
Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
25 Раджаб 1434 г.х.
04.06.2013 г.