22
Пт, нояб

Ответ на вопрос относительно недозволенности полагаться на астрологические расчеты в определении начала месяца

Ответы Амира
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Адресован Omar Mohd

ВОПРОС: Ассаляму алейкум.

Я прочитал ответ на вопрос о недозволенности полагаться на астрологические расчеты для определения наступления месяца, и пусть Аллах воздаст вам за ответ. Но остался один важный пункт, который я хочу, чтобы вы разъяснили:

Некоторые говорят о необходимости полагаться на расчеты в определении правильности видения, т.е. если правильные расчеты говорят о том, что еще нет новолуния и пришел человек, который свидетельствует что он видел луну, то они не принимают его свидетельство и считают, что он увидел нечто такое и подумал, что это луна. Поэтому его свидетельство не принимается. Я читал истории о подобных случаях, имевшие место в исламском прошлом, когда не было принято свидетельство. Об этом сказал имам аль-Кады Такыюддин Али ибн Абдуль Кяфи ас-Субки ад-Димашкый, автор книги «аль-Ибхадж фи шарх аль-Минхадж» по усуль фикху. Он приводит это мнение и некоторые подобные случаи в своей книге «Распространенные знания в подтверждении наступления месяца». В прошлые годы было так, что астрономы объявили о том, что новая луна не появится, пока не сядет солнце. Затем было объявлено о наступлении месяца в тот же самый вечер. Ответьте нам, пусть Аллах воздаст вам благом и осуществит победу вашими руками.

ОТВЕТ: Вассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху.

Мой прошлый ответ о необходимости полагаться на видение воочию луны и не полагаться на астрономические расчеты исчерпывающий, по воле Аллаха. Но ты говоришь, что читал его. Несмотря на это я отвечу тебе:

Брат, относительно поста и разговения доказательства ясные – видение является причиной поста и разговения: «Поститесь с видением молодого месяца и разговляйтесь с видением месяца». Мы объясняли это в прошлом ответе.

Что касается того, что нужно полагаться на расчеты, то Всевышний Аллах решил этот вопрос, так, что свидетельство наступления месяца является причиной начала поста. Пророк ﷺ пояснил, что это свидетельство и есть видение…

Что касается того, что необходимо убедиться в достоверности слов свидетелей, то это дело судьи. Он опрашивает свидетеля и убеждается в достоверности видения им воочию луны и опрашивает тех, кто вокруг него… То есть он использует все свои возможности, чтобы убедиться в свидетельстве людей. Относительно истории того судьи, который оспаривал свидетеля видевшего новолуние, этот судья после рассмотрения увидел волосок в глазу свидетеля, и после того, как устранил его, спросил свидетеля: «Где луна?» И свидетель перестал видеть ее!

Что касается применения расчета, чтобы знать о рождении нового месяца, то мы не постимся согласно действительности новолуния. Напротив, согласно его видению. Достоверных хадисов по этому поводу очень много. Например, хадис аль-Бухари, в котором говорится: «Нам передал Адам, передал Шуъба, передал Мухаммад ибн Зияд, который сказал: «Я слышал как Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк ﷺ сказал: «Поститесь с видением новолуния и разговляйтесь с видением новолуния, а если она будет скрыта от вас, то завершите шаъбан тридцатым днем». Это значит, что луна может быть будет, но она будет скрыта облаками и мы завершаем Шаъбан тридцатью днями.

Брат, наша обязанность придерживаться текста, который определяет видение.

По этому поводу я вспомнил историю, как будто это было с исламской конференцией или исламскими учеными, или с кем-то в этом роде в Марокко несколько лет назад. Некоторые предложили подниматься на самолете на тридцатую ночь, чтобы увидеть луну и чтобы облака не мешали видению!

Всевышний Аллах определил причины для обрядов поклонения, которые должны соблюдаться. Мы не должны усложнять для себя эти вопросы. Аллах желает для нас легкости: «Аллах желает для вас легкости и не желает трудности». А легкость – это следование за законами шариата как приводится в Исламе.

Затем, есть другая сторона и это то, что астрономы разногласят по поводу количества часов, которые должны пройти для рождения луны и чтобы она была видна после заката. Поэтому один может сказать согласно расчету, что ее не будет видно. И может быть, ее можно будет видеть в одном месте, но не будет видно в другом. И может быть в одном месте после заката ее будет видно две минуты, а в другом пятнадцать… И так далее.

Поэтому в применении расчетов для отрицания или подтверждения видения луны есть сложность, которую не приказывал нам Всевышний Аллах. Напротив, все тексты предельно ясны и не приемлют иной трактовки.

Ваш брат Ата ибн Халил Абу ар-Рашта
03 Шаъбан 1434г.х.
12 июня 2013г.


Серия ответов амира Хизб ут-Тахрир, шейха Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта, на вопросы посетителей страницы в Фейсбуке.