22
Пт, нояб

Брать взаймы у человека, который не соблюдает положения харам и халял

Ответы Амира
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

от Najmeddine Khcharem

Вопрос: Мир Вам! Брат одного моего приятеля и коллеги работает за границей, и его не заботит соблюдение принципов харам и халял в заработке. Однако приятелю нужны средства для содержания дома, а он не в состоянии заплатить за него аренду. Приятель спрашивает, может ли он занять у своего брата, причём известно, что последний также настаивает на этом?

Ответ: И Вам мир, милость Аллаха и Его благословение!

В обращении между людьми существуют три вида товара (вокруг которых возникают сомнения):

1- Товар, запрещённый в своей сути, например, хамр (вино). Его запрещено дарить, занимать, покупать, продавать и т.д. Любой вид обращения данного товара является харамом как для владельца, даруемого, продающего, покупающего, так и для занимающего и всех остальных. Посланник ﷺ сказал:

حُرِّمَتِ الْخَمْرُ بِعَيْنِهَا

«Запрещён хамр (одурманивающее) по своей сути» (вывел ан-Насаи).

2- Краденное или ограбленное. Такой товар является запретным для вора или грабителя. Его запрещено дарить, давать взаймы, покупать и продавать, он запретен для того, кто его обретает, кому дарят, кто продаёт, покупает или занимает и т.д. — любое обращение такого товара является харамом, потому что это — право хозяина, и где бы оно ни находилось, его необходимо вернуть владельцу. Из доказательств сказанному — следующее:

От Самура сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ говорил:

إِذَا سُرِقَ مِنَ الرَّجُلِ مَتَاعٌ، أَوْ ضَاعَ لَهُ مَتَاعٌ، فَوَجَدَهُ بِيَدِ رَجُلٍ بِعَيْنِهِ، فَهُوَ أَحَقُّ بِهِ، وَيَرْجِعُ الْمُشْتَرِي عَلَى الْبَائِعِ بِالثَّمَ

«Если у человека украдут какую-нибудь вещь или он потеряет какую-то вещь, затем найдёт (встретит) её в руках другого человека, то первый (у кого украли или кто потерял) имеет на неё больше прав, чем последний, а покупатель должен востребовать у продавца её стоимость» (Ахмад).

Ограбленное таким же образом принадлежит тому, у кого его отняли, и отнявший обязан вернуть отнятое собственнику согласно сообщению от Самура, что Пророк ﷺ сказал:

عَلَى اليَدِ مَا أَخَذَتْ حَتَّى تُؤَدِّي

«Рука — в долгу за то, что взяла, пока не вернёт» (ат-Тирмизи).

3- Товар, который в основе является дозволенным (мубах), как, например, деньги, золото, серебро, денежные банкноты, но заработанный через запрещённые Шариатом операции, такие как проценты, азартные игры, акции, биржевые облигации и т.д. Такое имущество является запретным для того, кто его зарабатывает. Но запрет не распространяется на тех, кто получает это имущество от того, кто его приобрёл через проценты или азартные игры и другие запрещённые методы. Например, дозволено продавать товар такому человеку и брать за него его деньги, женщина может брать от ростовщика сумму, которая ей причитается, родственники могут от такого человека получать подарки, брать у него взаймы и иметь с ним другие подобные дозволенные Шариатом обращения. Грех за такое имущество падает на ростовщика, а не на того, кто получает от него прибыль, деньги на содержание, подарки или берёт взаймы. Аллах сказал:

وَلَا تَكۡسِبُ كُلُّ نَفۡسٍ إِلَّا عَلَيۡهَاۚ وَلَا تَزِرُ وَازِرَةٞ وِزۡرَ أُخۡرَىٰ

«Каждая душа приобретает грехи только во вред самой себе. Ни одна душа не понесёт чужого бремени» (06:164).

Несмотря на это, исходя из набожности, лучше не иметь отношений с владельцами запретного имущества, полученного путём ростовщичества, биржевых операций и т.д., не продавать им и не принимать от них подарков, не продавать свой товар за деньги, запачканные ростовщичеством. Мусульманину следует избегать всего того, что является нечистым и непрозрачным. Сподвижники Посланника Аллаха ﷺ всеми путями сторонились многих подобных дозволенных вещей, опасаясь приближения к запретному (харам). Посланник Аллаха ﷺ сказал:

لَا يَبْلُغُ العَبْدُ أَنْ يَكُونَ مِنَ المُتَّقِينَ حَتَّى يَدَعَ مَا لَا بَأْسَ بِهِ حَذَرًا لِمَا بِهِ البَأْسُ

«Раб не достигнет степени богобоязненных, пока не воздержится от того, в чём нет ничего зазорного, опасаясь того, в чём есть что-то зазорное» (ат-Тирмизи).

Исходя из вышесказанного, для Вас дозволено брать взаймы у брата, даже если он занимается биржевыми операциями, акциями или процентами. Грех лежит на нём, и нет ничего греховного в том, что Вы возьмёте у него в долг. Однако, с точки зрения богобоязненности и набожности, достойнее будет не иметь дела с такими людьми. Если есть возможность взять взаймы у того, кто соблюдает нормы запретного и дозволенного Аллахом, то так будет лучше, но если Вы займёте у своего брата, который не соблюдает в заработке принципы харам и халял, то на Вас нет греха.


Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
8 Раджаба 1438 г.х.
05.04.2017 г.

Серия ответов учёного шейха Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, приведённые на его странице в Фейсбуке «Фикх»