Адресован Абу Ясиру
ВОПРОС:
Мир вам, милость Аллаха и Его благословение.
У меня вопрос: я живу в городе Халил ар-Рахман. Все знают о тех бедах, которые постигли нас из-за этой пагубной власти. Мой вопрос состоит из двух частей:
1. Являются ли грешниками все, кто находятся в органах этой власти? То есть, допустимо ли работать в этих органах, в том числе дорожным полицейским?
2. Каково решение относительно людей, которые работают в их учреждениях, как строители, облицовщики, маляры и так далее?
ОТВЕТ:
Мир вам, милость Аллаха и Его благословение.
1. Касательно работы полицейским при власти:
- Вывел Абу Яъля в своем «Муснаде» и Ибн Хиббан в своем «Сахихе» вывели следующее (в версии Абу Яъля): «Передается от Абу Саида и Абу Хурайры, что «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Наступят времена, когда над вами встанут глупые правители, которые будут выдвигать вперед худших людей и оставлять позади лучших из них. Они будут откладывать совершение намазов. Кто застанет из вас это время, пусть ни за что не будет управляющим (кто управляет делами людей и осведомляет в этом правителя), полицейским, сборщиком налогов и казначеем». В этом хадисе Посланник, мир ему и благословение Аллаха, в абсолютной форме запрещает эти четыре должности под властью глупых правителей.
- Однако ат-Табарани вывел в книгах «ас-Сагир» и «аль-Аусат» от Абу Хурайры следующий риваят: «Кто застанет из вас это время, пусть ни за что не будет для них сборщиком налогов, управляющим (кто управляет делами людей и осведомляет в этом правителя) и полицейским». В хадисе говорится «пусть ни за что не будет для них», т.е. запрет является ограниченным, о чем указывают слова «для них». Это означает, что запрет во втором хадисе касается работы в пользу этих правителей, как например личная их гвардия, охраняющие их службы безопасности, а также их казначейство и другие службы, которые прикреплены за правителями.
В данном случае правила в усуль аль-фикх гласят о том, что значение абсолютного принимает значение ограниченного и, следовательно, запрет в хадисе касается работы в органах полиции, предназначенных для охраны правителей и их безопасности, как личная охрана руководителя власти и его помощников, их казначейство, полиция госбезопасности и так далее.
Что касается других обычных полицейских органов, то работа в них дозволена. Но естественно эта дозволенность не означает допустимость несправедливых действий по отношению к людям и попрания их прав. Необходимо соблюдать истину в работе, и это касается работы во всех органах и службах, а не только в органах полиции. Поэтому работа дорожного полицейского и другие подобные работы являются дозволенными.
2 – Что касается других дел, как например, быть у них наемным работником: строителем, облицовщиком, маляром (как спрашивается в вопросе), то они дозволены, потому что договор о наемном труде в дозволенных делах дозволен как с мусульманином, так и с немусульманином, исключая положение фактической войны, для которого существуют свои специальные шариатские законы. Ибн Маджа вывел от Ибн Аббаса, который сказал: «Однажды Пророк Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, оказался в нужде и об этом узнал Али, который из-за этого вышел в поисках работы, чтобы, заработав что-нибудь, отдать это Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Он пришел в сад одного иудея и набрал ему семнадцать ведер воды. Один финик – за каждое ведро. Иудей позволил ему выбрать семнадцать фиников из лучшего сорта и Али принес их Посланнику, мир ему и благословение Аллаха». Это сообщение вывел также ат-Тирмизи, и оно служит доказательством дозволенности трудового найма в дозволенных делах с не соблюдающим мусульманином, поскольку он дозволен даже с немусульманином. Таким образом, наниматься к властям для работы в дозволенных делах является допустимым.
Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
29 Раджаб 1434г.х.
08.06.2013г.
Серия ответов амира Хизб ут-Тахрир, шейха Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта, на вопросы посетителей страницы в Фейсбуке.