08
Вс, дек

Обязаны ли мусульмане одновременно начинать и завершать пост в Рамадан?

Ответы Амира
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Вопрос: Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

Ссылаясь на Ваше послание от 24.06.2018 о наблюдении за появлением полумесяца Рамадана, хотелось бы сказать следующее:

Разница во времени между Палестиной и Калифорнией составляет десять часов. То есть, при видении полумесяца в Калифорнии у нас, в Палестине, рассвет заканчивается примерно за три часа до того. Это означает, что у нас прошла вся ночь без какой-либо информации о видении нового полумесяца и мы не начали держать пост в среду (16 мая). Выходит, что два региона физически не пересекаются в каком-либо промежутке времени ночью, где можно было бы вести совместное наблюдение за рождением нового месяца. Таким образом, в Палестине завершается ночь без установления факта рождения новой луны, поэтому мы руководствовались законом Шариата относительно тех, от кого скрыта луна, и не держали пост в этот день. Если же мы захотим восполнить упущенный день поста в следующем месяце, т.е. в месяце Шавваль, то это будет означать, что мы восполняем «день сомнения», в который вообще нельзя поститься (поскольку не было установлено видение луны).

Важное примечание: области, разделённые линией перемены дат, сходятся в лунном календаре, т.е. начало лунного месяца они встречают совместно, несмотря на разницу во времени в 24 часа. Причиной тому служит то, что начало лунного месяца определяется не наступлением нового дня согласно международному календарю, а видением новой луны.

Ответ: Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху.

Я прочитал Ваше сообщение, и, кажется, путаница произошла в теме полумесяца Рамадана.

Дорогой брат! Есть положения, которые просто необходимо знать для ясности в этой теме:

1 — Посланник Аллаха ﷺ сказал:

صُومُوا لِرُؤْيَتِهِ وَأَفْطِرُوا لِرُؤْيَتِهِ

«Поститесь с видением (луны) и завершайте пост с видением (луны)» (Бухари).

Таково обращение Пророка ﷺ ко всем мусульманам, и это означает, что если в любой точке мира мусульмане увидят новую луну, то все они должны принимать это во внимание. Это очень важный пункт.

Следовательно, если кто-либо посчитает, что мусульмане не обязаны одновременно начинать и завершать пост, то это слабое мнение, противоречащее ясному хадису. Поэтому Вы сделали неправильный вывод, сказав, что жители Калифорнии должны поститься в этот день, а жители Палестины — не должны. Ваше мнение противоречит смыслу хадиса, который сводится к тому, что мусульмане должны одновременно начинать и завершать пост.
2 — Вы неправильно высчитали время между двумя регионами. В действительности дело обстоит следующим образом:

• Да, разница во времени составляет 10 часов. Координаты Палестины — 35⁰ восточной долготы, а Калифорнии — 120⁰ западной долготы. Разница между ними: 35+120=155. На 1 градус земля поворачивается за 4 минуты. Умножаем 155 на 4 и получаем приблизительно 10 часов, однако вперёд, а не назад. Таким образом, по времени Палестина опережает Калифорнию, а не отстаёт. Когда в Калифорнии начинается вечер четверга, возьмём 18:00, в Палестине ночь уже подходит к концу. Получается следующим образом 18+10=28 (24+4), т.е. в Палестине будет 4 часа утра пятницы, а это незадолго до утреннего призыва на молитву. Из этого мы видим, что Ваши расчёты неверны. Вы посчитали время назад (18-10=8) и подумали, что у вас было 8 часов утра. Когда в Палестине 8 часов утра, в Калифорнии 10 часов ночи, а, как известно, по лунному календарю ночь опережает день. В Палестине солнце восходит раньше, чем в Калифорнии, и заходит раньше. Когда в Калифорнии вечер вторника (по лунному календарю — начало среды), заход солнца происходит приблизительно в 18:00; у нас, в Палестине, в это время около 4 часов утра той же среды. Получается, что есть короткий промежуток времени, когда ночь и там, и тут. В этой совместной части ночи можно одновременно вести наблюдение за появлением луны.

• Если мы предположим, что два региона не имеют общую часть ночи, когда можно было бы вместе вести наблюдение, то всё равно начало и конец поста должен быть совместным. Далее мы объясним:

Предположим, что у нас три региона — «а», «б» и «в». Если «а» имеет общую часть ночи с «б», тогда они начинают пост вместе. Далее «б» имеет общую часть ночи с «в» и они начинают пост вместе. Таким образом, «а» должен начинать и завершать пост вместе с «в», имеют они общую часть ночи или нет. Причиной этого является то, что они имеют общую часть ночи с регионом «б». Такое объяснение применимо ко всем регионам земного шара, а хадис «Поститесь с видением (луны) и завершайте пост с видением (луны)» на самом деле касается всех мусульман мира.

3 — Предположим, что Палестина не имеет общую часть ночи с Калифорнией, как Вы посчитали; в таком случае есть общие регионы между ними. Например, Африка имеет общую часть ночи с Калифорнией и общую часть ночи с Палестиной, поэтому африканцы начинают и завершают пост вместе с Калифорнией и вместе с Палестиной. Получается, что Палестина и Калифорния начинают и завершают пост одновременно. Таким же образом все регионы земного шара начинают и завершают пост одновременно, а хадис Посланника Аллаха ﷺ соответствует действительности. Так что мусульмане обязаны начинать и завершать пост одновременно.

4 — Если вернёмся к вашему мнению о том, что между Калифорнией и Палестиной должна быть общая часть ночи, чтобы они могли начинать и завершать пост одновременно, а они, согласно Вашим расчётам, не имеют такую часть ночи, то это означало бы отмену хадиса Посланника Аллаха ﷺ, по которому мусульмане обязаны начинать и завершать пост одновременно. Всё это противоречит тому, что мы приняли (сделали табанни) и к чему призываем — единство мусульман в начале и завершении поста. Об этом мы заявили в обращении к мусульманам всего мира 25 Шаъбана 1415 г.х. (14.12.1998 г.).

5 — Что касается Вашего предположения о том, что в Палестине вечер начинается тогда, когда в Калифорнии солнце уже взошло, и как держать пост в таком случае? Мы ответим, что в этом нет проблем. Мы в Палестине видим новую луну после захода солнца (в среду) и начинаем пост в четверг. В Калифорнии в это время день среды. Если у них солнце садится в среду, одинаково увидели они луну или нет, в четверг они обязаны держать пост, поскольку луну видели у нас. Если же мы не увидели луну в среду вечером, и после этого они у себя увидели её, т.е. к нам информация о видении луны дошла днём в четверг, тогда мы восполняем пост этого дня. Так следует поступать как относительно начала поста, так и конца. Подобное случалось во времена Посланника Аллаха ﷺ. Приводит Ахмад в книге «Муснад», что Абу Умайр ибн Анас слышал, как группа сподвижников из числа ансаров говорили:

غُمَّ عَلَيْنَا هِلَالُ شَوَّالٍ فَأَصْبَحْنَا صِيَامًا فَجَاءَ رَكْبٌ مِنْ آخِرِ النَّهَارِ، فَشَهِدُوا عِنْدَ رَسُولِ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَنَّهُمْ رَأَوُا الهِلَالَ بِالأَمْسِ؛ فَأَمَرَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَنْ يُفْطِرُوا مِنْ يَوْمِهِمْ، وَأَنْ يَخْرُجُوا لِعِيدِهِمْ مِنَ الغَدِ

«Однажды, луна месяца Шавваль была скрыта от нас, и мы начали следующий день с поста. В конце дня к нам прибыли всадники, которые засвидетельствовали перед Пророком ﷺ, что вечером (прошлого дня) они видели молодую луну. Затем Посланник Аллаха ﷺ приказал мусульманам прервать пост и на следующий день выходить для совершения праздничной молитвы».

Посланник Аллаха ﷺ приказал мусульманам прервать пост в тот день, который они считали последним днём Рамадана. И всё это потому, что другие мусульмане увидели новую луну за пределами Медины. Всадники увидели луну до того, как прибыли к Посланнику Аллаха ﷺ, но жители Медины не знали об этом и начали следующий день с поста. Но когда до них дошла весть от других мусульман о видении новой луны, Посланник Аллаха ﷺ приказал им прервать пост. Сегодня в каждом государстве есть технические возможности сразу же сообщить всему миру о видении луны. Таким образом, мусульмане обязаны начинать или завершать пост сразу же после получения информации о видении луны из любой местности земного шара.
Всё это не сложно, особенно учитывая тот факт, что практически каждый мусульман имеет доступ к социальным сетям, где может получить информацию сразу же после публикации.

6 — Теперь поговорим о «дне сомнения». Дело обстоит не так, как Вы сказали. Этот день является 30 числом Шаъбана, в котором Вы не получили информацию о видении новой луны из какой-либо местности на земле. В этот день вам нельзя держать пост. Но если Вы начали новый день не с поста, поскольку подумали, что это «день сомнения», а затем получили информацию о том, что где-то видели луну, тогда это уже не «день сомнения», поскольку был установлен факт видения новой луны. В таком случае необходимо восполнить упущенный день поста.

Подытоживая, я скажу, что слова Посланника Аллаха ﷺ «поститесь с видением (луны)» касаются всех мусульман, и если кто-то говорит обратное, то он ошибается.


Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
22 Шаъбана 1440 г.х.
28.04.2019 г.